Валентина Охотникова: "В человеке Древней Руси более всего ценился ум"

Псков

Валентина Охотникова преподает на факультете русского языка и литературы Псковского педагогического университета более 20 лет, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы. Заканчивала Ленинградский государственный университет, аспирантуру в Пушкинском Доме (Институт русской литературы), ее учитель - известный ученый - филолог Лев Александрович Дмитриев. Кандидатская диссертация В.И. Охотниковой называлась "Литературная история Повести о Довмонте".

 

Почему именно эта Повесть, Валентина Ильинична?

 

Были разные варианты, предлагались темы от Жития Сергия Радонежского до фольклорных основ "Слова о полку Игореве", но Дмитрий Сергеевич Лихачев решил, что темой диссертации будет псковская "Повесть о Довмонте", которая тогда была совершенно не исследована, к тому же, сам ее текст небольшой по объему, и с ним можно было совладать в кандидатской. В Пушкинском Доме тогда занимались псковской темой известные ученые: В.И. Малышев исследовал "Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков", Д.С. Лихачев писал все статьи о псковских произведениях Древней Руси, которые вошли в академическое издание 40-х годов, работала с псковскими текстами и В.П. Адрианова-Перетц и др.

 

Были какие-то открытия в исследовании текста?

 

Знаете, это сложное исследование и говорить об этом нет смысла. Исследовалась, например, проблема датировки разных редакций "Повести", тем более, что "Повесть о Довмонте" связана с Житием Александра Невского, и от датировки Жития Александра Невского датировали и "Повесть о Довмонте" более поздним временем, концом XV века. Мне пришлось разбираться в хитросплетениях разных редакций Жития и редакций текстов Повести, чтобы сделать достаточно убедительный и, еще никем не оспоренный вывод, на основе сравнительного анализа текста о Довмонте с псковскими летописями и Житием А. Невского разных редакций. Вывод такой: "Повесть о Довмонте" создавалась во второй четверти четырнадцатого века. Была проделана сложная, занудная и кропотливая работа, но очень интересная, в которой можно увидеть движение текста от первой редакции к последней.

 

А сколько было редакций текста?

 

Три летописные редакции Псковских летописей. "Повесть о Довмонте" - в Первой Псковской летописи служила своеобразным вступлением, и обозначалась как заглавное событие жизни Пскова. Во Второй Псковской летописи она была вступлением вместе с Житием Александра Невского, и только в Третьей Псковской летописи она включена в сам летописный свод, в хронологический ряд летописи. Сейчас это один из самых древнейших памятников, оставшихся от псковской литературы.

 

И этот статус текста был определен Вами. Только в Псковской земле так процветала повествовательная историческая литература?

 

Нет, это обычное явление для Древней Руси, везде писались Жития, исторические повествования, и в некоторых других землях больше, чем в псковской. У нас множество псковских святых, которые не имеют Жития, например, нет Жития преподобномученика Корнилия Псково-Печерского.

 

А, кажется, нам все о нем известно.

 

В том-то и дело, что ничего неизвестно. Меня это очень интересует, я уже занималась историей текста "Повести о Псково-Печерском монастыре", редакциями 1526-го, 1531-го годов, которую правил преподобный Корнилий, а вот о дальнейшей истории текста, а она связана с периодом игуменства Корнилия, мы имеем очень приблизительное знание. Самое странное, что об игуменстве Корнилия в Повести рассказывается очень мало.

 

Вам, как специалисту, не приходит в голову написать Житие преподобномученика Корнилия Псково-Печерского или это невозможно по каким-то причинам?

 

Написать Житие возможно, сейчас пишутся Жития новомучеников, но я на это никогда не пойду, это должен делать священник, монах, люди, живущие совершено особой жизнью, не мирской.

 

Где ищите древнерусские тексты?

 

Везде: в Петербурге, в Москве, в Киеве, в Новосибирске…

 

Почему в Новосибирске?

 

Там хранится интересное собрание древних рукописных текстов. Но вот не смогла ознакомиться со списком Жития Ефросина Псковского, который хранится в Саратовском университете, не было денег, чтобы туда поехать, там жить и заниматься исследованием.

 

Вы занимаетесь научной работой на собственные средства?

 

Практически да. Иногда, один-два раза в год, может оплатить дорогу наш университет, а гостиница и все остальное за свой счет. Но если быть точным, могу низко поклониться Соросу, который выделил большую сумму в 1997 году на мои исследования Псковской агиографической литературы XIV-XVII веков, и я на деньги Сороса смогла предпринять около тридцати научных командировок. Не говоря о том, что я приобрела компьютер на эти деньги, что очень важно для моей работы. Никто мне так не помог, как помог Сорос. Сейчас наш Российский гуманитарный научный фонд дал деньги на издание Псковской агиографической литературы XIV-XVII веков.

 

Только что вышли в издательстве "Дмитрий Буланин" два тома вашей Псковской агиографии - результат многолетних исследований псковских житийных древнерусских текстов?

 

Да. Первый том - это Жития княжеские: Всеволода-Гавриила и Довмонта, а второй том – Жития монашеские: Ефросин Псковский, Савва Крыпецкий и Никандр Порховский. Это тексты и их исследование, как, почему изменялся текст, тексты в книге на древнерусском, и эти два тома  для специалистов историков, филологов, краеведов.

 

Купить можно будет, и сколько стоит?

 

Здесь пока нет, есть в Питере, а стоит она 440 рублей, цена, думаю, вполне приемлемая.

 

Вы хорошо издаетесь, Валентина Ильинична, что еще публиковали?

 

Моя первая книга "Повесть о Довмонте. Исследование и тексты". Она вышла в 1985 году. Потом был учебник по Древнерусской литературе для 5-9 классов, тоже первый в истории нашего школьного образования.

 

Разве сейчас есть в школьной программе древнерусская литература?

 

Да, в каждой программе есть "Слово о полку Игореве".

 

Какова структура Вашего учебника?

 

Сначала я создала программу по Древнерусской литературе, где определила, под каким углом давать материал, на что надо обращать внимание, учитывая возрастные особенности учеников. Основной принцип программы – жанровый: 7 класс – воинские повести, 8 класс - Жития, 9 класс - Древнерусская литература, как начало вообще русской литературы.

 

Вы и тексты рекомендовали?

 

Нет, этот проект реализовывал Пушкинский Дом по инициативе издательства "Просвещение". В помощь ученикам и учителям издавался комплект из трех книг по Древнерусской литературе. Учебник – мой, Хрестоматия под редакцией О. И. Творогова и биобиблиографический словарь, где можно было найти краткие статьи об основных произведениях Древнерусской литературы и авторах.

 

Что важно понять ученикам нашей школы в древнерусских текстах?

 

Нами подбирались такие тексты, которые помогли бы понять, как формировались идеалы русского человека, как закладывались в литературе основные понятия, которые должны быть усвоены, должны стать основой жизни: идеал князя, идеал человека, семьи… Очень интересный вопрос, а что ценили в Древней Руси, что больше всего ценилось тогда в человеке?

 

Что?

 

Ни за что не поверите – ум.

 

Ну, если вспомнить нашего национального героя сказок Иванушку – дурачка, то есть в этом правда.

 

Потом уже ценились честь, воинский долг и, безусловно, сквозная тема, которая проходит через всю древнюю литературу – тема Русской земли, любви и привязанности к ней. Что интересно, об этом пишется очень непафосно, а по-толстовски говоря, со скрытой теплотой и патриотизмом - о любви к Родине. В этом отношении древнерусский писатель очень тонко и интересно выстраивает свои произведения.

 

Значит, Вы автор двух книг и Учебника по Древнерусской литературе?

 

У меня несколько направлений в моей работе: в Пушкинском Доме издана серия в двенадцать томов "Памятники литературы Древней Руси", где опубликованы мои переводы древнерусских текстов и комментарии к ним. Теперь издается 20 томов "Библиотеки литературы Древней Руси", и из 20 ее томов вышли 14, где тоже представлены мои публикации текстов и их переводы. Пишу научные статьи, перевожу древнерусские тексты: Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков, Повесть о Довмонте, Послание игумена Памфила, Житие Александра Невского, Повесть о Псковском взятии, Повесть о явлении иконы Божией Матери на Синичьей горе, повесть о Псково-Печерском монастыре, Псковская повесть о Смутном времени, Житие Никандра, пустынножителя.

 

Можете ли Вы сравнить европейскую литературу того времени и русскую XIV-XVI веков, в чем отличие, чем особенна наша древняя литература?

 

Наша литература была намного серьезнее, намного философичнее и посвящена была основным проблемам бытия, не быта и жизни, а бытия. Осознание частной жизни человека, как чего-то значимого, появляется в нашей литературе только в XVII веке.

 

То есть абсолютно безбытовая литература?

 

Да, практически безбытовая. Одна из первых книг, например, "Домострой", которая рассказывает и о быте, в том числе, этот быт показывает как церемониальное действо, как ритуал: как засаливать огурчики, как ухаживать за платьем … и это написано добрым, необыкновенно задушевным языком. Там подробно описано, как нужно мыть пол – ведерочко, тряпочка, выжать, постелить у порожка, чтобы ножки вытирать – что мы и делаем до сих пор, но осознаем это как тяжкую обязанность, делаем нехотя и в спешке, а там даже эта бытовая жизнь предстает, как нечто значимое, и описана она как некий церемониал, в котором есть смысл и красота.

