«Get Over Here!»: К истокам создания «Смертельной битвы»

1992-й. Год, который подарил миллионам геймеров вторую часть аркадных приключений культового ёжика Соника, продолжение «Легенд Зельды» и стратегии «Дюна II: Битва за Арракис», в которой от романа Фрэнка Герберта осталось немногим более сеттинга.

Но случилось то, что навсегда перевернуло представления о том, каким должен быть идеальный файтинг. Игроделам из студии Midway удалось поставить высочайшую планку реиграбельности, создав за восемь месяцев реалистичный для своего времени бестселлер с беспрецедентно высоким уровнем насилия – «Смертельная битва» / Mortal Kombat.

В новом проекте Псковского агентства информации «С:\Games» расскажем об истоках создания лучшей аркадной и консольной «битвы» 90-х.

«Смертельная битва» / 1992

Отцами-основателями «Смертельной битвы» стали талантливый программист Эд Бун и художник Джон Тобиас. Именно они загорелись идеей создать такой файтинг, который бы заставил молодежь оторваться от аркадных автоматов с популярным в то время и стилизованным под аниме Street Fighter II.

Изначально к проекту планировалось пригласить Жан-Клода Ван Дамма, чтобы выпустить игру по мотивам фильма «Кровавый спорт», но «Мускул из Брюсселя» уже подписал контракт с компанией Sega. К слову, на дворе 2020-й, а неизвестная игра с Ван Даммом от японской компании так и не увидела свет.

Эд Бун и Джон Тобиас

Впрочем, это ничуть не остановило разработчиков, которые придумали свою игровую вселенную, сдув пыль с китайско-японской мифологии, и взяв всё лучшее от популярных западных боевиков 80-х. Для файтингов это редкость, но сюжет всей франшизы считается довольно неплохим, основанным на противостоянии сил «Царства Земли» с завоевателями из «Внешнего мира». 

К тандему Эда Буна и Джона Тобиаса присоединились двое помощников – художник Джон Фогель и композитор Дэн Форден. Таким образом, разработкой первой части игры занимались всего 4 (!) человека [для сравнения – над третьей частью «Ведьмака» работали 150 человек].

Рекламный постер MK 1

В процессе создания игры разработчики полгода думали над ее названием. Она могла называться и Death Blow, и Final Fist, и Dragon Attack, и Kumite, и Fatality… При этом парни договорились не утверждать название файтинга, если хотя бы одному из них не понравится предложенный ими вариант. От многомесячных мук «нэйминга» всех спас дизайнер пинбольных автоматов студии Midway Стив Ричи.

Автор будущего названия игры заметил на доске в кабинете Эда Буна надпись «kombat», и добавил к нему слово «mortal». При этом, «kombat» было намерено написано с ошибкой через «k» [правильное написание – «сombat»], чтобы, как говорил Эд Бун, «отличаться».

Скорпион запустил кунай в Саб-Зиро / MK 1

Отличился файтинг не только оригинальным названием, но и изощренной жестокостью. Удары в игре сопровождались массивным излиянием «вещества бурого цвета» и таким элементом геймплея, как добивание оппонента – Fatality.

Fatality в исполнении Скорпиона / MK 1

Отрывание головы с позвоночником, вырывание сердца, сожжение заживо и прочее бесчинство в «детской» видеоигре настолько взволновало общественность и политиков, что привело к образованию в 1994-м Entertainment Software Rating Board (ESRB) – негосударственной организации, занимающейся определением возрастного рейтинга для видеоигр.

Реализма добавляло решение разработчиков не рисовать спрайты вручную, а использовать новую для создания игр в начале 90-х технологию оцифровки движений актеров, снятых на видеопленку.

Джонни Кейдж наносит свой фирмернный удар а-ля Жан-Клод Ван Дамм в "Кровавом спорте"

Свой образ Джонни Кейджу в первой части файтинга подарил мастер боевых искусств Даниель Песина. Получилась, прямо скажем, стопроцентная калька с образа Ван Дамма в «Кровавом спорте» – удар из положения в шпагате в пах противника прямое тому подтверждение. Кроме этого, Даниель сыграл самых знаковых персонажей франшизы – ниндзя Скорпиона и Саб-Зиро, а также секретного бойца Рептилию.

Даниель Песина

Младший брат Даниеля – Карлос Песина – перевоплотился в бога грома Рейдена, чей образ был позаимствован из фильма Джона Карпентера «Большой переполох в Маленьком Китае». Из этой же киноленты взят образ главного босса игры Шан Цзуна, которого, как и шаолиньского монаха Лю Кана, сыграл корейско-американский актер Хо Сун Пак, известный сотрудничеством с Джеки Чаном, ролями в киноадаптации «Черепашек ниндзя» и постановкой трюков в третьей части «Трансформеров».

