Парламентские спецэффекты: Перезагрузка
27 ноября 2006 года. 63-я очередная сессия Псковского областного Собрания депутатов (ПОС). Из 31 парламентария в актовом зале администрации области присутствуют 27. Спикер ПОС Борис Полозов объявляет заседание открытым и акцентирует внимание на том, что сессию посетил сенатор от ПОС Николай Медведев.
Гвоздем программы, бесспорно, обещает быть вопрос об Избирательном кодексе Псковской области. Собственно ради него и созывалась на три дня раньше запланированного очередная сессия. (В декабре депутаты должны назначить дату выборов, но прежде необходимо внести правки в местный закон о выборах). Он значится первым пунктом. Однако к коллегам обращается председатель комитета ПОС по бюджету, финансам и налоговой политике Анатолий Копосов. Он предлагает перенести рассмотрение судьбоносного в свете предстоящих выборов регионального парламента законопроекта на "после как минимум получасового перерыва". "Документ положили только что. Его должны обсудить на комитете по законодательству", - комментирует он. Парламент одобрительно голосует за предложение и пускается в работу над основной повесткой. В каком-то смысле такой поворот событий даже удобен - первый вопрос допповестки также посвящен Избирательному кодексу. Этот законопроект, в отличие от предыдущего, внесен не областным избиркомом, а группой депутатов – Юрием Шматовым, Иваном Лысковцом и Владимиром Меньшиковым. Было бы логично рассмотреть их вместе…
Все 7 "основных" пунктов пройдены за 15 минут. Ни докладов, ни вопросов, ни сомнений при принятии решений. "Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении… во втором чтении… принять проект постановления за основу…", - не успевал повторять рупор Собрания Борис Полозов. Депутаты одним жестом руки дали добро на создание второго в регионе Дома ребенка, выделили денег на вакцинопрофилактику, подписались под своей же законодательной инициативой, касающейся количества мировых судей и судебных участков в субъектах РФ, обращением к высшему эшелону власти по поводу федеральных долгов и наградили псковичей почетными грамотами ПОС. Никаких "против", разве что Павел Николаев неожиданно не поддержал идею о детском доме.
Через четверть часа после начала сессии, перерыв решили не объявлять и продолжить в том же духе по дополнительной повестке. Небольшая заминка произошла на вопросе строительства в сельской местности. В момент голосования по залу пошли смешки. Депутатам разносили пачки бумаг. Оказалось, что это и есть проект решения. Ради приличия парламентарии попросили председателя по экономической политике Михаила Гавунаса зачитать вслух составленный в спешке документ. Он озвучил его с чувством, толком и расстановкой… Далее вновь все пошло как по маслу.
Запнулись законодатели на "больном" в буквальном смысле вопросе. Им предстояло внести изменения в бюджет областного фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2006 год. С подачи Анатолия Копосова, который отметил, что на комитете документ вызвал "серьезные замечания", законопроект спровоцировал массу ярких выступлений. Особенный колорит обсуждению придал недавний арест верхушки федерального ФОМСа, а главной темой дебатов стало дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО). Согласно докладу представителя псковского ФОМСа, для того, чтобы до конца года обеспечить всех льготников лекарствами, не хватает 110 млн. рублей.
Депутатов волновали разного рода вопросы: от разницы стоимости льготных и розничных препаратов, до происхождения десятков миллионов рублей, найденных в сейфах руководства федерального ФОМСа. Многих парламентариев вопрос ДЛО "задел за живое". В подтверждение отсутствия в аптеках льготных медикаментов Елена Бибикова привела в пример ситуацию своей свекрови. Андрей Букин, упомянув свою маму, сообщил, что люди падают в обморок в очередях. Он и выразил мнение большинства, заявив, что депутаты "готовы помочь, скажите чем".
В целом, народные избранники сошлись во мнении, что федеральный закон о монетизации льгот несовершенен, и поэтому "буксует". Они пришли к выводу, что необходимо ликвидировать льготы как таковые. Борис Каракаев посчитал, что "во всей этой системе виноваты сами депутаты", и предложил "давать деньги, но не чиновнику, а Петрову, Иванову, Сидорову". Его мнение разделил Алексей Мешков, который предложил "добавить к пенсии 1 тыс. рублей". По окончании прений областной парламент узаконил изменения в бюджете псковского областного ФОМСа на сумму в 110 млн. рублей и решил, что надо просить переписать федеральный закон. В связи с этим, депутаты проголосовали за то, чтобы направить соответствующие обращения в федеральные органы власти.
До 11 часов допповестка себя исчерпала. На этот раз перерыв все же объявили.
Избирательный кодекс Псковской области последний раз претерпевал изменения осенью 2006 года, когда парламентарии разбили единый партийный список на общеобластную часть, в которую должны войти не более 5 кандидатур (в избирательном бюллетене можно увидеть три первых кандидатуры), и региональный список – в составе трех кандидатур по каждому из 22 избирательных округов. В начале ноября депутаты вновь вернулись к вопросу о кодексе. Павел Николаев обратил внимание коллег на то, что месяцем раньше они, может быть, о том не подозревая, приняли закон, ужесточающий порядок выдвижения кандидатов. Он подчеркнул, что областной кодекс обязывает партии, участвующие в выборах, представлять свои региональные группы по всем округам, в противном случае партия снимается с предвыборной гонки. Тогда как федеральный закон о выборах не обязывает, а дает на это право! Его поддерживал Иван Лысковец, который предположил, что подобная норма случайно попала в областной закон. И просил законодателей вдуматься и изменить документ. Однако не был услышан.
