Что год учебный нам готовит – интервью Анны Кузыченко

Анна Кузыченко в медиацнтре ПАИ. Фото Арсения Тимашова.

Осталось меньше месяца до начала учебного года. Сегодня 9 августа, началась приемка школ после ремонтов. Как сфера образования готовится к открытию школ и детских садов, кого будут вакцинировать и насколько сейчас востребовано семейное обучение – об этом в медиацентре ПАИ рассказала начальник управления образования администрации города Пскова Анна Кузыченко.

Фото ПАИ.

Ремонты и вакцинация

– Какие средства выделены на подготовку школ и детских садов к новому учебному году, на что они пойдут? Когда начнется приемка образовательных учреждений? Сколько школ и детских садов должно открыться к 1 сентября и будут ли открыты новые образовательные учреждения?

– Денежные средства уже идут, и финансируются те виды работ, которые были запланированы, потому что все подготовительные работы носят плановый характер. На сегодняшний день основная часть работ по подготовке к новому учебному году либо уже завершается, либо находится в финальной стадии.

В этом году на материально-техническое оснащение, на капитальные и косметические виды ремонта, на подготовку к новому учебному году администрацией города Пскова выделено 23 миллиона 700 тысяч рублей. Это огромная сумма, однако и она не покрывает все потребности, которые существуют на сегодняшний день в системе образования Пскова. Тем не менее сегодня идут крупные работы: в лицее «Развитие» идет капитальный ремонт пищеблока и обеденного зала, в школе № 8 – тоже капитальный ремонт пищеблока, обеденного зала, в школе № 5 – капитальный ремонт пищеблока. Это суммы порядка 4,5 миллиона рублей. Данные виды работ не были запланированы муниципалитетом, это беспрецедентное решение главы администрации города Пскова Александра Николаевича Братчикова, который выделил необходимые денежные суммы, чтобы привести состояние пищеблоков в соответствие с нормами СанПиН, выполнить требования федеральных программ и чтобы регион получил федеральное финансирование для обеспечения питанием учеников начальной школы.

К сожалению, инфляция иногда вносит свои коррективы. Например, некоторые ремонты могли бы пройти намного раньше, но по определенным объектам мы несколько раз проводили конкурсные процедуры – подрядчики не выходят, мотивируя тем, что инфляция, стройматериалы дорожают и поэтому невыгодно производить эти работы. Тем не менее выходим из ситуации, находим подрядчиков, работаем с каждым точечно, и мы говорим о том, что все запланированное будет выполнено.

Отдельную гордость вызывает то, что по антитеррористической системе безопасности наши учреждения получили крупное финансирование – порядка 11,5 миллиона рублей выделено на это направление. В рамках этого направления мы устанавливаем ограждение возле школы № 21 (социально-экономический лицей на Запсковье), сейчас идут работы, подрядчик выполняет свои обязательства. В рамках данного направления устанавливаем ограждение для детского сада № 47 на Завеличье. Частичное восстановление ограждения – в 10-м детском саду в центре города, в 29-м детском саду в Любятове. Антитеррор, установки видеонаблюдения, ограждения тоже немаловажная статья расходов, немаловажный вопрос в подготовке к новому учебному году, он не забыт, и мы здесь работаем.

– 11,5 миллиона входят в 23?

– Нет, это отдельная статья.

– А еще вы сказали, что это большая цифра – 23 миллиона 700 тысяч рублей. То есть в предыдущие годы не было такого?

– Мы выходили на 16-17 миллионов.

– То есть сейчас намного больше.

– Да. Приемка учреждений пройдет с 9 августа. Есть приказ управления образования администрации города Пскова, составлен график. Неделю будем принимать учебные организации к новому учебному году.

В этом году приемка пройдет с участием родительской общественности. В муниципалитете мы возродили большой родительский совет, где объединили по представителю от каждой школы, и создали свой чат – в этой группе проговорили с родителями о взаимодействии в рамках приемки. Есть установка, что каждая школа и детский сад принимается как комиссией, уполномоченной на это, так и родительской общественностью, которая должна обозначить свои переживания и требования на перспективный финансовый год и оценить работу учреждений по подготовке к новому учебному году

Если кто-то из родителей хотел бы принять участие в период с 9 августа в приемке учреждения, которое посещает его ребенок, будь то детский сад или школа, то я прошу обратиться к заведующему или к директору, обозначить свое желание, и в назначенный день мы готовы с вами отработать, пройти процедуру приемки учебного учреждения к новому учебному году.

– Но это будет конец августа?