Актер Ричард Дивицио сыграл преступника Кано, а танцовщица и инструктор по аэробике Элизабет Малецки стала местной Синтией Ротрок командиром спецназа Соней Блейд.

Горо / MK 1

На роль четырехрукого Горо живого актера, к счастью, не нашлось, поэтому Джон Тобиас попросил своего друга скульптора Курта Чиарелли изваять хтонического представителя «расы Шокан» из глины.

Процесс съемки Горо

Анимировали Горо, превращенного затем в 12-дюймовые латексные миниатюры, с помощью технологий кукольной мультипликации. Кстати, изначально гигант-антагонист должен был называться Гонгоро, но разработчики в целях благозвучия решили сократить его имя. Такое решение было принято и в отношении Лю Кана, которого хотели назвать ...Минамото Ё Син Су.

Ермак / MK 1

Кстати, в результате сбоя палитры в игре появлялся Ермак [не Тимофеевич] – Скорпион или Рептилия в костюме красного цвета, имена которых менялись на Error Macro [в сокращении – Ermac]. В дальнейшим ошибка стала полноценным бойцом-ниндзя в третьей части франшизы.

Узнаваемые фразы Скорпиона «Get Over Here!»/«Come here!» – в момент запуска куная в противника – произносит Эд Бун во всех играх серии, начиная с первой [и даже в фильмах]. В 2008 году создатель «Смертельной битвы» попал в «Книгу рекордов Гиннесса» как старейший актёр, озвучивающий видеоигры.

 

 «Смертельная битва II» / 1993

После феноменального успеха «Смертельной битвы» продолжение не заставило себя ждать. Спустя год вышел эталонный сиквел, в котором разработчики помножили на два всё лучшее, что было в первой части, и серьезно подтянули графическую составляющую – теперь глубокая цветовая палитра более точно подчеркивала мрачную атмосферу Внешнего мира, в котором развивались события сюжета. 

Китана и Саб-Зиро / MK II

Кроме этого, сеттинг игры дополнял особый музыкальный стиль, созданный Дэном Форденом на основе этнических композиций. 

Fatality в исполнении Скорпиона / MK II

Отлично зарекомендовавшая себя в первой части игровая механика осталось прежней, возросло количество стандартных и специальных приемов. Стоит отметить, что Mortal Kombat стал первым файтингом, в котором реализовали так называемый джагглинг – уязвимость находящегося в воздухе подконтрольного бойца перед атаками противника. Концепция стала популярной и применялась во множестве игр, в том числе во второй части серии.

Кун Лао и Саб-Зиро / MK II

Fatality стали более жестокими, а некоторые из них приобрели черты черного юмора. Но не только кровавые добивания обогатили второе издание. Волна возмущения по поводу жестокости первой части привела к тому, что в игре появились новые способы эффектно закончить бой – Friendship (акт дружбы к еле живому оппоненту) и Babality (превращение соперника в младенца).

Панель выбора персонажей / MK II

Количество доступных для прохождения игры бойцов возросло до 12. В турнире остались основные герои – Джонни Кейдж, Лю Кан, Райден, Саб-Зиро, Скорпион и Рептилия в исполнении тех же актеров.

Джон Тобиас, Карлос Песина в роли Райдена и Эд Бун / MK II

Шан Цзун из седовласого старичка превратился в бойкого мужичка, которого сыграл мастер тхэквондо доктор Филипп Ан. Ричард Дивицио, подаривший свою внешность Кано, в этот раз сыграл новенького – белозубого лидера Таркатанов Бараку.

Джон Парриш в роле Джакса и Даниель Песина в образе Скорпиона / MK II

В числе новичков товарищ Сони – Джакс в исполнении бодибилдера Джона Парриша. Лучшего друга Лю Кана – Кун Лао – изобразил чемпион по ушу Энтони Маркес.

А спортивная журналистка и международный фитнес-тренер Каталин Замиар сыграла приемную дочь главного антагониста игровой вселенной Шао Кана – Китану, ее клона Милину и секретного бойца Джейд.

Каталин Замиар

Кстати, съемочная площадка стала местом для развития новых отношений. Например, Каталин Замиар стала встречаться с исполнителем роли Лю Кана - Хо Сун Паком.

Шао Кан / MK II

Что же до импозантного императора Шао Кана, то ему подарил внешность бодибилдер Брайан Глинн. А вот озвучил его тот самый Стив Ричи, который придумал франшизе название. Видимо, голос бодибилдера оказался не таким брутальным и внушающим страх, как у дизайнера игровых автоматов.

