Кто съел псковскую рыбу?
Журнал «Эксперт Северо-запад» в статье «Мало рыбы» рассказывает о ситуации, сложившейся с выловом рыбы в Новгородской области. Известно, что новгородцы издавна занимались добычей рыбы, чему подтверждение – герб области, на котором есть изображение волховского сига. Правда, саму рыбу сейчас чаще можно увидеть на картинках в Красной книге – после строительства Волховской ГЭС эта ценная порода оказалась на грани вымирания.По мнению кандидата биологических наук Алика Асанова, сейчас в Ильмене самое низкое за последние 40 лет количество рыбы – если в лучшие годы поголовье леща колебалось на уровне 20-22 миллионов штук, то сейчас его численность сократилась до 8-9 миллионов. При этом промысловая база в два раза превышает ресурс озера. “Сегодня никто не учитывает ещё и так называемый любительский лов с лицензиями, - продолжает Асанов, - а ведь это десятки тонн выловленной рыбы, потому что таких лицензий выдаются тысячи”. Ещё несколько лет назад на Ильмене профессионально рыбачили 16 хозяйств. Сегодня число добытчиков возросло до 37: три сельскохозяйственных производственных кооператива, десять ООО, пять рыбоартелей, 15 рыболовецких крестьянских хозяйств, четыре частных предпринимателя.
Всего переработкой рыбы в Новгородской области занимаются пять крупных предприятий и несколько более мелких фирм. В нынешнем году крупные переработчики вдвое увеличили выпуск рыбной продукции, сделав 5834 тонны. Только консервов выпущено 14085 туб, а это 194% к уровню прошлого года. Связано это с открытием новых производств.
А предприятие ЗАО “Рыбный двор” за два года своего существования освоило уже двадцать видов консервов, выпуская миллион банок в месяц. Конечно, при таком объёме невозможно обеспечить производство только новгородской рыбой. Большая часть сырья привозная – с псковского берега Чудского озера, из Мурманска, Астрахани, Калининграда, Петербурга и даже Владивостока. Новгородцы сегодня делают ставку на переработку рыбы, а псковские рыбаки называют переработку бесполезным делом. Кто прав: богатые новгородские рыбозаводы или бедные псковские рыбаки, сдающие незаконновыловленную рыбу «на лево», в обход налогов и бюджета?