– Нет, с 9 августа ровно неделя. В состав комиссии входят представители надзорных органов и родительской общественности. Также предполагаю, что на приемку выйдут еще и депутаты от округов.

В принципе, мы готовы. Есть отдельные учреждения, где ремонтные работы в силу контрактных обязательств будут закончены к 31 августа, а в основном все настроены на то, чтобы все завершить работы к 9-10 августа и на приемке показать себя с лучшей стороны.

Новым моментов в приемке образовательных организаций в этом году становится такой пункт, как вакцинация работников. В приказе комитета по образованию Псковской области указано, что учреждение будет принято к учебному году в случае стопроцентной вакцинации сотрудников. Поэтому мы на сегодняшний день, помимо материально-технической составляющей, ведем еще работу по вакцинированию сотрудников.

Я хочу отдельно сказать слова благодарности нашему здравоохранению, городской поликлинике, Неваленной Галине Ивановне и всем ее сотрудникам, которые совершают ежедневный беспрецедентный подвиг вакцинации наших сотрудников организованно. Распоряжения пришлись на отпускной период и многие педагоги, работники находились за пределами региона. Сейчас они массово возвращаются, и в ситуации с нехваткой вакцины образование обратилось к здравоохранению. Нас поддержал и глава администрации, и спасибо губернатору Псковской области, были организованы централизованные пункты для массовой вакцинации педагогов. На сегодняшний день в системе образования 63 % вакцинации, плюс 10 % наших работников имеют официальный медотвод в силу того, что либо совсем недавно переболели, либо имеют противопоказания. Мы продолжаем эту работу.

К 1 сентября задача состоит в том, чтобы выработать коллективный иммунитет, провести массовую вакцинацию, дабы учебный год прошел без сбоев. Ни много ни мало 36 тысяч детей придут и в школы, и в сады, поэтому мы готовимся со всех сторон – и с точки зрения материально-технической составляющей, и с точки зрения здоровья тех, кто будет с детьми.

Фото ПАИ.

38-ми будете?

– Сколько школ и детских садов откроется 1 сентября в Пскове?

– Мы никого не потеряли за это время – уже хорошо. Мы открываем 27 общеобразовательных организаций, школ и 57 дошкольных учреждений. В последний момент летом включился в образовательную деятельность новый детский сад на улице Алехина – 57-й детский сад «Маленькая страна». Сад построен в рамках нацпроекта и рассчитан на 270 детей. Дети туда направлены, на сегодняшний день детский сад посещает 145 человек, остальные планово готовятся к выходу, к адаптации, к тому, чтобы с 1 сентября начать массово посещать дошкольное учреждение.

– Вы ранее говорили, что очень много первоклашек в этом году.

– Да.

– Как удалось разместить всех в школы? Были ли проблемы с родителями, которые настаивали на том, чтобы ребенка определить в определенную школу?

– Процесс распределения детей еще идет, и мы до 2 сентября настроены в соответствии с законодательством продолжать эту работу точечно. Основной массив детей зачислен в школы. На сегодняшний день порядка 40 детей находятся в резервном списке ожидания, потому что есть те, кто подал заявление в первый класс в несколько школ, и мы сейчас вычисляем этих родителей, чтобы не было задвоения детей в списках.

С каждым работа проводится индивидуально. В управлении образования есть отдельный человек, главный специалист управления образования, который занимается исключительно приемом детей в школу, и в первую очередь именно первоклассники Завеличья. Многие родители ее знают: это Егорова Татьяна Михайловна. У нее все зафиксировано, все обращения, она знает телефоны практически всех родителей первоклассников. Мы ее сейчас отпустили в отпуск, поэтому те, кто звонят ей на рабочий номер телефона, не переживайте, что трубку никто не берет: 9 августа Татьяна Михайловна возвращается, и все вопросы тех, кто находились в системе ожидания, будут решены.

К сожалению, на Завеличье в классах первоклассников на сегодняшний день порядка 38 человек, но все родители об этом знают, когда просятся в конкретную школу на Завеличье. Я говорю сейчас не только про Псковскую инженерно-лингвистическую гимназию, а в целом про школы Завеличья: это и ППК, и 10-й лицей, и лицей «Развитие». Мы каждого родителя уведомляем о том, что ребенок будет 36-м, 37-м, 38-м – готовы? Или же есть школы в центре города или подальше, где можно быть 24-м, 25-м в классе. Но нет, родители для себя занимают определенную позицию, и территориальная близость, к сожалению, для них зачастую является первостепенным фактором. Я понимаю, что для многих это связано с невозможностью привозить и увозить первоклашку, потому что сегодня и бабушки, и дедушки работают и не могут, как раньше, забирать детей. Многие рассчитывают на то, что ребенок в первом классе будет самостоятельно добираться домой и из дома, поэтому редко когда получается убедить родителей пойти в класс с меньшей наполняемостью, но находящийся дальше от дома. Тем не менее ищем варианты для всех и стараемся находить. Поэтому работа не завершена, впереди еще целый август, никто не останется без школы, все пойдут в первый класс.

