Бывшие узницы концлагерей на суде в Пскове рассказали об издевательствах нацистов

Бывшие узницы фашистских концлагерей во время заседания в Псковском областном суде рассказали об издевательствах нацистов. Как передаёт корреспондент Псковского агентства информации из зала суда, сегодня, 9 августа, здесь рассматривается дело о признании геноцидом преступлений нацистов на территории Псковской области.

Бывшая узница концлагеря Тамара Джанибекова рассказала, что застала войну в деревне Мосеево Великолукской области. «Мне было три годика, мать была еврейкой, по линии матери нас называли еврейская семья. В один день приезжает машина с солдатами, говорят – одевайтесь, выходите на огород. Мать спрашивает, зачем, ей отвечают, потом узнаете. Потом объявили, что нас расстреляют», – сказала Тамара Джанибекова.

Жители деревни вступились за её семью, поэтому немцы решили отправить их в концлагерь. После этого семью Тамары Джанибековой привезли в концлагерь недалеко от Бранденбурга (Германия). «В лагере были ужасные условия. Практически не кормили, – рассказывает женщина. – Однажды мать из мусора принесла пять замерших картошек. За это её наказали – избили палками, она не могла вставать».

Она также вспомнила что на территории концлагеря находилась камера, где сжигали людей. «Невозможно было дышать. Закрывали рот тряпкой», – отметила женщина.

Из лагеря она с семьей вернулась осенью 1945 года. «Когда нас освободили, мы еле ходили. После концлагеря мы с сестрой оказались инвалидами», – рассказала Тамара Джанибекова.

Другая бывшая узница концлагеря Вера Баринова рассказала, что проживала в деревне Загорье вместе с матерью и двумя сестрами. Когда началась война их деревню со всех сторон окружили немцы на мотоциклах. Они выгнали всех на улицу и сожгли все дома в деревне. После этого немецко-фашистские захватчики подогнали машины, согнали туда людей и повезли в концлагерь в Крестах. По её словам, там люди жили в бараках, которые плохо отапливались, кормили очень скудно. Всех советских военнослужащих, которые попытались устроить побег, расстреляли.

Примерно весной 1942 года узников перевезли в концлагерь в Германию. «Там кругом были виселицы. Если кто-то в этом лагере заболевал их не лечили – выбрасывали», – сказала она.

Женщина также вспомнила, как однажды нацистские палачи разрезали живот русской беременной девушке и вытащили младенца, а молодого человека расстреляли на глазах у других пленников. «Русских ненавидели, хотели уничтожить», – добавила Вера Баринова.

Псковичка вернулась на родину в 1945 году, после освобождения Красной Армией.

Напомним, Псковский областной суд рассматривает заявление прокурора Псковской области Ивана Грибова. Прокурор просит признать установленные и вновь выявленные преступления, совершенные в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов на территории Псковской области нацистскими оккупационными властями и их пособниками, военными преступлениями и преступлениями против человечества, как они определены в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала.

Сегодня суд заслушав показания объявил о перерыве до послезавтра. На следующем заседании, которое состоится 11 августа в 10:00, будут слушать показания специалистов и исследовать письменные доказательства, в том числе экспертизы.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...