"Голова болит не столько от качества, сколько от количества употреблённого алкоголя"

В России производство алкогольной продукции всегда было весомой составляющей экономики страны. Эта сфера - один из мощных источников бюджетного дохода. Поэтому сегодня, после полной либерализации 90-х годов, государство на всех уровнях власти вновь обратило внимание на алкогольный рынок. О степени внимания к алкогольной теме свидетельствует и появление в Госсовете РФ проекта концепции государственной политики по проблемам алкоголя в РФ на период до 2005 года.

С просьбой прокомментировать сегодняшнее состояние алкогольного рынка в России в целом, и Петербурге в частности, корреспондент ИА "Росбалт" обратился к генеральному директору холдинга "Ладога" Вениамину Грабару. Предприятие, которое он возглавляет, - одно из крупнейших налогоплательщиков в Северо-Западном регионе, входит в десятку ведущих российских производителей алкоголя. Доля продукции "Ладоги" на рынке Петербурга составляет 25-27%.


- Сегодня и в Государственной Думе, и в региональных парламентах рассматривается множество законодательных инициатив по регулированию алкогольного рынка. Чем вызвана такая активность законодателей?

- Это вызвано тем, что вторая часть Налогового кодекса и, как следствие, проистекающие из нее другие законодательные акты принимались в конце 2000 года пакетом. Ни для кого не секрет, что российское законодательство несовершенно. В документах есть противоречия между нормами федеральными и местными, в том числе есть и противоречия с Конституцией. И хорошо, что настало время, когда законы разного уровня начинают приводиться в соответствие с Основным законом страны.

- До сих пор периодически возникают разговоры о целесообразности переноса сбора акцизов с алкогольной продукции полностью на спирт...

- Сегодня говорить о переносе уплаты акцизных сборов с алкогольной продукции на спирт поздно. Точнее, либо уже поздно, либо еще рано. Почему? Немногим более года назад алкогольный рынок претерпел кардинальные изменения (были введены акцизные склады), в результате чего с него ушла половина операторов. Изменилась структура работы и, в результате этого, предприятия-производители и оптовые организации понесли большие затраты. За прошедший год положение дел только-только пришло в норму, а реально о полученном эффекте можно будет говорить к концу этого года. Сейчас повышается уровень производства, собираемость налогов, качество продукции. Вымывается с рынка нелегальная продукция в каком-то объеме - пусть небольшом, но это уже хорошо.

В предыдущие годы в алкогольной сфере было очень много изменений. Но на первых порах любое новшество - на руку нелегальным производителям. И только тогда, когда оно структурируется, упорядочивается и берется под контроль соответствующими государственными органами, это дает положительный эффект для промышленности и экономики страны в целом. Поэтому сейчас надо дать предприятиям-производителям полтора-два спокойных года, чтобы, условно говоря, "поднакопить жирку", где-то провести реструктуризацию, модернизацию производства и упрочить свое положение. Легальная продукция сегодня имеет шанс занять более достойное место в общем объеме рынка.

- А какую долю рынка занимает сегодня нелегальная продукция?

- Точные цифры не даст никто. Есть много разных оценок - у Минэкономразвития, МНС, МВД... У каждого ведомства - свои. Свои оценки есть и у легальных операторов. Есть такая норма как количество литров абсолютного алкоголя на душу населения. Если считать отсюда и брать официальные данные об объеме промышленного выпуска алкоголя, то еще недавно соотношение было 50 на 50. Сейчас, я думаю, процентов 5-6, может быть даже 7, у "нелегалов" отвоевано. Это видно даже по тому, что минувшим летом не произошло такого ощутимого спада по алкогольной продукции, как в прошлом году и все предыдущие 10 лет. Люди отнюдь не стали больше пить. Этот факт говорит лишь о том, что 5-7 отвоеванных процентов сгладили провальный пик. Если промышленности дадут еще два года спокойной жизни, то мы отыграем еще процентов 10. Конечно, 100% не будет никогда. Даже в законопослушной Германии нелегальный алкоголь занимает 15-18% рынка.
В России нелегальный алкоголь состоит из трех видов. Первый - в чистом виде самогоноварение. Второй - так называемая "левая" водка: та, что делают в подвалах, гаражах и так далее. Третий - легальный алкоголь с неуплаченным акцизом.

- Вы входите в рабочую группу по решению вопросов, связанных с производством и оборотом алкоголя на Северо-Западе при Экспертном совете по экономическому развитию и инвестициям при полпреде Президента РФ в СЗФО. Чем занимается эта группа?

