Золотой дождь над алюминиевой равниной

Нынешняя избирательная кампания идёт через два года после выборов 2004 года. Небезынтересно, как, в каких социально-экономических условиях будут делать свой выбор жители области.


Уже скоро почти 10 лет прошло с момента печально знаменитого дефолта, все эти годы Россия демонстрировала позитивную динамику, дело дошло до того, что был выдвинут тезис о вступлении страны в период "экономического чуда":


"Д. Медведев заявил, что в скором времени Россия может выйти на первое место в мире по добыче нефти, обогнав Саудовскую Аравию, при этом она уже превосходит другие страны по добыче природного газа, а по производству электроэнергии занимает четвертое место в мире. По его оценкам, в нынешнем году страна достигнет максимального уровня ВВП советского периода, а по паритету покупательной способности может выйти за два ближайших года на шестое место в мире, опередив Италию, Францию, Великобританию. Рубль при этом превратится в одну из мировых резервных валют, а Россия вернет себе экономическое влияние сопоставимое с тем, которое имела страна в период СССР.


В свою очередь Г. Греф пояснил, что с 2000 по 2006 гг. ВВП в долларовом исчислении утроился. Министр отметил устойчивое развитие фондового рынка, объем которого вырос за эти годы с 11 до 90 проц. ВВП. В 2006 г. в России зафиксирован существенный приток частного иностранного капитала на 41 млрд. долларов, в том числе $31 миллиард - это прямые частные инвестиции, рассказал Глава МЭРТ. При этом инвесторов больше всего интересует развитие венчурных, т.е. высокодоходных, но при этом и рискованных проектов.
Россия преодолела "психологический рубеж", превзойдя в январе уровень ВВП 1990 года, в стране начался инвестиционный бум, поступления в производство увеличились за год на 900 млрд. рублей, - подвел итог глава российского Минфина Алексей Кудрин".


Тезис не был подхвачен пропагандой, так как у громадного большинства граждан, погруженных в постоянные заботы о сведении концов с концами, он вызывал скорее отторжение, чем поддержку. Впрочем, наука отметила улучшение и в этом вопросе:


"Позитивное влияние экономического роста на снижение уровня бедности (доли населения с доходами ниже прожиточного минимума) очевидно. За 1999-2005 годы он снизился почти вдвое, существенно улучшилось распределение регионов по уровню бедности: в 2005 году в 40% регионов к бедным относилось менее 1/5 населения, а в 1999 году таких регионов было всего 4%(рис. 5). Заметное снижение уровня бедности в 2005 году произошло не только благодаря экономическому росту, повлияли и масштабные выплаты из федерального бюджета с целью снятия социальной напряженности в ходе монетизации льгот. Еще один важный момент — несовпадение скорости восстановления доходов населения и сокращения уровня бедности после финансового кризиса 1998 года. Распределение регионов по уровню бедности только в 2005 году стало лучшим по сравнению с додефолтным 1997 годом, а душевые доходы населения, по данным правительства РФ, достигли уровня 1997 года к концу 2002 года (это подтверждают и наши расчеты распределения регионов). Следовательно, плоды экономического роста получали в основном более обеспеченные группы населения, а бедным доставались крошки от этого пирога".

 

Тут важно указание на 2005 год как на точку перелома. Если копнуть чуть глубже, то мы быстро обнаружим в 2005-2006 гг. причины улучшения положения, как в экономике, так и у населения. Давно уже не секрет, что состояние дел в России в очень значительной мере зависит от мировых цен на энергоносители. Достаточно обоснованно стабильность и относительный достаток при Брежневе объясняют хорошей конъюнктурой и ростом продаж нефти и газа:

1971 

1974 

1980 

1985 

1990 

1992 

Цена на нефть

UK Brent 

$7,7 за

барель*

31,6 

66,3 

 38,0

 25,4

 19,8


* - в постоянных ценах 2000 года

Цены на североморскую нефть UK Brent в среднем на 2 доллара выше российской марки Urals.


Вместе с ростом цены росли и объёмы экспорта:

 

1970 

1975 

1980 

1985 

Экспорт нефти

млн. тонн 

 66,8

 93,1

 119,1

 129,5

 Экспорт газа

млрд. куб.м.

 3,3

 19,3

 54,2

 79,2

 

СССР всё более и более опирался на экспорт сырья. Чтобы понять масштабы, достаточно сказать, что Псковская область потребляет сейчас всего около 1 млрд. куб. м природного газа, а Белоруссия – около 20 млрд., причём за последние 5 лет объёмы выросли там на 20%. Сегодня только Российская Федерация вывезла за рубеж в 2005 году нефти – 252,5 млн. тонн при добыче – 470 млн. тонн, природного газа – 208 млрд. кубов при добыче 636. Если добавить экономический эффект от разницы между мировыми и внутренними ценами на энергоносители, то ясно, что зависимость от мировой нефтяной конъюнктуры сегодня абсолютная.

 

Кризис 1998 года как раз и был вызван провальным падением и так низких в 90-е годы нефтяных цен. ВВП России жёстко привязан к цене нефти.


