"Единая Россия" — гарантированный победитель
Предстоящие парламентские выборы будут не самыми интересными в российской истории. Победитель известен заранее – на этом фоне три основные интриги избирательной кампании выглядят достаточно второстепенными. Первая – получит ли "Единая Россия" свыше 50% мест в парламенте, или же ей придется образовывать большинство с какой-либо из других лояльных Кремлю политических сил (кандидата сразу два – ЛДПР и "Справедливая Россия"). Вторая – кто станет серебряным призером — коммунисты, как на прошлых выборах, или "эсеры". Третья – сколько партий пройдет в парламент – четыре или пять (иными словами, проходит ли СПС).
Однако с точки зрения развития российской партийной системы выборы представляются немаловажными. Выборы во многом ответят на вопрос, каковы политические перспективы "Единой России", чем она станет – претендентом на роль "партии власти" или только партийным инструментом Кремля. Каковы пределы возможностей для "эсеров", чьи показатели в различных регионах выглядят весьма неравномерными. Смогут ли коммунисты взять хотя бы частичный реванш за провал 2003 года и доказать, что они не являются отживающей свой век партией. Как Владимир Жириновский на собственном ресурсе проведет свою партию в Думу в пятый раз. Используют ли свой шанс российские "системные" либералы.
Для судеб страны, разумеется, эти вопросы второстепенны (особенно по сравнению с президентскими выборами), и возникает соблазн вообще проигнорировать их особенности. Но примерно так же многие российские либералы рассуждали и в 1907 году, когда выборы в 3-ю Думу проводились по искореженному законодательству с достаточно предсказуемым результатом. Теперь же серьезные историки трактуют эти выборы как прошедшие в условиях хотя бы ограниченной, но конкуренции, в ходе которой оппозиция имела шанс быть представленной в парламенте и получила возможность выражать свою точку зрения. Поэтому не следует недооценивать возможности "ограниченно конкурентных" выборов и пренебрежительно относиться к их участникам.
"Ежедневный журнал" предлагает серию текстов о партиях, которые примут участие в избирательной кампании. Разумеется, начинаем с фаворита.
"Единая Россия" идет на выборы как сильнейшая политическая партия. В ее состав входит абсолютное большинство губернаторов, к ней принадлежат несколько федеральных министров, в ее списках фигурируют ученые и спортсмены. Ее победы на региональных выборах впечатляют – в 2006 году выиграны все избирательные кампании, весной 2007-го – 13 из 14 (единственное исключение – Ставропольский край). Нет сомнений, что она выиграет и декабрьские выборы – об этом свидетельствуют все социологические опросы, включая и рейтинги дистанцированного от Кремля Левада-центра (по состоянию на июнь у "Единой России" — 52% от определившихся респондентов; у ближайших конкурентов — КПРФ – 17%).
И, несмотря на все эти результаты, партия не испытывает радости от предстоящей победы. И тому есть серьезные причины.
Во-первых, существует эффект завышенных ожиданий. Для любой партии 30%-й результат на региональных выборах – предел мечтаний. Для "Единой России" — провал с громами и молниями из Москвы и неизбежными оргвыводами для местных функционеров. Для успеха "Единой России" были созданы все возможные условия. Речь идет как об использовании максимально возможного количества ресурсов (от административного до финансового – везде "единороссы" на первом месте), так и о таком немаловажном явлении, как запрет на участие в выборах для блоков и движений, и о резком сокращении количества партий. Раньше популистские блоки и мелкие партии отнимали у "единороссов" голоса политически лояльного электората, большая часть которого сейчас перешла в лагерь сильнейшей партии. Однако теперь от "Единой России" ждут не просто победы, а подавляющего преимущества. А обеспечить его будет непросто. Достаточно сказать, что нынешняя расстановка сил в Думе – конституционное большинство у "Единой России" при 38% голосов, полученных на "пропорциональных" выборах — стала возможной лишь благодаря тому, что в состав ее фракции вошли многочисленные одномандатники, шедшие на выборы в качестве независимых кандидатов или представителей других партий (например, "народников" Райкова), но затем присоединившиеся к победителю. С принятием нового избирательного законодательства этот резервуар исчезает. Кроме того, сокращение количества участников выборов может привести к тому, что за аутсайдеров будет подано меньше голосов (напомним, что голоса, полученные партиями, не преодолевшими избирательный барьер, перераспределяются между победителями, что увеличивает количество мандатов, полученное ими в Думе). Так что "Единой России" придется, как было сказано выше, бороться за абсолютное (свыше 50%), а не конституционное большинство в Думе. Впрочем, скорее всего, абсолютное большинство партия получит – если ее рейтинги сохранятся на нынешнем уровне.