 

"Домострой" должна быть настольной книгой русского человека?

 

Наверное, да, просто мы о "Домострое" слышали столько всего нехорошего, да и не читаем, не знаем эту книгу. В "Домострое" поражаешься осмыслению человеческого быта, как чего-то важного и высокого в человеческой жизни.

 

А что Вы преподаете в нашем педагогическом университете?

 

Я преподаю Древнерусскую литературу, теорию литературы, читаю курс современной драматургии, спецкурс по драме конца XIX начала XX веков, читаю литературное краеведение, спецкурс по Чехову, "Культуру Пскова".

 

Когда человек работает со словом, он хорошо чувствует персонажи, у Вас есть какие-то симпатии к героям Житий, псковских повестей?

 

Могу сказать, что у меня есть любимый писатель. Он Аноним, написал "Повесть об Алиллуйе". Это интересное житие Ефросина Псковского, которое дошло до нас в одном списке, без вариантов, нетрадиционное и необычное. Текст мыслился как Житие, но он не отвечает канонам Жития, там нет последовательного жизнеописания, а рассматривается богословская проблема: автор описывает спор об "аллилуйе". Меня удивляет изумительной сложности текст, в котором видно, как развиваются образы, в какую систему они складываются, как они перетекают, какие слова автор находит – текст удивительной вкусности, я бы сказала.

 

Как же преподобный Ефросин аргументировал двойную Аллилуйию?

 

Как Славу двум ипостасям Господа - Божеской и человеческой. Иисус Христос - Человек и Бог, в то время как троящие "Аллилуйию" говорили, что это Слава Троице: Отцу и Сыну и Святому Духу. Это был догматический спор, но то и другое толкование верно.

 

Конец XV первой половины XVI веков - это потрясающие, жаркие богословские споры, борьба с еретиками, поиски истины, усвоения догматов. Автор "Повести об Аллилуйе" как раз ставит своей задачей внести мир в среду спорщиков, вразумить и тех, и других, чтобы уничтожить эту вражду. Я пыталась сравнить текст этого автора с текстами XV начала XVI веков и пока ничего не нашла похожего.

 

Среди псковских святых есть предпочтения?

 

Мне чрезвычайно импонирует фигура преподобного Никандра Псковского. Это был монах, который полностью осуществил идеал отшельнической жизни, несколько десятков лет жил один, люди приходили к нему очень редко, учеников у него не было, и поэтому мы мало о нем знаем. Житие составлялось по рассказам людей, которые приходили к нему и уходили, но те рассказы, которые приводят очевидцы, очень теплые и живые.

 

Ну и необходимый вопрос, Валентина Ильинична, как изменилось наше студенчество с тех лет начала Вашей работы в пединституте, в какую сторону?

 

В общем- то, худшую. Сейчас все меньше и меньше остается студентов интересных и заинтересованных в предмете и профессии. Это объясняется, наверное, еще и тем, что теперь появилось много вузов, и легче поступить в большом городе, а мы теперь иногда принимаем и с 9, и 10 баллами, что сказывается на качестве студента…

 

И будущего учителя?

 

Конечно. Да и все то, что происходит в высшем образовании, тоже не вселяет большого оптимизма: катастрофическое сокращение часов, отведенных на литературу, литература заменяется общегуманитарными предметами и негуманитарными, например, математикой. Мне трудно понять, насколько это развивает студента.

 

Вы не согласитесь с тем, что древнерусская литература должна быть одним из важных предметов в средней школе?

 

Я так не считаю, да этого никогда и не будет, потому что это очень трудный предмет, смысл и суть которого, красоту трудно донести до ученика. Но вот раньше, в России древнерусская литература была домашним чтением, домашним воспитанием, как и молитвы. Все читалось с детства, рассказывалось, это входило в интеллектуальный, мировоззренческий и духовный багаж человека.

 

Укрепляло дух человеческий сызмальства.

 

Конечно. А теперь никто не знает о походе Святослава 971 года. Не знают, а раньше это знал любой человек XIX века. Если посмотрите Хрестоматию того времени, то этот рассказ входил в обязательное чтение самых младших классов.

 

Вообще хорошо бы опубликовать сборники наших псковских древнерусских повестей на русском языке. Мне бы очень хотелось издать книгу, и у меня есть для нее материалы, по Сказаниям об псковских чудотворных иконах, или издать сборник исторических псковских повестей. Впереди юбилей осады Пскова шведским королем Густавом Адольфом в 1615 году, а где текст? Он в записках какого-то Московского института и недоступен для общего чтения, нет перевода на русский язык. Много чего можно и нужно издать из древней псковской литературы, но в других областях к своей истории относятся внимательнее, чем в нашей.

 

Записала Н. Сергеева.

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...