А государственный бюджет зависит ещё больше. Особо ситуация осложнилась отменой в 1995 году экспортных пошлин на газ и нефть (полностью пошлину отменили с 1 июля 1996 года). Бюджет стал быстро проседать, государство запуталось на долговом рынке, а сохранение при таких обстоятельствах искусственного "валютного коридора", то есть фиксация заниженного курса доллара, неотвратимо вело к дефолту. Цена на нашу нефть Urals опустилась в 1998 году ниже 10-12 долларов за баррель. В целом в 90-х средняя цена (январь 1992 - февраль 2000) составила 17,41 доллар, с февраля 2000 по январь 2004 – 25,07. Даже с учётом долларовой инфляции понятно, что именно рост нефтяных цен лежит в основе положительной динамики российской экономики после 1998 года.


При этом сильно сказывались на внутренней обстановке и небольшие колебания цен. Сама динамика в последние годы была такова:

 

2000 

2001 

2002 

2003 

2004 

2005 

2006 

 Средние цены

на Urals

 26,6$

 22,7

23,7 

 27,1

 34,4

 50

 63

 

Некоторое падение после 2000 года и тревожные ожидания негативных долгосрочных последствий операции США в Ираке имели следствием значительное ужесточение федеральной бюджетной политики со второй половины 2002 года, приведшее к созданию пресловутого Стабилизационного фонда в 2004 г. Зато неожиданный и масштабный рост в 2005-06 гг., фактически в 2 раза вместе с началом кампании с кодовым именем "Преемник" привёл к опять-таки сильному смягчению позиции Правительства, в распоряжении которого оказались впечатляющие финансовые ресурсы, которые стали направляться на решение всяческих насущных задач. Неудачно начатая монетизация была поддержана огромными бюджетными вливаниями, финансирование льгот было в 2005 году увеличено в разы. Что, помимо прочего, дало и демографический эффект, бедные слои получили наличные, что позволило им перейти с суррогатов на легальную водку, особенно сильный эффект получился в сельских местностях, где люди фактически вообще не получали натуральных льгот. Смертность от отравлений алкоголем сократилась за 2005-2006 гг. почти в 2 раза по сравнению с предыдущими годами, до 26 тыс. человек.


Началось затыкание дыр по разным направлениям, наиболее известны т.н. "национальные проекты", в рамках которых в регионы стали делаться вполне реальные вливания. Газпром взял на себя расходы по региональной газификации. Понятно, что в таких условиях территориям стало значительно легче дышать. Их финансовое положение стало быстро улучшаться. Только за 2006 год кредиторская задолженность регионов сократилась с 80,5 млрд. до 57.7 млрд.


Поэтому Кузнецову, вступившему в должность в середине декабря 2004 года, сильно повезло в этом плане. Да и общий курс сегодня скорее можно назвать ориентацией на децентрализацию, вместо строительства вертикально-централизованной модели в 2000-2003 гг. В последние годы Федерация перешла к усилению полномочий регионов, в том числе в достаточно важных сферах. Так что работать сегодня в регионах проще, чем раньше. Но это, конечно, не значит, что легко, особенно в таких областях как Псковская. Зато жалобы на трудности в связи с очередной ломкой на законодательном уровне надо отмести как явное преувеличение. Никаких особых сложностей, о которых говорит, например, лидер СПС Тиханов в интервью "Псковской губернии", (раздел "А оно как-то не складывается"), ни с 131-ым законом о местном самоуправлении, 122-ым об отмене льгот не было, да и быть не могло. Они были уже к концу 2004 г. достаточно проработаны, да и всегда можно было перенять опыт других регионов. Денег всё равно не хватает, это правда. Плохо то, что наша общественность с трудом ориентируется в обстановке, поэтому и оценить не может, кто, что и как делает.


Сильно дезориентирует людей и пропаганда АПО. У них прямо мания какая-то вместо анализа и достоверных оценок всё сводить к собственному пиару. Простейший пример, много шума про рост инвестиций в этом году, Кузнецов даже Президенту докладывал как о большом достижении. На первый взгляд, действительно, рост инвестиций составил в 2006 году – 23%, но надо же учесть, что в прошлом году они упали на 13%. Так что за 2 года рост всего – 10% (по РФ – 24%), тогда как за предыдущие два 2003-04 гг. – на 40% (по РФ – 23,4%). Или отрапортовали о росте ввода жилья на 23%, что в условиях национального проекта выглядит неплохо. Но на деле ввод в 2006 г. 122,5 тыс. кв. метров пока ещё не достиг уровня 2004 года – 132 тыс., а тогда ещё никакого нацпроекта не было. Вот и обсудили бы серьёзно причины такого отставания.


Попался мне "Отчёт губернатора за 2005-2006 гг.", опять наводят тень на плетень. Постоянные обвинения старой АПО в неправильной политике и неэффективной работе. Зачем всё это? В реальности дело обстоит противоположным образом, в более сложных условиях при старой АПО Псковщина имела хорошие показатели, сейчас в значительно лучших условиях область выглядит бледнее, не говоря уже о том, что остальные регионы используют появившиеся возможности по максимуму. А у нас создаётся впечатление, что с неба посыпались подарки, да далеко не всё, что можно, используется на благо, многие шансы пропадают.

 

ПОЛИТПСКОВЪ. 2003 © Независимое интернет издание ПОЛИТПСКОВЪ.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...