"Леденец": Сладость не для всех
"Леденец" (Hard Candy), США, 2005 год,
режиссер Дэвид Слэйд (David Slade)
Привычная ситуация на киноэкране: героиня фильма возвращается домой после длительного рабочего дня в пустую квартиру. Хочет расслабиться и потому принимает душ, улыбается чему-то своему и прислушивается к приятной музыке, что доносится из комнаты. Музыка становится тише, то снова громче, словно кто-то посторонний крутит ручку громкости. Явно встревоженная героиня выбегает из комнаты и далее…со всеми остановками. Это ее приятель, у которого есть ключи от квартиры, делает "все ручки вправо" и обратно. Или ей кажется, что с музыкой что-то не так, и начинается всякая мистика, или это маньяк-убийца моющихся дамочек в душе затеял свою зловещую игру и ждет не дождется, как бы всех в округе залить литрами крови. Обычно именно такими штампами нагнетается саспенс в привычных глазу американских триллерах.
Триллер "Леденец" разрушает стереотипы о том, каким должен быть по-настоящему страшный фильм. Юная Хейли (Эллен Пейдж, Ellen Page) знакомится в Интернете с милым и любезным 30-летним фотографом Джеффом (Патрик Уилсон, Patrick Wilson). Они договариваются встретиться, после краткого общения в кафе, Джефф и Хейли отправляются к Джеффу домой. Девушка ничего не имеет против непродолжительной фотосессии. Однако когда они начинают накачиваться "отверткой", ситуация принимает неприятный оборот.
Придя в себя, фотограф обнаруживает себя связанным, а Хейли – хозяйничающую в его доме. Девушка подмешала в коктейль снотворное и теперь в качестве жертвы выступает уже не она. Не отказывая себе в средствах, Хейли пытается выбить из своего обидчика признания относительно других девушек, пропавших после знакомства с ним.
Кто эти люди, постоянно общающиеся в чатах, пытающиеся завести знакомство через "ICQ", возможно это безвредные люди, желающие виртуального разговора и не более того, но реалии постинформационного общества показывают, что не так уж они безвредны. Так или иначе, в СМИ всплывают сообщения о том, что пойман очередной педофил, странно представить, но иногда оказывается, что милый сосед по лестничной площадке может оказаться маньяком-убийцей – задается вопросом режиссер фильма.
"Леденец" - это фильм о наказании, о жестокой расплате подобных монстров, причем в роли Немезиды выступает здесь невинная и трогательная, на первый взгляд, девчушка 14 лет. Актерская игра юной Эллен Пейдж является украшением и без того шикарного сюжета триллера. Большие карие глаза, трогательная улыбка вкупе с высоким интеллектом рождают дьявольский коктейль. Все те ужасы, что Хейли вытворяет с педофилом Джеффом лишь маленькая толика того, что натворил сам Джефф. Причем Хейли не чувствует особой вины за то, что делает, она точно подмечает: "А что мне за это будет, если каждый, кто хоть раз подвергался насилию, пришлет мне по 5 долларов, я найму самого лучшего адвоката, который вызволит меня из любой камеры".
Режиссёр оставил концовку фильма во многом в фантазии зрителя - поэтому после увиденного непонимающим взглядом провожаешь титры - не вериться, что нет очевидной разгадки сюжета, привычной в стереотипных образцах жанра. Что же хотел сказать режиссёр, оставив интригу без скрупулезного разжёвывания сюжетных реалий? Видимо, автор хотел показать границы между жуткими преступлениями подонка-педофила и наказанием - беспощадным возмездием, ещё почти ребёнком, ставшим на почве происходящего, исчадьем ада. Сложно и неоднозначно судить до какой степени можно одобрять методы "справедливого" отмщения подростка, сущность характера и мотивация природы действий которого приходиться домысливать в связи со скудной информацией об истязательнице. Поэтому-то нет акцента на построение четкого ясного сюжета развития трагедии - чтобы не указывать зрителю виноватого, а заставить задуматься над трагедией происходящего. Авторы фильма не только интригуют необычным перевертышем сюжета жертва – убийца, но и хотят заставить шевелиться замороженные чувства зрителей.
Данила Тевелев,
Специально для Псковского агентства информации.
Смотрите на лицензионном видео.