Барская охота
Земля псковская оказалась лакомым кусочком для людей высокого и очень высокого достатка. То ли пленила близость границы, то ли красота здешних мест, а может сговорчивость местной власти. Карту области рвут на лоскутки, будто средневековые княжества. Арендаторы и покупатели на глазах превращаются не просто в собственников, а в господ. И вот уже мужики из вымирающих псковских деревень, уступая дорогу веренице иномарок с московскими и питерскими номерами, плюют им вслед:
- Опять барины понаехали.
Господа не покупают домик в деревне. Они застраивают берега озер и участки в лесах, огораживают их, вешают шлагбаумы со знаками "частная собственность". Любое посягательство на эту собственность пресекается. Здесь, как правило, не разрешено охотиться, собирать грибы или ягоды. Даже рыбачить поблизости не советуют. Во многих районах области ходят бывальщины о тех, кого выгоняли из леса вооруженные люди.
Все началось с желания. Многое в этом мире начинается с желания: быть любимым, быть счастливым, быть богатым. Какое желание руководит областной властью? Сделайте выводы сами.
30.01.2006 года губернатор Михаил Кузнецов подписал постановление о ликвидации государственных зоологических (охотничьих) заказников Псковской области. Не всех. Лишь части. Еще точнее – 12 из 23 заказников. Одна из причин: заказники выполнили свои "частные задачи по увеличению численности конкретных объектов животного мира". Другая – незачем содержать заказник в районах, которые "имеют другие особо охраняемые природные территории с запретом охоты" (например, Себежский национальный парк, Полистовский государственный заповедник). Наконец, решили ликвидировать "заказники, расположенные на территориях с двойным режимом ограничений". В документе были перечислены Печорский, Пыталовский, Себежский, Палкинский, Красногородский, Усвятский заказники. Объяснялось, что они входят в пограничную зону, в которой "уже установлен режим, ограничивающий хозяйственную деятельность, в том числе и охоту".
Последняя менее значимая, по мнению авторов, причина – заказники в основном располагались на территориях, через которые "не проходят активные миграционные пути диких копытных животных и пути пролета водоплавающих птиц". В результате были ликвидированы заказники: Бежаницкий (21,4 га), Красногородский (31,5 га), Куньинский (28,8 га), Палкинский (10,0 га), Лядский (Плюсский район, 15,6 га), Псковский пригородный (Псковский район, 41,0 га), Пригородный (Пушкиногорский район,11,8 га), Пыталовский (29,0 га), Печорский (52,0), Себежский (29,7), Княжецкий (Стругокрасненский район, 23,5 га), Усвятский (18,6 га).
Положа руку на сердце, признаем, что предшественники М.Кузнецова тоже предполагали сократить заказники регионального значения. Но находчивость новичков придала этому событию некоторый оттенок театральной драмы. На сцену внесли охотничье ружье. Того и гляди, выстрелит. Как поступить с территориями уже бывших заказников? Сделать их охотугодьями. Федеральный закон "О животном мире" требует в подобном случае проведения конкурса с последующим безвозмездным предоставлением участков. Как же… Безвозмездным. Предприимчивым господам, видимо, наплевать на федеральные законы, на права местных организаций и населения, на условия конкурса. Фактически состоялся аукцион. Был создан некий фонд. Охотугодья достались тем, кто больше перечислил средств. Не трудно догадаться, что в числе владельцев частных угодий в основном оказались люди состоятельные и неместные.
Дальше - больше! Чиновники предложили охотпользователям заключить договоры о взаимодействии по охране животного мира. Был открыт специальный расчетный счет, на который ежегодно следовало перечислять всего 2 рубля за один гектар. Копейки, воскликнет нетерпеливый читатель. Конечно. Но возьмем, к примеру, областное общество охотников и рыболовов – организацию, которая не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. У нее 2,5 млн. гектаров охотугодий. Юрий Тихонов, заместитель председателя общества охотников и рыболовов области недоумевает: как объяснить членам общества, что каждый год их организация должна будет платить областной власти 5 млн. рублей. За что?
По федеральному закону "О животном мире" все 2,5 млн. га предоставлены в безвозмездное пользование сроком на 25 лет. Договор был подписан 30.01.2003 между охотобществом и губернатором Псковской области Евгением Михайловым (соответствующее распоряжение - №32-р). Охотники, конечно, отказались платить какие-либо деньги. Тогда 6.10.2006 вышло распоряжение губернатора Кузнецова (№214): отменить документ №32-р и № 309-р от 16.05.03 ("О внесении изменений в приложение к распоряжению Администрации области от 30.01.03 №32-р"). Псковская природоохранная межрайонная прокуратура даже нашла нарушение – форму согласования. Сложность в том, что в федеральном законе заявлено о необходимости согласования с землепользователями вопроса о предоставлении участков под охотугодья. Но не сказано, в какой форме следует это делать.
Экс-вице-губернатор Псковской области (2000-2004) Григорий Яцинович, который курировал сферу природопользования, отмечает:
- Закон "О животном мире" недоработан. В результате каждый регион искал свою форму согласования с землепользователями. Мы провели несколько совещаний, была задействована и прокуратура. Решили согласовать путем публикации в газете "Псковская правда". Собственникам земель, владельцам лесного фонда предлагалось обратиться в отдел природопользования администрации.
