Анна Борисовна
Профессия учителя в России сейчас не относится к разряду престижной. Поэтому настоящее здоровое любопытство вызывает молодежь, идущая в эту профессию, например, молодая учительница немецкого языка школы №2 города Пскова Анна Борисовна Ковалева. И что она в этой школе делает? Мы поговорили с Аней, и еще раз убедились в том, что есть еще молодые люди, которые могут отличить добро от зла, и знают, что такое хорошо, а что такое плохо.
А.Б.: Меня принимали на работу в актовом зале школы, где представили всему коллективу, сказали, что моя мама училась во второй школе и закончила ее, и вот теперь я пришла сюда преподавать немецкий язык. Мне было легко работать с первых дней, но был момент, когда собралась увольняться.
Почему?
Из- за конспектов уроков. Зачем их писать? Ведь я так хорошо знаю методику, я такая одаренная, а меня заставляют писать эти конспекты – буду увольняться. Пришла к директору Ольге Викторовне и сообщила о своем решении. Но наш директор и завуч Ольга Евгеньевна нашли ко мне подход, уговорили не торопиться, а потом я просто раздумала уходить из школы. Так что мои старшие коллеги прекрасные психологи, я осталась, потому что они смогли донести до меня мою неправоту, а ведь могла и уйти из школы.
Ты после окончания с красным дипломом псковского Педагогического института пошла в школу?
В школу я не хотела идти ни в коем случае. Предполагала, что буду работать в фирме переводчиком, и меня устроили в фирму, которая торгует лесом за границу, имеет миллионные контракты. Мне обещали золотые горы, но, когда я пришла работать, сказали, что я буду бухгалтером, а еще - переводчиком и секретарем. Рабочий день не нормирован, никаких соцгарантий, никакого оформления трудовой книжки: я работала с восьми утра до десяти вечера с зарплатой в две тысячи рублей. А приходящим мужчинам мне нужно было подавать кофе, бегать вокруг них – ну это уж точно не мое. Так что я там недолго задержалась: мне предложили работать в школе, во второй школе Пскова была вакансия, и я оказалась в той школе, которую заканчивала моя мама. Старые педагоги еще ее помнят. Начала работать - и очень понравилось.
Почему немецкий язык?
Мне немецкий язык прививался с пяти лет, мой папа - офицер, и до десяти лет я жила в Германии, училась в русской школе, но жили мы в немецком доме, наши соседи – немцы, и у меня была хорошая разговорная практика. Да и мама мне всегда говорила, что знание иностранного языка дает хорошую профессию и заработок.
Были какие-то трудности при поступлении?
У меня был репетитор перед поступлением, мы думали, что будут высокие требования на экзамене, но оказалось, что нужны не столько хорошие знания предмета, сколько знакомые, друзья в пединституте. Пыталась поступить на бесплатное обучение, но поступали те, у кого были связи. Я не набрала одного балла при поступлении: получила три по литературе. Поэтому училась на платном отделении три года, а потом обучение было бесплатным.
И сколько тебе стоило высшее образование?
Не могу сказать, потому что начинали мы тогда платить с миллионов. Теперь это невозможно пересчитать.
С какой суммы зарплаты ты начинала учительствовать?
Пятьсот рублей аванс, пятьсот рублей зарплата – ровно тысяча рублей.
За какое количество часов работы?
Это четыре урока каждый день недели.
А теперь у тебя какая зарплата?
Пять тысяч триста – за все, за все. Все доплаты.
Как, Аня, дети относятся к языку?
Знаете, вся проблема вообще отношения детей к учебе – это проблема семьи. Если семья благополучная, там ребенок старается учиться, относится серьезно к школе. По ребенку сразу видно, какие у него родители. В нашей школе - пятьдесят на пятьдесят - благополучных семей и неблагополучных, много многодетных семей. В таких семьях относятся к детям очень спокойно, почти равнодушно.
Да, у вас ведь школа не престижная, не статусная, поэтому и семьи многодетные.
Поэтому и трудности есть психологического характера, трудности поведения ребенка в школе.
Как же ты получаешь учеников для своего непрестижного немецкого языка?
Это большая проблема: разбивать класс на языковые группы, тем более, сейчас обучение иностранному языку начинается со второго класса. Родители хотят, чтобы дети учили английский язык, не очень понимая, что это не совсем умно: Германия рядом, у нас серьезные партнерские отношения с этой страной, и наша школа сотрудничает с Министерством образования Германии, наши дети бывают в Германии. Но, тем не менее, группа английского языка – двадцать – двадцать пять человек, а я веду пять человек, и это очень неплохо, потому что я могу опросить каждого. И ко мне все равно ребята приходят учиться немецкому.
