"Груз 200": Шок – это по-нашему!

Россия, 2007 год, режиссер Алексей Балабанов.

 

Какой ловкий и дьявольски хитрый рекламный маневр совершили PR–менеджеры 11 фильма Алексея Балабанова. Журналисты во все свои юные и смешные голоса обещали, что "Груз 200" - это фильм-шок, фильм прозрение. Иные пишущие товарищи кричали, что фильм необходимо подвергнуть анафеме, а хорошего режиссера Балабанова линчевать за излишний натурализм и правдивость повествования.

 

Создатели "Груза" дружно кивали, скромно потупив глаза: "Да, мы именно такие. Наснимали, самим нехорошо, и даже страшно". А сообщения о том, что на закрытых фестивальных показах некоторых особо нежных ценителей кино выносили буквально из зала, придали фильму и без того жаркий градус вожделения. Каждый маломальский ценитель русского кино должен был поставить себе галочку: "И я тоже видел "Груз 200"!

 

Страна Советов. Недалекое прошлое, 1984 год. Глухая провинция, как духовная, так и географическая. Профессор, заведующий кафедрой научного атеизма ЛГУ, Артем (Леонид Громов) приезжает проведать брата-полковника, да матушку в глухом Ленинске навестить. На обратной дороге чахнет мотор верного "Запорожца", неподалёку хутор. Там – бывший зек Алексей (Алексей Серебряков), жена Антонина, подневольный вьетнамец Сунька (Михаил Скрябин), да мужчина со стеклянным взглядом – "начальник" (Алексей Полуян). Вьетнамец машину починит, Алексей с профессором о Боге и утопиях Кампанеллы поговорят, разопьют литр-другой. Чуть позже на хутор подъедет юный фарцовщик Валера с Анжеликой (Агния Кузнецова) (они познакомились на дискотеке). Молодчик напьётся до отключки, а "начальник" девушку приметит, да в "жёны" возьмёт. Отвезёт в родной город, наручниками к кровати прикуёт, мамаше-алкоголичке представит. Анжелика – дочь секретаря райкома партии, парень её – десантник, вот только из Афгана вернётся. Абсурд, но расследование пропажи Анжелики поручено капитану милиции Журову, тому самому "начальнику".

 

Лучше всего смотреть этот фильм неподготовленным. Не зная сюжета, и не предвкушая, сейчас должна вылететь птичка, а я читал в рецензии, в этом эпизоде будет страшно. Причем ужас будет вызывать не то, что инопланетные "чужие" начали разрывать всех и вся. А вот ужас обыденности и вместе с тем нереальности происходящего будет разрывать уже изнутри.

 

Самогонщики, их постоянные спутники – разномастные алкоголики, бессмысленное милицейское своеволие, продажность работников военкомата, война, а вместе с ней и ужасный "груз 200". Как венец, как насмешка над и без того абсурдным бытием – маньяк жестокий и неотвратимый, как и сама жизнь. Не важно, что действие происходит в 1984 году, ровно с таким же успехом, эти реальные события имели бы место быть и 1994 и 2007 годах, к сожалению. Мало, что меняется. И действительно страшно. Боишься не мерзостей творимых капитаном доблестной милиции, сколько той бездумной системой, которая привела ко всему этому абсурду. Обещанные "ужас-ужас" стоит воспринимать, как черный юмор, насмешку, гротескный фарс, единственно приемлемый для Балабанова способ рассказать о делах недавно минувших лет.

 

Показателен финальный звуковой месседж в исполнении вечно живого Виктора Цоя: "Время есть, а денег нет, и в гости некуда пойти. И куда-то все подевались вдруг. Я попал в какой-то не такой круг". Вот и герои фильма попали в своеобразный седьмой круг ада.

 

"Груз 200" - это олицетворение той самой мертвой страны, лишенной своих героев, вернее пресловутые герои возвращаются домой в оцинкованных гробах, умиляя разномастных маньяков. Я поставил себе галочку: "Я тоже видел "Груз 200"!

 

Это удар под дых! Шок!

Данила Тевелев,

Специально для Псковского агентства информации

Смотрите на лицензионном видео.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...