И вот вновь Избирательный кодекс – в повестке дня. Докладчик по вопросу, председатель облизбиркома Михаил Иванов говорит, что в проекте – небольшие технические изменения. Главное – это увеличения партийного списка с 66 до 71 кандидатуры. В рамках обсуждения к каждой букве документа, как истинный законодатель, "придирается" Иван Лысковец. Он задает М. Иванову основной вопрос: "меньше какого числа региональных групп не должно быть, чтобы не сняться с выборов?" Руководитель избиркома отвечает – не меньше 22. "Все слышали позицию областной избирательной комиссии?" - обращается И. Лысковец к парламенту. На что М. Иванов парирует: "Это не моя позиция. Это закон, который вы приняли в октябре". Тут оппонент задал риторический вопрос: "Кому это надо?"
Посыпались и другие замечания к проекту закона. "Эта пагубная статья" - "нет, вы превратно понимаете закон", "почему такая нелюбовь к партиям" - "ничего крамольного", звучат реплики в зале. "Диалог" прервал Игорь Смирнов, назвав его беспредметным. Спикер ПОС воспользовался ситуацией, чтобы перейти к голосованию, но ему помешал И. Лысковец, который предложил до того заслушать и обсудить второй законопроект по Избирательному кодексу. В поддержку последнего выступила Антонина Додонова: "Прислушайтесь, а то плохой закон примете, а хороший проект утопите". "Как всегда", - ответил за всех Михаил Мурашкин. И. Лысковец, чувствуя поддержку депутатов "своего крыла" выразил неуверенность, что проект облизбиркома наберет необходимых 17 голосов. "А если он будет отклонен, то мы окажемся в тупике", - предупредил он. К пророчествам депутата не прислушались, а зря: проект набрал 15 голосов и не прошел.
Над сессией зависла некая интрига. Хотя у второго документа, в редакции Лысковца, Шматова и Меньшикова, вряд ли было будущее. И, тем не менее, авторы еще раз обратили всеобщее внимание на погрешности кодекса. "Если мы оставим максимальную обязательную составляющую региональных списков, мы рискуем сделать выборы сверхкриминогенными. Мы дадим возможность нечестным людям подкупать, стращать или иными способами воздействовать на кандидатов любой партии", - подчеркнули они. "Законопроект меньшинства", как его окрестили депутаты, предлагал уменьшить число обязательных региональных групп кандидатов с 22 до 11, во избежание ситуации, когда партия, не представившая хотя бы одну реггруппу, снимается с выборов. По мнению авторов документа, такая опасность подстерегает не только небольшие политические объединения, которые могут попросту не найти необходимого количества кандидатов, но и крупные партии. Причиной тому могут стать и такие форс-мажорные обстоятельства, как смерть выдвиженцев. Пример такого прецедента в выборной истории России привел Анатолий Копосов.
Меньшинство призывало коллег "проявить разум" и "отдавать себе отчет" в возможных последствиях. Коллег тщетно поддерживал Игорь Савицкий, который предложил парламенту "поглядеть правде в глаза" и "сделать выборы честными". "Давайте сделаем какую-то защиту. У многих будут руки чесаться, и может даже по отношению к партии власти", - предположил он. Депутат Сергей Гоголев в очередной раз назвал сессию "клоунадой" и сделал вывод, что депутатов "кинули", напомнив, что "Яников, ратуя за региональные списки, говорил, что совсем не обязательно выдвигать представителей партий во всех округах". Их оппонентами выступали Валентин Каленский, Михаил Гавунас, Александр Христофоров… Вмешался в обсуждение и представитель администрации области Дмитрий Шахов, который сказал, что чем больше представителей в районах, тем лучше. А сокращение реггрупп позволит депутатам отстраниться от работы в своих округах…
"Законопроект меньшинства" постигла та же участь, что и проект избиркома. Его поддержали только 11 депутатов. Спикер ПОС Борис Полозов подвел неутешительный итог сессии: "то, ради чего собирались, результат вот какой". Было решено объявить перерыв для "взаимных консультаций". Кто-то даже предложил провести остаток сессии в закрытом режиме, попросив удалиться прессу. Но за журналистов вступился Иван Лысковец, который сказал, что это незаконно.
После получасового совещания компромисс по-прежнему не был найден. "Мы попытались пойти навстречу друг другу, но найти консенсус не удалось. Предмета для рассмотрения пока нет", - подытожил Борис Полозов. Выход из тупиковой ситуации нашелся неожиданно с помощью депутата Виктора Мурашкина. Он сказал, что до перерыва "что-то не понял" и предложил вернуться к законопроекту, предложенному облизбиркомом. Памятуя о практике переголосования в облсобрании, результат был очевиден. В итоге документ добрал недостающие голоса: к большинству после перерыва примкнули Игорь Савицкий, Анатолий Тиханов и Александр Христофоров.
Сессию демонстративно покинули Иван Лысковец, Игорь Смирнов, Павел Николаев и Антонина Додонова. Они уже не слышали, как спикер парламента говорил о пятом национальном проекте по газификации, так актуальном для Псковской области. По мнению сенаторов в госбюджете на это благое дело есть необходимые средства. Оставшиеся в зале заседаний узнали, зачем все-таки на сессии присутствовал Николай Медведев.
Анна Федорова,
Псковское агентство информации