– Как обстоит ситуация с местами в детских садах?

– В этом году лучше. Нет такого, чтобы кто-то остался без места и родители писали жалобы или требовали место, потому что их распределили не туда, куда бы они хотели. В этом году мы распределили детей, которые подходили к возрасту трех лет, достаточно быстро и распределяем уже льготников – детей, которым два годика. Даже иногда попадают те, кто не в льготной категории граждан: если родители, например, претендуют на дошкольное учреждение на Запсковье или в центре города и вовремя встали в очередь при рождении ребенка, то многие в этом году получили место в дошкольном учреждении.

Псков активно участвует в национальном проекте «Демография», это выражается в строительстве как пристроек, так и новых дошкольных учреждений. Это сыграло положительную роль, и распределение в дошкольные учреждения в этом году проходят безболезненно.

– Есть какой-то процент очереди?

– Он будет всегда, и мы к этому должны относиться спокойно.

– Для какого возраста?

– До трех лет. Всем детям с трех лет мы стопроцентно предоставляем места, здесь никаких вопросов не возникает. На сегодняшний день самая главная потребность есть у родителей с детьми в возрасте от полутора до двух лет. Сегодня спрос молодеет: по завершении пособия многие говорят о том, что хотели бы, чтобы их ребенок пошел в детский сад. Обращаю внимание, что на сегодняшний день ясельные группы в Пскове – это группы для детей от двух лет. Во Пскове пока нет ясельных групп от полутора лет, мы не можем это себе позволить: чтоб открыть ясли для полуторагодовалых детей, мы должны убрать очередь для детей от двух лет. Пока, к сожалению, это сделать невозможно.

Пандемия внесла изменения в мировоззрение родителей, и если до пандемии они активно просили предоставить места сразу после полутора лет, то с весны прошлого года появилось более осознанное отношение к дошкольным учреждениям, к массовым коллективам, поэтому нет такого яркого спроса на то, чтобы отдать ребенка побыстрее в детский сад.

– Наименее известные у родителей учебные заведения Пскова – это какие школы? Где заполняемость классов невысокая, но качество преподавания ничуть не хуже, чем в популярных школах?

– Есть школы городских окраин, например: 17-я школа в Любятове, 16-я школа на Ленинградском шоссе, 13-я школа в Крестах. Эти школы, к сожалению, не пользуются в силу субъективного отношения популярностью у родителей. Хотя обучение в данных школах мы иногда сравниваем с индивидуальным подходом, с обучением семейного отношения. Когда в 17-й школе мы открываем 10-й класс в составе 15 человек и ребенок учится в 10-11-м классах, готовится к ЕГЭ, наверно, это подход, который обеспечивает более качественное индивидуальное обучение, нежели когда в классе 32 старшеклассника. Так же я могу сказать и про 16-ю школу, где есть победители олимпиад муниципального регионального этапа.

Когда мы говорим родителям, что в силу объективных обстоятельств ребенку лучше пойти в школу, где класс меньшей комплектности и учитель будет чаще и больше работать с ребенком, многих смущает то, что «школа далеко, мы про нее не знаем, мы туда не поедем» и так далее. Я бы не ставила во главу угла транспортную доступность при выборе образовательной организации. Если это можно и нужно учитывать для первоклашки и для ребенка начальной школы, то когда мы с вами говорим о ребенке 9-го класса, 10-го, 11-го, о самостоятельно передвигающемся подростке, наверно, стоит задуматься, где ему комфортнее получить завершающее образование.

Вообще, все школы города достойны. Каждая школа имеет свою специфику, свою изюминку, и в последние годы мы работаем с руководителями над тем, чтобы набирали обороты именно индивидуальные особенности каждого образовательного учреждения. Это важно для того, чтобы и родители правильно выбирали организацию, и педагоги гордились тем местом, где они работают. Поэтому каждая школа города Пскова готова предоставить свою программу и свой подход, что сегодня немаловажно.

Фото ПАИ.

Причина в зарплатах

– Сколько в этом году молодых педагогов придет в псковские школы?

– Пока, к сожалению, статистики нет, мы весь август ждем молодых коллег к себе на работу и в школы, и в дошкольные учреждения. Я с грустью хочу сказать, что мы пока не видим стремления выпускников педагогических специальностей прийти работать непосредственно по своему профилю, и есть ужасные цифры: в Пскове на сегодняшний день 21 вакансия учителя начальной школы и 78 вакансий воспитателей. Мы строим сады, школы, участвуем в нацпроекте и неплохо справляемся с этим, но, к сожалению, некому преподавать и некому заниматься с детьми. Каждый год в систему образования города Пскова приходит порядка 60 молодых специалистов – это выпускники Псковского государственного университета, Опочецкого педагогического колледжа. Учитывая развитие системы образования, этого недостаточно.

Мы выходим в университеты, и я благодарю Псковский государственный университет за сотрудничество: и ректор, и проректор, и руководитель института стремятся провести беседы со старшекурсниками, с выпускниками. Но пока особого отклика не видим, к сожалению.

Мы готовы принять на работу не только выпускников педагогических специальностей, но и старшекурсников. Сегодня законодательство позволяет это делать, поэтому мы говорили с Псковским государственным университетом о необходимости индивидуального маршрута обучения для тех студентов, кто уже готов выйти на работу по профилю. Мы сделаем все возможное, найдем точки соприкосновения, когда студент будет и обучаться на выпускном курсе, и уже работать в школе или в дошкольном учреждении.

Мы открыты и готовы к тому, чтобы молодой специалист пришел, наши опытные сотрудники возьмут над ним шефство, и поверьте, мы его уже никуда не отпустим, будем стремиться к тому, чтобы он задержался в стенах образовательных организаций. Но пока вакансий много.

– Основная препона – это зарплата?

– Да, безусловно. Когда приходит выпускник университета, как бы замечательно мы к нему ни относились и ни хотели бы его поддержать, бюджетное законодательство не позволяет выйти за определенные рамки. Заработная плата складывается из оклада и стимулирующих – за стаж, за аттестацию, за квалификацию, категорию и прочее. Но и директора школ, и заведующие дошкольными учреждениями ищут разные варианты, которые позволят удержать молодого специалиста в стенах образовательной организации. Мы подходим к этому индивидуально. На прошлой неделе, например, подписали соглашение для одной школы о предоставлении муниципального жилья для студента старшего курса, который приходит в школу работать: мы ему предоставляем муниципальное жилье, чтобы он остался и был уже непосредственно в системе. Варианты ищем, пытаемся удержать.

Рассчитывать на большие зарплаты, безусловно, нельзя, но на них никто ведь и не рассчитывал, когда поступал на педагогические специальности, давайте будем откровенными. Поэтому нельзя говорить, что сегодня мы не предоставляем то, что обещали, когда человек поступал на педагогическую специальность.

Фото ПАИ.

Без домыслов

– Как будет выстроен учебный процесс с учетом пандемии? Будет дистанционка или пока обойдемся без нее? По поводу вакцинирования педагогов уже сказали, а что касается школьников? В TikTok и в соцсетях старшеклассники пишут, что им необходимо вакцинироваться.

– Каждая ситуация у нас всегда сопровождается домыслами. Мы уже к этому привыкли. Федеральными рекомендациями было определено, что до 1 января 2022 года объекты образования – и школы, и сады – останутся в какой-то степени закрытыми. Готовимся начинать учебный год с разведением потоков, мы отработали эту схему в прошлом году, и я думаю, что она не вызовет нареканий у родителей.

Все так же не будет массового захода родительской общественности в школы и сады. Но мы начали работу с Роспотребнадзором и здравоохранением на предмет того, что если родитель вакцинировался и имеет на руках сертификат, подтверждающий вакцинацию, мы просим согласовать посещение родителями дошкольных учреждений. В первую очередь речь идет о сопровождении детей, которые только поступили: мы говорим о малышах, которые только набраны в сады, и о первоклассниках. Пока рано говорить, что это итоговая информация, но я хочу сказать родителям, что мы на вашей стороне: если будут вакцинированы и педагог, воспитатель, и родитель, они имеют право встретиться на территории образовательной организации. Это же относится и к массовым мероприятиям – утренникам и торжественной линейке. Решение будет принимать оперативный штаб под руководством губернатора Псковской области при согласовании Роспотребнадзора, тем не менее фактор вакцинации имеет большое значение.