Во-вторых, сам факт наличия в списках партии влиятельных региональных нотаблей носит противоречивый характер. С одной стороны, это увеличивает аппаратные возможности партии, и в тех регионах, которые управляются популярными лидерами, способно принести существенное приращение голосов за счет имиджевого фактора. В частности, речь идет о Москве, Татарстане, Красноярском и Краснодарском краях. В то же время не во всех субъектах Федерации присутствие губернатора в списке может сыграть положительную роль в ходе кампании – вспомним весенние выборы на Ставрополье, где непопулярный губернатор Черногоров своим участием в списке способствовал поражению партии. В Псковской области тогда же губернатор не вошел в список, что, напротив, стало одним из факторов, обеспечивших партии высокий результат. Видимо, и перед декабрьскими выборами низкорейтинговых губернаторов будут "отсеивать" из партийного списка.
В-третьих, главным имиджевым ресурсом партии является ее идентификация с президентом. Этот ресурс позволяет уменьшить значение главного недостатка партии – ее образа "партии чиновников", федеральной и региональной номенклатуры. На прошлых выборах Путин объявил о поддержке только одной политической силы – "Единой России", что принесло ей немало дополнительных очков. Сработал эффект "хорошего царя", который в российских условиях часто действует весьма успешно – разумеется, в том случае, если царь не дискредитирован многочисленными неудачами (как это было в 1995 году, когда ельцинский фактор не принес особых плюсов НДР – тогдашнему аналогу "Единой России").
Сейчас партия также будет активно использовать путинский фактор – не случайно, лейтмотивом нынешней избирательной кампании является реализация "единороссами" плана Путина. Имиджевый прием несложен – президент выдвигает набор идей, верным и последовательным исполнителем которых является "Единая Россия", постоянно голосующая в парламенте за законы в рамках государева плана. При этом подчеркивается, что "единороссы" остаются единственной путинской партией, обладающей эксклюзивными возможностями. Такое подтверждение нужно им и потому, что на сцене появилась еще одна пропрезидентская партия – "Справедливая Россия", выдвигающая популистские лозунги. И не исключено, что сейчас президентский ресурс будет распределен между двумя партиями. Если "Единой России" и достанется большая часть этого ресурса, то она не будет монополистом. При этом "единороссы" не могут позволить себе активно играть с популистскими лозунгами, как это делают все остальные участники избирательного процесса.
И, наконец, четвертая проблема, значение которой выходит за рамки нынешней избирательной кампании. В "Единой России" рассчитывают, что партия получит в свою "первую тройку" будущего главу государства, путинского преемника. В этом случае партия не просто увеличивает свой аппаратный вес и электоральный результат, но и получает возможность для расширения влияния при следующем президенте. Если преемник отождествляет себя с "Единой Россией", то она становится действительно "партией власти", а не просто партийным инструментом Кремля. Тогда может увеличиться влияние партии и на формирование правительства, чего "единороссы" добиваются уже давно. Гарантированный победитель думских выборов окажется способен сыграть значительную роль и во время выборов президентских (например, официально выдвинуть кандидатуру преемника), а не просто, наряду со "Справедливой Россией", поддержать будущего главу государства после того, как он станет кандидатом от инициативной "группы граждан". Кроме того, появление преемника в списке "Единой России" увеличивает вероятность того, что после своего ухода с президентского поста Владимир Путин вступит в партию – об этом также мечтают лидеры и активисты "единороссов".
Возникает вопрос, насколько реализуем такой сценарий. С одной стороны, Кремль заинтересован в высоком результате "Единой России" и готов помочь ей добиться его. Не случайно, что лидеры партии время от времени встречаются с президентом, который неизменно демонстрирует им свое расположение. С другой стороны, далеко не факт, что российской властью сейчас востребован аналог КПСС – партии, роль которой принципиально выходит за рамки инструментальной. Кроме того, на президентских выборах за преемника будут голосовать разные электоральные группы – в том числе и те из них, которые не поддержат "единороссов" в будущем декабре. Напомним, что избирателями Владимира Путина в 2004 году были также сторонники "Родины" и ЛДПР. Понятно, что в этой ситуации преемнику не очень выгодно слишком сильно сближаться с "Единой Россией".
Таким образом, партия выигрывает выборы, но вопрос о том, сможет ли она решить сверхзадачу – стать "партией преемника" — на сегодняшний момент остается открытым. Впрочем, ответ на него может быть дан уже вскоре – когда будет объявлен состав ее "первой тройки".
Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий
"Ежедневный Журнал", 17 ИЮЛЯ 2007 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН