Лидия Голубева приняла участие в обсуждении первых итогов реформы МСУ на заседании Общественной палаты

29 сентября в Москве состоялось третье пленарное заседание Общественной палаты РФ, посвященное проблемам местного самоуправления, на которое была приглашена и выступила с докладом мэр Великих Лук Лидия Голубева. Как сообщили ПАИ в пресс-службе великолукской мэрии, в заседании приняли участие 105 членов Общественной палаты, представители Федеральных органов власти, депутаты Госдумы РФ, члены Совета Федерации РФ, члены Московской городской Думы и представители органов местного самоуправления всех уровней - от сельсовета до крупных муниципальных образований.

 

Открывая заседание, секретарь ОП РФ Евгений Велихов сказал, что решение о рассмотрении членами Палаты проблем, возникших в ходе реформы местного самоуправления, принято в связи с тем, что на практике осуществление положений 131 ФЗ сталкивается с огромным количеством сложностей, от финансовых до кадровых. "Задача Палаты – развивать инициативу, активность граждан, начиная от муниципалитета и кончая самым высоким общероссийским уровнем. Мы рассчитываем на то, что общество будет заинтересовано в дискуссии по вопросам местного самоуправления", - подчеркнул он.

 

С основными тезисами доклада "О состоянии местного самоуправления в РФ" выступил Председатель Комиссии ОП РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев. По его словам, главная проблема состоит в том, что "государство одной рукой предоставило городам и весям право на самостоятельное хозяйствование, а другой - лишило руководителей даже минимальной самостоятельности и опутало множеством оговорок о финансах, собственности, земле и т.д.". "Страну надо знать и в местном измерении. Местное самоуправление – это право для жителей и обязанность для государства. Поэтому совершенно недопустимо самоустранение государства от ответственности за передачу полномочий местному самоуправлению, например, по обслуживанию жилищного фонда, который находится в жесточайшем кризисе", - отметил Глазычев.

 

Все выступающие говорили о том, что 131 ФЗ должен работать в рамках урегулированных межбюджетных отношений. Как отметил заместитель министра регионального развития РФ Виталий Шипов: "Деньги должны быть распределены пропорционально обязанностям на всех уровнях бюджетов. Нельзя оставлять органы МСУ в роли просителей и иждивенцев".

 

Руководители муниципальных образований отмечали общие для всех проблемы – недостаточное финансирование переданных полномочий, нечеткое определение финансовых нормативов и юридического содержания некоторых функций, ограничения на состав муниципального имущества и неурегулированность земельных отношений. Особо подчеркивалось, что сегодня бюджетная политика не дает муниципальным образованиям возможности формировать бюджеты с учетом перспективного развития. "Задачи должны решаться с учетом мнения тех, для кого эти решения принимаются", - подчеркнул мэр Екатеринбурга Александр Чернецкий.

 

В выступлении мэра Великих Лук Лидии Голубевой были обозначены важные для города проблемы. "Постоянно сокращается численность населения. Только за последние 11 лет мы потеряли 12 тысяч человек! Снижается численность трудоспособного населения, город "стареет" - около 30% – люди пенсионного возраста. Растет смертность и снижается рождаемость. Это следствие того, что молодежь уезжает из Великих Лук. Получив высшее образование за пределами города, назад возвращаются не более 10%. Молодые люди не хотят жить в городе, у которого нет возможности развиваться. А без развития – нет и будущего. И виной тому не только демографические и миграционные процессы, а, в первую очередь, социально-экономическая ситуация", - заявила Лидия Голубева.

 

По ее информации, собственные доходы городского бюджета постоянно сокращаются. Только в 2005 г. они уменьшились по сравнению с 2004 г. более чем в 2 раза. Здесь роль сыграло как изменение межбюджетных отношений с Федеральным центром, так и перераспределение налогов в пользу субъектов Федерации. Если в 2004 г. городской бюджет формировался за счет отчислений от 16 федеральных и региональных налогов, то с 2005 г. – только от 5. Остальные "ушли" в областной и федеральный бюджеты. Значительно уменьшился норматив по налогу на доходы физических лиц. В результате, в 2005 г. местный бюджет недополучил собственных доходов около 250 млн. руб. К тому же по основным налогам, поступающим в бюджет города и составляющим более 95% всех налоговых доходов, платежи вносятся квартально. Как следствие, неравномерное исполнение бюджета, с элементами кризисных ситуаций.

 

"Россия – огромная страна. Малых и средних городов в ней тысячи. Но именно эти города – опора и гордость России, её фундамент, основа государственности и культурных традиций. Поэтому с интересами даже небольших муниципальных образований необходимо считаться", - заключила Лидия Голубева.

 

Как добавили в пресс-службе, реформа местного самоуправления проходит поэтапно, первые ее результаты были проанализированы членами Общественной палаты в ходе работы в Сибирском, Центральном, Северо-Западном и Южном федеральных округах. Выводы, замечания и предложения профильной комиссии легли в основу документа, который был направлен в Государственную Думу РФ и Правительство.

 

В нем, в частности депутатам ГД РФ рекомендуется отрегулировать порядок компенсаций региональных и местных бюджетов, принять закон о государственных гарантиях жизнеобеспечения городов, а также базовые законы на ЖКХ, четко разграничить собственность и полномочия между регионами и муниципальными образованиями.

 

Правительству РФ члены палаты также рекомендуют заняться финансовым оздоровлением ЖКХ, пересчитать расходные обязательства муниципальных образований, увеличить долю средств на расходы бюджетов и закрепить за ними доходные источники.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...