У тебя более качественная подготовка, а есть какая-то у вас отчетность по успеваемости?
Конечно, в конце каждого триместра и в конце года мы сдаем отчеты по успеваемости, и психологические характеристики каждого ребенка. Вот, например, зимой у меня обучались 103 ребенка, на 4 и 5 учатся 61 человек. У меня группы немецкого языка со второго класса по восьмой. Я хорошо понимаю, что мой предмет, возможно, не столь важен, как математика или русский язык, да и не каждому ребенку дается изучение иностранного языка, тем более, немецкой грамматики.
Сколько у тебя сейчас часов?
Ставка у нас 18 часов, начинала я с двадцати часов, а в этом году у меня 28 часов. Это значит 5-6 уроков каждый день.
Аня, ты в школе три с лишним года, нет разочарования?
Никакого, потому что у нас очень хороший педагогический коллектив, прекрасный директор Ольга Викторовна Пальцева, администрация, и я держусь за эту школу.
А кто ты для своих учеников?
Это, наверное, как вторая мама. Я должна знать все про каждого ребенка, должна знать семью, благополучная – неблагополучная, болеет ли ребенок, чем, какое у него психическое здоровье и, конечно, как он успевает, как посещает школу. Поэтому вечерами я на телефоне: разговариваю с родителями, почему не был Миша в школе… чем болеет Катя….
Помимо уроков чем занимаетесь, как классный руководитель?
Я взяла классное руководство только с января. Есть классные часы с разговорами о добре и зле, об элементарном - правила поведения; есть дежурства в школе, уборка территории – все, как всегда в школе, и как должно быть. Сейчас собираемся по окончании года поехать в Петродворец. Отдохнуть.
Дети изменились с того времени, когда ты сама была ученицей?
Изменились, но не в лучшую сторону. Я никогда не могла себе представить, что можно зайти в учительскую без стука, это было табу. Сейчас дети запросто могут зайти в учительскую, позвонить, посидеть, посмотреть расписание. Также не могла себе представить, что можно отговариваться с учителем, быть невежливым, грубым – ныне ребенок может сказать учителю все, что он хочет сказать, вплоть до оскорблений учителя. Раньше все-таки мы были более воспитаны в семье и не нарушали определенные нормы, у нас были запреты.
Что бы ты сделала в своей школе, если бы у тебя была такая возможность?
Я бы отремонтировала все кабинеты, закупила бы необходимое оборудование, оснастила школу. Наша администрация делает и так все возможное, но абсолютно нет денег. Вы видели, паркет в школе с того времени, как она построена, ему почти пятьдесят лет. Сколько по нему носится детей, сколько поколений? Ну, а отношения с детьми меня вполне устраивают – у меня замечательные детки.
Молодежь ныне знает, что хочет, как правило, приличной зарплаты, но мало кто думает о сути работы, о смысле того дела, которым собирается заниматься, а ты работаешь учителем с очень маленькой зарплатой, если учесть важность твоего дела, как себя чувствуешь?
Накапливается небольшая усталость, особенно в конце года, когда выпускной аврал, надо заполнять множество бумаг, и, все-таки в нашей профессии есть большая ответственность, я отвечаю за детей. Хотя, как только начинается урок, усталости как не бывало, общение с детьми, у которых видишь живую реакцию, дает не только силы, но и радость. От уроков я не устаю. Я понимаю своих сверстников, которые думают о деньгах, потому что я могу преподавать в школе, пока живу со своими родителями, которые оплачивают коммунальные услуги, мне не приходится тратить деньги на еду. Если бы я жила одна, еще неизвестно как бы у меня это получилось на пять тысяч, а в первый год в школе я вообще получала тысячу рублей. Как можно жить на эти деньги? Хорошо, если у кого-то есть репетиторство, можно выкрутиться.
Репетиторство школьного учительства вынужденное, если бы у вас была достойная зарплата, вы бы не занимались репетиторством?
Не занимались. Но сейчас репетиторство еще и потому распространено, что немало учеников не справляется с программой в школе. Дети стали слабее, да и родители не очень ими занимаются.
Вот такой парадокс: там, где мало платят, получаешь большое удовольствие от работы, а где много – удовольствие от зарплаты?