Речи о вакцинации подростков, школьников не ведется. Мы не видим этого ни в проектах, ни в документах, ни в методических рекомендациях – ни со стороны Министерства просвещения, ни со стороны Роспотребнадзора. Это домыслы. Мы ведем речь только о вакцинации работников системы образования. Поэтому не стоит принимать к сведению информацию из социальных сетей как достоверную. На сегодняшний день подтверждения этому нет.

– Мы узнаем чуть позже, как будут линейки проходить?

– Да, конечно.

– На сегодняшний день есть ли в городе дети, находящиеся на домашнем обучении, и не появилось ли их больше из-за коронавируса?

– Такая форма обучения всегда была, и в допандемийный период были дети, которые уходили на семейную форму обучения и для сдачи итоговой аттестации либо в 9-м классе, либо в 11-м прикреплялись к определенной образовательной организации. Достаточно распространенный формат.

В основном это делается по медицинским показаниям, по состоянию здоровья. Тем не менее мы сталкивались с ситуациями, когда родители, законные представители детей принимали это решение исходя из религиозных соображений.

В период пандемии произошел всплеск, потому что многие родители не приняли форму дистанционного обучения и решили, что ребенок будет обучаться дома самостоятельно и затем для аттестации будет закрепляться за образовательной организацией. Эта волна прошла в прошлом учебном году, где-то с апреля месяца массово стали уходить на семейное обучение, дети продолжили семейное обучение в период сентября-ноября этого учебного года, а затем уже с января произошел отток детей, возвращающихся в обычный формат обучения. Когда прошли пиковые волны пандемии и стабилизировалась работа системы образования в новых обстоятельствах, многие родители вернулись обратно к традиционной форме обучения.

На сегодняшний день каждый имеет право выбора, и это право родителя, законного представителя ребенка – выбрать ту форму обучения, которую он считает лучшей для ребенка. Можно обратиться в управление образования, написать заявление о переходе на ту или иную форму обучения, мы все документы примем, оформим, подскажем, как лучше, и здесь возможно несколько вариантов обучения в пределах муниципалитета.

– А есть сейчас детки, которые дома обучаются?

– Да, конечно. Порядка 150 детей находятся на семейном обучении, и это абсолютно разный возрастной промежуток: есть дети в начальной школе, кто-то приходит после первого класса, пишет заявление о переходе на такой формат, есть те, кто в старших классах уходит на такой формат обучения, чтобы точечно готовиться к профильным предметам сдачи, чтобы ребенок не отвлекался в целом на образовательную программу.

Но тема непростая. Иногда родителям кажется, что это очень просто: ты готовишься дома, учишь то, что тебе нравится, читаешь и так далее. Но каждый родитель должен помнить, что именно он несет ответственность за полноту, за системность подготовки своего ребенка, и здесь уже не школа будет виновата, когда ребенок не сможет сдать итоговую аттестацию. Поэтому нужно подходить очень взвешенно к выбору такой методики.

Если родители сами организованны, владеют тайм-менеджментом, системой убеждения и готовы работать со своим ребенком по жесткому маршруту, то эта форма обучения даст свои результаты. Но надеяться на то, что это проще и легче, потому что, как многие говорят, ненужные предметы отпадут, то этот подход в корне неверен и может привести к плачевным результатам.

– Есть ли у нас частные садики, которые будут открываться с сентября, и на какой возраст они рассчитаны?

– Да, безусловно, частный сектор давно и прочно вошел в жизнь системы образования муниципалитета. На сегодняшний день есть три частных дошкольных учреждения – я говорю сейчас про тех, кто имеет лицензию на образовательную деятельность, а не про тех, которые занимаются присмотром и уходом. И есть частная школа, при которой есть дошкольное отделение. Все они начнут образовательную деятельность в соответствии с учебным графиком. Все рекомендации и требования Роспотребнадзора и Министерства просвещения распространяются также и на частные образовательные организации – я говорю про ограничительные меры, про требования соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, и приемка учреждений у них точно так же пройдет либо силами внутренней комиссии, либо при участии управления образования администрации города Пскова.

Этот сектор востребован. На сегодняшний день там наполняемость несколько снижена в силу обширного строительства дошкольных учреждений по нацпроектам, но частный сектор активно включился в национальную программу поддержки, когда на базе частных дошкольных учреждений создаются места по цене муниципальных. На сегодняшний день все наши частные дошкольные учреждения работают по этой программе и принимают детей по муниципальной стоимости, потому что они приняли участие в региональной программе софинансирования. Мы видим по оттоку из очереди, что многие родители приняли решение направить ребенка в полтора-два года в частный детский сад и платят они по стоимости муниципалитета.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...