- Если не в рамках всего государства, то в рамках отдельных федеральных округов надо наводить порядок. Все-таки представительство Президента - это орган, который может взглянуть на проблему не с местнических позиций, а действительно с государственной точки зрения, но в привязке к конкретным условиям. Алкогольный рынок в разных регионах разный. Конечно, он не слишком отличается между собой в таких субъектах, как Краснодарский край и Ставропольский. Он не слишком отличается по своей сути и строению в Архангельске, Мурманске, Петрозаводске, Новгороде. Но кардинально весь северо-западный рынок отличается от того, что есть в Южном федеральном округе. Всё иное - структура потребления алкоголя, структура его производства, сезонный характер.
Участники рабочей группы анализировали документы, внесенные в Думу, выдвигали свои предложения, обрабатывали статистический материал, пытались наработать новые моменты.

- И чего удалось добиться?

- Дело в том, что всякие кардинальные изменения планировались еще в начале этого года. Группа же работала еще с 2001 года, и удалось добиться главного - чтобы кардинальных изменений не произошло. Это было поставлено во главу угла всех документов, которые мы отрабатывали - не надо по истечении полугода что-то менять. Давайте наберем информацию, проанализируем ее, посмотрим динамику. И, по-моему, всех сумели убедить, что пока менять ничего не надо. Я считаю это самым главным достижением.

В состав рабочей группы входят представители предприятий-производителей, оптовики, представители органов власти различных субъектов Федерации. Долго обсуждался вопрос о том уровне полномочий, которые федеральные органы делегируют местным. И, в принципе, проекты, которые сейчас рассматриваются в Думе, совпадают с предложениями, выдвинутыми нами.

- В октябре в Москве состоится Всероссийское совещание по проблемам алкогольного рынка. На ваш взгляд, какие именно проблемы сегодня наиболее актуальны?

- Есть одна глобальная проблема для всей алкогольной промышленности, причем она существует для предприятий всех форм собственности. Это - т.н. "южная водка". На этой проблеме лежит достаточно серьезный социальный отпечаток. В южных регионах производство "левой" водки является зачастую единственным источником существования поселков, городков, семей. И либо надо менять ситуацию силовым путем, либо социально-экономическим, что, естественно, предпочтительнее. Если промышленность ставить на ноги, то решать эту проблему надо прежде всего, чтобы не возникали предприятия-однодневки, которые заполняют российский рынок своей продукцией.
Вторая проблема глобального характера - ежегодное повышение акцизов. Это просто удар по промышленности. Есть некий график, который показывает объемы выпуска продукции каждый год. И если бы хоть один год акциз не повышался, я думаю, что в абсолютном выражении "живых", реальных денег в бюджет было бы собрано не на 15% больше - за счет его повышения, - а в два раза как минимум.

Алкогольная промышленность для нашей страны является базовой - в силу климатических и, если хотите, физиологических особенностей россиян. Есть исторический факт - в нашей стране активно употребляются крепкие спиртные напитки. И их все равно будут употреблять, чтобы там ни кричали про пивной алкоголизм, спаивание страны и прочее. Благое дело - бороться за здоровье человека. Но человек не будет напиваться вусмерть только в одном единственном случае - если ему незачем будет это делать. Если ему больше в принципе нечего делать, кроме как "залить глаза", то он всё равно будет их "заливать". Бессмысленно ограничивать или не ограничивать рекламу, запрещать торговать или нет - человек если хочет, то выпьет.
С другой стороны, если у него всё нормально на работе и в семье, он будет ходить в нормальной одежде и жить в нормальной квартире, то он выпьет нормального напитка, потому что в состоянии будет его купить, и в нормальном количестве. Но выпьет всё равно. Вековые традиции росчерком пера не перечеркнешь. "Уж если я чего решил, то выпью обязательно", - пел Высоцкий. Это данность.

И то, что идут такие серьезные, я бы сказал, "наезды" на промышленность с точки зрения рекламы, это тоже ошибка государства. Что значит нельзя рекламировать? Мы уподобляемся сверхполиткорректным западным институтам, которые говорят: "Нельзя рекламировать табак, потому что от него может кто-то умереть". И что, от этого не станут курить? Просто курить станут всё подряд. Вот в чем ошибка.
На сегодня запрещать рекламу в нашей отрасли глупо по той простой причине, что позволить себе рекламный бюджет и преподать себя официально и публично могут только предприятия, которые стопроцентно отвечают за свое качество и за свою легальность. Тому, кто "левачит", реклама не нужна. А легальным предприятиям не дают себя показать.

Подавляющее большинство алкогольной продукции в России сегодня имеет неплохое качество. Половина алкоголя в стране производится тридцатью предприятиями-производителями, занимающими лидирующие позиции в отрасли. И голова болит не столько от качества, сколько от количества употребленного алкоголя.



Беседовала Елизавета Пономарёва,
www.rosbalt.ru
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...