Да, наверное, так, и те, кто работают в офисе и хорошо зарабатывают, получают небольшое удовольствие от работы за компьютером и секретарских услуг. И повышение, наверное, на такой работе проблематично: нет роста.
А ты?
Я каждый год повышаю свой рабочий разряд, и не стою на месте. Начинала с девятого разряда, а через два года подала на двенадцатый. Ко мне целый год ходили коллеги, смотрели мои уроки, слушали, оценивали, я давала открытые уроки, открытые мероприятия и получила двенадцатый разряд. Конечно, сразу и зарплата повысилась. Я не думаю, что такая система существует у офисных работников, да и сидишь ты там, пока молодой, а, когда будет за тридцать?
Давай поговорим о личной жизни. У нас сейчас даже в деревенской школе девочки мечтают выйти за олигарха, за богатого человека, а ты тоже – за богатого?
Не скажу, что за олигарха. Я с детства всегда говорила, что у меня будет муж такой же, как папа, стабильный и надежный. Мне не важны миллионы, но хочется рядом настоящего мужчину, конечно, без этих современных проблем: наркомания, пьянство.
А как у вас в школе с такими проблемами как алкоголь и наркотики, ведь старшеклассники теперь уже совсем не дети?
Наша школа, Слава Богу, спокойная. В этом плане у нас очень серьезно работают воспитатели, администрация школы, запрещено курение и на околошкольной территории, если ребенка увидят курящим даже на территории возле школы, вызывают родителей, и автоматически ребенок отчисляется. Очень строго с курением, а распивать спиртные напитки в школе – это нонсенс.
Но вот родители все-таки отдают своих детей в крутые школы со специализацией, а у вас висит табличка «Общеобразовательная средняя школа №2», наверное, у вас нет детей со «статусными» родителями? Может быть, престижная школа – иллюзия, и в любой школе можно получить хорошие знания?
Вообще в школу берут детей по прописке того района, который территориально входит в школьную округу, и, если есть места, берут учиться тех, кто хочет учиться у нас. В классах сейчас в среднем 24-25 учеников. Но, конечно, родители смотрят на вывеску, и им явно больше нравится название не "школа", а "лицей", "гимназия", хотя все-таки лучше смотреть не на вывеску, а на педагогический коллектив. Не думаю, что во множестве псковских гимназий и лицеях учителя все высокого уровня, если серьезно контролировать, то, возможно, многие школы могут лишиться своих пафосных названий.
Получается, у вашей школы честное название – просто "школа"?
Да. Правда, кого-то еще может смутить внешний вид нашей школы, но в ней много окон и она очень светлая, а оценивать надо педагогический коллектив. У нас хороший, опытный, профессиональный коллектив, в котором много учителей высшей категории. Вот на это надо смотреть. Если у наших учителей глаза горят, значит, ребенку будет удобно и уютно в школе, в классе. Мне очень нравится работать в школе, хотя мои подруги не очень понимают моей привязанности, но это так. У нас прекрасный коллектив и прекрасно работает администрация, все-таки многое в учебном процессе зависит от школьной администрации. Они не контролеры и надзиратели, а помощники и советчики, и создают все условия для того, чтобы приходили молодые учителя и работали в школе, во всем идут нам навстречу. Когда я проработала всего два года, и решила пойти с девятого на двенадцатый разряд – они мне очень помогли. Повышение разряда – это не просто подать заявление, а это работа, движение вперед, определенные трудности. Я здесь развиваюсь как учитель немецкого языка, совершенствуется мое знание предмета, уже два раза мы с детьми ездили по обмену в Германию. Дети живут в семьях, в которых получают языковые навыки. Мы посещаем уроки, смотрим методику преподавания в немецкой школе, путешествуем в Дрезден, Лейпциг, Берлин.
И как немецкая методика?
Она более вольная, нежели наша. Там дается ученикам большая свобода. Я отдаю предпочтение консервативной русской методике, школа должна сохранять иерархию: учитель – ученик.
А тебе не хочется пойти преподавать в престижную школу, лицей, гимназию, комплекс?
Раньше хотелось, но сейчас я так привыкла к своей школе, к коллективу, к детям, да просто к самому зданию. Я просто приросла к школе.
Успехов, Анна Борисовна!
Обычную среднюю школу №2 города Пскова заканчивает "Ученик года – 2007" Степан Рудяк.
Интервью записала Н. Сергеева