МАТУШКИ.




В тексте Евангелий есть две женщины, две женские ипостаси – Марфа и Мария. Это две сестры того самого Лазаря, который воскрес из гроба по Слову Иисуса Христа. Эти женщины были рядом с Господом в Его земной жизни, помогая и заботясь о земном, быте. Но если Марфа была хлопотлива, работяща, пеклась о насущном, то Мария - внимательна, понятлива и мудра. Марфа – хозяйка, Мария –друг.

Я давно издали наблюдаю за жизнью жен приходских священников. Вижу их многочисленных маленьких детей в храме, мальчики – торжественны и сдержаны, девочки – шаловливы и старательны. Пожалуй, много детей имеют сейчас в России прежде всего семьи священников. Детей, которых принимают как Дар Божий, любят и учат жизни. Ныне в миру сознательно много детей (не буду уточнять сколько это – много) позволяют себе редкие семьи. И не потому, что жизнь тяжелая и трудная, она никогда легкой не была. А потому, что женщины и мужчины нынче не очень понимают, что ребенок – это самое большое чудо на земле, это единственное оправдание нашему существованию. Не случайно церковь отводила место для одиноких мужчин и женщин - в монастыре. Тем, кто по каким - либо причинам не жил в браке, уготавливалось служение Богу. Человек, живущий один – ненормально, противоестественно и трагично.


Семья священника – особенный феномен. Жизнь такой семьи хоть и на виду у всего прихода, но скрыта, как и положено в семейной жизни: не выставлять свои проблемы на публичное обозрение и обсуждение. Не случайно венчание в церкви является одним из таинств. Таинство Брака. Иногда мне кажется, что чем больше жизнь людей, состоящих в браке, на виду, тем меньше в ней этой самой брачной жизни, семейной крепости. Вот и пьяные разборки и скандалы, видимые и слышимые соседями и друзьями отнимают тайну, обнажают брак, делают его слабым и беззащитным перед жизненными трудностями. Да и публичные люди, актеры и люди шоу – бизнеса, демонстрируя свою личную жизнь, в конечном итоге ее не имеют. Нам хорошо известна катастрофическая статистика разводов, когда в среднем на пять свадеб приходится 3-4 развода, но в современном обществе не ищут решения проблемы, а если и ищут, то совсем не на том пути. Проблема крепкой семьи не столько в государственной системе, сколько внутри человека, его духовной культуры, в выборе жизненных ценностей и приоритетов.





МАТУШКА ВЕРА.


У Веры Михайловны, жены священника церкви Жен Мироносиц Павла Адельгейма, трое детей. Первой дочери – Маше уже за сорок. Еще младенцем Маше сделали прививку оспы, которая оказалась почти смертельной. Девочка долгое время находилась между жизнью и смертью, заболев оспенным менингитом. Родители молились только о том, чтобы девочка осталась жива. И Маша выжила, что до сих пор воспринимается родными как чудо. Но навсегда осталась больным человеком. Странная Маша живет в любви близких, все умеет делать, оставаясь первой помощницей матери. У отца Павла и матушки Веры есть еще двое взрослых детей – двойняшки Анна и Иван. У Ани четверо детей, у Ивана – двое. У матушки, значит, шестеро внуков. Сама матушка Вера – это белые седые кудри, черные ресницы, смущенная улыбка и маленькие руки. И в голову не придет, что этими руками квасится сотни килограммов капусты для гостеприимного большого дома священника и для приходской школы, куда ходят дети далеко не из буржуазных семей, варится тазами варенье, выращиваются килограммовые помидоры, стирается облачение батюшки. Домашняя жизнь жены священника – это неостановимое колесо быта и обязанностей: купить, сварить, подать, выстирать, вымыть, убрать, выслушать, помочь. При этом матушка работала до недавнего времени в организации, зарабатывая себе пенсию.


Жизнь матушки сосредоточена не только на своей большой семье, но и на приходе. Это тоже семья, не менее значимая, чем собственная, но гораздо больше.


Жизнь же в замужестве началась для Веры неожиданно, в два дня. Приехал в их черниговское село красивый юноша, семинарист Павел за невестой. Сандалии у жениха были ветхие и перевязанные веревкой, пиджачишко с заплатами на локтях, брюки –штопанные - перештопанные. Незавидный жених. Пойдешь за меня за замуж? - предложил сразу после знакомства с семьей. А семья была невелика: Вера, бабушка с дедушкой да мать. Мать - в тяжелой работе грузчика, Вера заканчивала школу, шли выпускные экзамены, старики –по хозяйству. Вера и ответила сразу: Ну, ладно. Вот так все случилось странно и просто. Ни пылкой страсти, ни долгого знакомства, ни вздохов при луне. Браки и вправду совершаются на небесах. Тут же венчались почти тайно, местные коммунисты устроили облаву в церкви на молодых, потом Павел и Вера бежали из села.


Рукоположиться, стать приходским священником возможно после таинства брака. Только в так называемом «черном духовенстве», когда человек выбирает отречение от мира ради молитвы к Господу, монах принимает обет безбрачия и имеет возможность сделать церковную карьеру от монаха до Патриарха. В «белом духовенстве» вся карьера начинается и заканчивается приходом, службой в церкви, определенной архиепископом той епархии, в которой служишь. В выборе церкви священник неволен, его назначают на приход. Вот и после венчания Павел Адельгейм был рукоположен и назначен на приход в Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию.


