Два патриота

Большое интервью, совершенно нетипичное в своих размерах, уровне вопросов, их логике и построении для российских средств массовой информации взял редактор газеты «Завтра» у нашего Герцена - Березовского с лондонских берегов. И то, что это интервью стало монологом, стало мощным выдохом затаенных амбиций опального олигарха всем здесь живущим – чтобы знали - заслуга Александра Проханова. И, хотя известный старьевщик из секонд-хэнда под названием «Зеркало», господин Сванидзе пылал гневом в адрес Проханова, посмевшего взять интервью у господина Березовского, интервью превратилось в большое событие не только информационной жизни страны, но политической и исторической. А господину Сванидзе со сверкающим негодованием очков завуча школы, хорошо бы знать свое место. И понимать, что Проханов, в отличие от Сванидзе, высококлассный журналист, большая личность, автор весьма оригинального романа, написанного великолепным русским языком. За этот роман он получил в нынешнем году премию «Национальный бестселлер». Он же известный редактор газеты «Завтра», которая не примыкает ни к каким течениям и партиям, не следует ни какой политкорректной и либеральной моде. «Завтра» с моей точки зрения - лучшая газета в стране России. По качеству.

И интервью редкой удачи. Все, что хотел узнать Проханов и хотел, чтобы узнали мы - Березовский сказал. Сказал, захлебываясь, будто боясь, что не успеет. Никто не мешал, внимательно слушали. И ничего, что Борис Абрамович далеко не во всем был честен, он не лгал явно, но многое не договаривал. А когда человек так много говорит и говорит о важном и серьезном не только для него, но и для всей страны – он проговаривается. Невольно. Настоящую правду о себе знает сам человек, но не всю. Правду о публичном политике знает народ. И обмануть можно одного, двух, многих, но не всех. У народа есть то, что называется «коллективным бессознательным» и есть еще у народа Бог. И пусть сам народ – великий грешник, но каким - то нутряным знанием он определяет своих благодетелей верно. На Бориса Абрамовича зла не держит, но за человека – не считает. Вот и вся беда Березовского.

Наверное, у Березовского есть известные только ему резоны определять свою роль в чеченских событиях, как главенствующую роль стратега и миротворца. Все же остальные боевые генералы и погибшие солдаты, убитые русские жители Чечни – это так, издержки деятельности. И в первой, и второй войне в Чечне Березовский был на стороне чеченцев. И не думаю, что только из благих намерений защиты их интересов. Московский чеченский бизнес едва ли не самый мощный, чеченская нефть и заложники – то же немалая отрасль доходов не только чеченских бизнесменов. Можно допустить чистоту помыслов Березовского, но можно ли верить бизнесмену в Чечне? А как приятно осознавать, что тебя и Борис Николаевич слушается, и Джохар по телефону звонит, и Масхадов с Басаевым консультируются, и вот нынешнего Президента использовали не без помощи Бориса Абрамовича, как марионетку, для спасения Ельцина. В общем, перефразируя знаменитую фразу французского короля «Государство – это Я», теперь, после интервью газете «Завтра», мы наконец – то поняли, что Россия – это Борис Абрамович Березовский.

В драматическом монологе, который был как бы и не проговорен, а трагически пропет Березовским, обнажилось сколь сильно желание власти, сколь сильно желание доказать этому миру, что ты не просто «абрам», богатенький буратино, а «право имеешь». Имеешь право руководить судьбами огромной страны, делать ее политику, определять пути ее развития.

А.Проханов в монолог не вмешивался, не возражал, не демонстрировал свою ученость, как водится в нынешней журналистской профессии, он задавал вопросы: прямые, умные и честные. Не играя в поддавки с Березовским, и явно не договариваясь с ним о правилах игры. Но в конце интервью он сказал о том, в чем заключался смысл этого разговора – монолога: «Не возражаю Вам только потому, что изначальной задачей нашего собеседования была не система моих возражений, а создание условий, при которых бы Вы могли наиболее полно изложить свои мысли».

Действительно, без откровений здесь не обошлось. Березовский умный человек и прекрасно понимает, что искренность – подкупает. И его признание в том, что он православный человек –трогательно, но это не решает внутреннюю личную проблему Березовского – обиженного еврея. Его призыв к покаянию политически правилен, но лжив. Покаяние – это не слова, а жизнь и поступки. И пока богатейший человек, опальный олигарх сидит на лондонских берегах и рассуждает об ошибках русского народа и будущем России – меня тошнит. Тошнит от этой хорошо знакомой картины, почти исторического полотна. И нет никакого покаяния, а все слова, слова, слова.

Один из моментов интервью для меня важен чрезвычайно: определение патриотизма у Березовского и Проханова. Еще Самуэль Джексон давным-давно сказал, что патриотизм – это последнее прибежище, когда у тебя отняли все, тогда остается только Родина. Очень красивое и точное определение патриотизма. Я принимаю патриотизм в джексоновском его определении. Патриотизм для русского человека – понятие кризиса, отчаяния, понятие выживания. Патриотизм Березовского, как он сам его определил, это приоритет Родины над приоритетом другого государства. Вполне приемлемо. Но как быть, если у Бориса Абрамовича - двойное гражданство, российское и израильское. Это имеет какое-то отношение к Родине? Или это выгодно, удобно?
Проханов полагает, что взгляд Березовского на патриотизм - сугубо либеральный. Он говорит в интервью: «Такой взгляд возможен, когда река истории в спокойном течении. Но в России один кризис сменяет другой. А кризисы требуют мобилизации. Человек, не готовый пожертвовать своими интересами в период войны, в период бедствий, в период распада, перестает быть патриотом. Такие люди не хотят ответственности и убегают из страны. Пишут сентиментальные стихи о покинутой Родине. На самом деле патриот любит Родину больше, чем самого себя, понимает, что он умрет неизбежно, а Родина останется, останутся культура, народ… Такой человек и есть патриот, прошедший испытание патриотизмом»,- считает Проханов.

Теперь, после столь мощного интервью, к Березовскому потянется всякая журналистская либеральная шушера с вопросами. Березовский будет давать неожиданные ответы, изображая искренность недоумения и скромность посвященного. Страна опять с замиранием сердца станет следить за рокировками Березовского, думать и гадать, кто же руководит страной: Борис Абрамович или Владимир Владимирович? Но его самым большим врагом теперь, я не сомневаюсь, будет Президент, если еще им не был. Принципиальным врагом. Потому что монолог изгнанника на самом деле посвящен дискредитации Путина и огромной обиде на него.

Ну, а если Президент России - враг Березовского то, может быть, у нас не все потеряно. И если нынешние олигархи не учтут опыт Бориса Абрамовича и потянутся во власть, то думаю, спецслужбы нам очень пригодятся для выяснения «откуда дровишки?». Так что зря на них сетовал Березовский, с амбициями еврейских банкиров и владельцев российского капитала иначе никак не справится.

Прав Березовский, несомненно, в одном: в нашей стране нет сейчас идеологии, нет национальной стратегии. Но в нашей стране нет и народа, а есть россияне. Стратегию же Российского государства знает только Господь Бог. Он ею и занимается. Разве не видно.


P.S. Прошу мои слова «еврей» и «еврейский» воспринимать в подлиннике, как имя народа.





К сему: Игорь Григорьев
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...