Кинтаро / MK II

Очередную четырехрукую гору мышц – Кинтаро, разработчики создали по той же технологии, что и Горо. Способ оцифровки актеров остался прежним, но в этот раз игроделы для motion capture использовали камеру Sony стоимостью 20 тысяч долларов вместо стандартной Hi8, применявшейся при разработке первой части.

Лю Кан наносит свой фирменный удар / MK II

Кроме Джейд, в игру ввели еще двух секретных бойцов. Ими стали ниндзя Смоук и Нуб Сайбот [ананим от фамилий создателей игры – Boon и Tobias].

«Toasty!!» в исполнении Дэна Фордена / MK II

Все помнят, как при исполнении апперкотов во время боя из правого нижнего угла экрана периодически появлялся композитор игры Дэн Форден с выкриком «Toasty!». Эту фразу Дэн постоянно произносил при тестировании звука, поэтому разработчики решили включить ее игровой процесс в виде «пасхалки», которая перекочевала во многие игры серии.

 

 «Смертельная битва 3» / 1995

Выпущенные в 1995-м Mortal Kombat 3 и дополнение Ultimate Mortal Kombat 3 отмечают в этом году свое 25-летие. Обе игры стали беспрецедентными хитами, как на аркадных автоматах, так и спустя год на консолях. Игроки полюбили их за динамичный и яростный геймплей с возможностью бега и исполнения скоростных комбинированных ударов.

Панель выбора бойцов / UMK3

Пожалуй, именно поэтому третья часть стала основной причиной постоянно ломающихся джойстиков.

Brutality / UMK 3

В третьей «Смертельной битве» появились новые бойцы: кибер-ниндзя Сайракс, Сектор и Смоук, сыгранные актером и дизайнером Сэл Дивита, который также подарил свой образ индейцу Ночному Волку.

Рекламный постер MK 3

Актриса Лиа Монтелонго изобразила неистово орущую воскресшую королеву Эдении Синдел, а офицера Страйкера – актер Майкл О’Брайан. Эдди Вон исполнил роль Лю Кана.

Керри Хоскинс

В третьей части вернулась Соня, которую сыграла бывшая звезда журнала Playboy Керри Хоскинс, ставшая самой популярной актрисой игровой франшизы.

Актриса Беки Гейбл изобразила троих девушек-ниндзя в игре, а ловкий бодибилдер Джон Турк постарался больше всех – он сыграл семерых мужчин-ниндзя, а также младшего брата Саб-Зиро и колдуна Шан Цзуна.

Ричард Дивицио вернулся к роли Кано, плюс сыграл бывшего представителя клана «Чёрный дракон» Кабала. Также к своим ролям вернулись Брайан Глинн (Шао Кан), Энтони Маркес (Кун Лао) и Джон Парриш (Джакс).

Мотаро и Шива / MK 3

Любовь Эда Буна и Джона Тобиаса к четырехруким образам воплотилась в Mortal Kombat 3 в женщине-воине «расы Шокан» Шиве. Ее фигурку анимировали покадровой съемкой, как и рогатого кентавра Мотаро.

Animality в исполнении Джейд / MK 3

Разработчики увеличили арсенал Fatality, сохранили Friendship и Babality, а также ввели Brutality – добивание противника длинной серией комбо, Animality – превращение победителя в животное, убивающее проигравшего, и Mercy – возвращение поверженному оппоненту части здоровья для продолжения боя.

Саб-Зиро против Скорпиона / UMK 3

Что касается разницы между основной игрой и дополнением, то она состоит в увеличенном количестве бойцов в версии Ultimate, более тонко настроенном балансе геймплея и новых аренах для боя.

* * *

Недосыпание и фантазия талантливых игроделов привели к тому, что 90-е стали «золотой эпохой» [в прямом и переносном смыслах] одной из самых успешных и влиятельных франшиз в истории игроиндустрии – к 2000 году сборы трилогии достигли 5 млрд долларов.

Ставший неотъемлемой частью поп-культуры Mortal Kombat в дальнейшем испытал как падение [откровенно провальные МК Gold, MK Special Forces и МК Mythologies: Sub-Zero], так и уход из студии Midway на почве творческих разногласий Джона Тобиаса в 1999-м.

Mortal Kombat 11 (2019)

Студия продолжала выпускать новые файтинги, но спустя десять лет обанкротилась – ее преемником под руководством Эда Буна стала NetherRealm Studios, перешедшая под крыло Warner Bros. Тем не менее, «Смертельная битва» испытала перерождение. Это случилось в 2011-м году, но ребут – это уже совсем другая история.

Михаил Синёв
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...