Спустя несколько лет новый губернатор и его команда сочли, что в данном случае следовало у каждого из тысяч частных лиц и организаций получить согласие. Все бы ничего. Устранили бы нарушение. Но нет. Пока члены областного общества охотников и рыболовов объезжали районы, параллельно им вела свою работу и областная власть.
- Представитель комитета по лицензированию и природопользованию приезжал к главам районов, - рассказывает юрист Псковской областной общественной организации охотников и рыболовов Александр Алексеев. – Не согласовывать. Используя свое влияние, глава области подмял под себя большое количество лиц, боящихся потерять, прежде всего, свои места, свои должности. В результате Общество получило все согласования, а областная администрация предоставила документы от тех же собственников земель и владельцев лесного фонда… не согласных. 4.06.2007 в ходе судебного заседания обнаружилась еще одна интересная деталь.
- Выяснилось, что у оппонента другое представление природоохранной прокуратуры, - рассказывает Александр Алексеев. - Подписано оно было тем же лицом, исходящий номер тот же - №3-06. Вот только нам было дано представление, датированное 07.09.2006. А у представителя администрации – от 08.09.2006. В нашем экземпляре речь шла о согласовании с каждым из собственников земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда. В представлении администрации предлагалось устранить нарушение закона либо путем отмены распоряжения 32-р от 30.01.2003, либо путем проведения администрацией области согласования с землепользователями условий предоставления территорий.
Итак, губернатор Кузнецов отменил распоряжения предшественника за №32-р и №309-р (являющихся, кстати, правовым основанием для заключения договора) еще 6.10.06. А 10.10.06 в адрес общества охотников и рыболовов пришло письмо от председателя государственного комитета по лицензированию и природопользованию Владимира Афанасьева с предложением расторгнуть договор "по соглашению сторон".
- Но договор заключали две стороны – губернатор и общество охотников и рыболовов. Третье лицо, в нашем случае комитет, неправомочен выступать с такими предложениями, - отмечает А.Алексеев.
Охотобщество через суд попыталось отменить распоряжение губернатора №214. Безуспешно. Целеустремленные и настойчивые чиновники стали, по мнению охотников, придирчиво изучать договор и все сопутствующие документы.
- В свое время мы получали лицензию на вид деятельности. В нее вписаны 15 видов животных и птиц, - рассказывает Ю.Тихонов. - Столько позволили вместить отведенные строки документа. Областная администрация тут же ухватилась за это. Вот, говорят нам, вы охотились на рябчика и куропатку незаконно. Между тем есть перечень правительства - добывать на территории России можно 50 видов животных и птиц.
2,5 млн. га - это не просто лакомый, это очень дорогой кусок. Сотни частных охотугодий. Заработать на них, по всей видимости, не прочь не только псковские чиновники, но и состоятельные господа из других регионов. Вот некоторые цифры из прайс-листа ООО "Компания "Тристар":
В прайс-листе так же отмечено: все виды охоты производятся только с егерским обслуживанием. Егерское обслуживание включает первичную обработку добытого трофея.
Примечание: при проведении охоты загоном или с вышки в случае отказа от выстрела взимается плата в размере 50% от стоимости трофея. В случае производства выстрела и промаха по выставленному зверю взимается плата в размере 50% от стоимости трофея. В случае ранения зверя и недобора подранка взимается плата в размере 100% от стоимости трофея. При охоте на кабана, в случае отстрела свиноматки, взимается штраф в размере 50 000 рублей.
Вот и получается, что 15 тысяч 670 человек, а именно столько сегодня входят в областное общество охотников и рыболовов, в одночасье могут лишиться возможности ходить на охоту. Денег на предлагаемые частниками услуги у псковского мужика нет.
На официальном сайте областной администрации можно отыскать интервью с председателем комитета по лицензированию и природопользованию В.Афанасьевым (ноябрь 2006 года). Корреспондент спрашивает у чиновника:
- Чем с вашей точки зрения объясняется появление информации с обвинениями областных властей в том, что они лишили псковских охотников угодий?
- Могу объяснить это только тем, что люди, распространяющие подобную информацию, элементарно не знают законов, - отвечает В.Афанасьев. - Сказать, что не было никаких оснований к отмене распоряжения № 32-р нельзя. В свое время было допущено нарушение федерального законодательства, сейчас администрация устраняет это нарушение. Говорить о том, что мы лишаем псковских охотников угодий, на мой взгляд, просто нелепо. В своих действиях мы поступаем, и будем поступать только в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами субъекта. Наши действия по отмене указанных распоряжений основаны на требовании прокуратуры, которые мы сейчас выполняем. Комитет ведет огромную работу по согласованию с землевладельцами территорий для охоты по всем 2,5 млн. гектаров. Я готов гарантировать всем заинтересованным сторонам, в первую очередь псковским охотникам, соблюдение их законных прав. При грамотном ведении охотничьего хозяйства никаких проблем с предоставлением территорий охотпользователям возникнуть не может.
Послесловие: 8 октября в Псковском арбитражном областном суде будет рассматриваться исковое заявление областной администрации о расторжении договора с областным обществом охотников и рыболовов.
Екатерина Алексеева,
Псковское агентство информации.