Служил отец Павел в Кагане. Там родились трое детей, там священник попал под суд и был осужден за клевету на советскую власть, там, в лагере, он потерял ногу и стал инвалидом. Все это было в начале 60-х годов. Время особенного гонения церкви в Советском Союзе. Матушку с тремя детьми коммунистические власти собрались выселять из церковного дома, построенного отцом Павлом. Преемник о.Павла вел себя не по-божески и участвовал в выселении женщины с детьми. Потом, правда, вся его семья исчезла с лица земли: кто погиб, кто свел счеты с жизнью. Но тогда поднялся весь городской народ: и неправославные узбеки с таджиками, и русские с украинцами, жившие в этом городе. Поднялись на защиту матушки, жены и детей православного священника. Уполномоченного, которые тогда вершили церковные дела, чуть не растерзали. И власти отступили. Батюшка отсидел в лагере положенные судом три года и вернулся к своей священнической службе. Когда возвращался из лагеря, матушка встречала мужа у ворот, а потом оказались в одном купе с начальником лагеря: умным, высокомерным, холеным и жестоким человеком. Увидав матушку, голову низко опустил, поздоровался тихо, лег на полку, отвернувшись, утром его в купе уже не было.


Более сорока лет вместе матушка Вера и отец Павел, и столько страшного пережито супругами, столько раз спасала матушка своего мужа от смерти, что рассказывать – не рассказать.
Матушка справедливо полагает, что все в Промысле Божьем. Как бы человек о себе и ближних не пекся, а Бог все знает и помогает, когда просишь. И авария недавняя, когда переехала матушку Веру машина как в раз в тот момент, когда возвращалась из больницы, где навещала батюшку после операции. Потом провалялась в больнице – никто не подходил, и стимулятор при серьезной операции не в сердце в вставили, а чуть ли не в диафрагму. Чудом выжила. Господь спасает скорбями и болезнями. Кого любит, того испытывает. Горе, если Он отвернется. И вот муки и трудности семейной жизни, переплелись с гонениями, которыми богата жизнь ее мужа-священника. Смею предположить, получается жизнь у матушки полная и полноценная. А главное, что в ней есть и что так все ищут и мало кто находит - любовь. Любовь не ищут. Она –Дар Божий. Этим Даром матушка Богом одарена. Видела своего будущего мужа два дня, а живут в любви и мире уже много, много лет.





МАТУШКА ЕЛЕНА.


У матушки Елены тоже немалый стаж семейной жизни - более тридцати лет. Но своего будущего мужа Елена знала задолго до замужества. Студент Томского университета, будущий специалист по немецкой филологии Володя Попов ходил в дом к отцу Елены, священнику о. Константину. Отец Константин оказался в Томске волею судеб – отбывал в ссылку после десятилетней отсидки в лагерях. Сама Елена Константиновна – из известного рода Шаховских. А знаменитые каменные палаты ХУП в. «Дом Сутоцкого», что на Советской, дом ее предков, псковских купцов. Отец ее матери был членом Псковской городской Думы. Так что Елена Константиновна человек аристократически интеллигентный и замуж выходила за учителя –филолога, сама уже имея профессию врача. Но была она человеком глубоко верующим, целомудренным. Несколько позже ее муж, для которого беседы и общение с о.Константином не прошли бесследно, был рукоположен в священнический сан и определен на приход в Любятовскую Никольскую церковь Пскова. Вот так семья оказалась в древнерусском городе Пскове, в родном городе Елены Константиновны, а сама она стала матушкой.


В разговоре со мной матушка, отвечая на мои вопросы, не была категорична в ответах. Она сомневалась, она не решалась давать какие –то определения и оценки. Но очень хорошо знает, что принятие священнического сана в те 60-70-е годы – это крестный путь. Как, собственно, и жизнь всей семьи священника. Это изгои в обществе. Это люди, на которых показывали пальцем и издевались. Издевалась не только власть, но и неверующий народ. Матушка Елена говорит, что изгоями быть страшно. И рискнула бы она выйти замуж за человека, зная, что его ждет священство, она сейчас бы не ответила утвердительно. Но в судьбе человека, как и у истории, нет сослагательного наклонения. Жизнь проживается так как проживается. Вариантов здесь нет. И Елена Константиновна считает, что неважно, кто у тебя муж, главное – быть верующим человеком. Верующий человек понимает, что в браке главное –терпение и самоотверженность.
Жизнь священника кардинально отличается от жизни мирского человека, не только вследствие принятого сана, но и по духовным, интимным вопросам. Священник имеет дело с глубоко личной жизнью верующего, с грехом. Матушка совершенно освобождает мужа от бытовых проблем и неудобств. И к жене священника многие идут со своими проблемами и вопросами: надо понять, утешить, помочь. Надо помочь организовать жизнь церковной общины, устраивать храмовое благолепие, трудиться на украшательстве храма. Жизнь матушки – это жизнь Марфы: труд, забота, беспокойство. И одновременно жизнь Марии, жизнь друга и помощника. И мужу, и нуждающимся в добром слове прихожанам.


У матушки Елены и отца Владимира есть сын и внук. Елена Константиновна совершенно отрицательно относится к аборту, и как медик, считает возможным употребление контрацептивов, хотя и нежелательным. Избавиться от живого существа в своем организме, значит, убить. Она понимает, что нынешняя молодежь не столь целомудренна.


Это их учили богобоязненные родители боязни греха. Сейчас этой православной житейской мудрости большей частью в семьях нет. Что ж, человечество ничуть не стало счастливее, а детей все меньше и меньше.Почему люди сходятся, почему вступают в брак? Господь сводит людей вместе это не бывает случайным. Брак сложен чисто житейски, строить его можно только вдвоем. Конечно, рука женщины в браке определяющая. Любовь скрепляет брак, если ее нет – брак невозможен. В любви можно все простить и понять. Матушка Елена в современном браке считает одну из главных бед–пьянство мужчин, алкоголизм мужей. Когда мужчина не выполняет свою основную задачу –быть кормильцем в семье, когда жена невольно занимается критикой пьющего мужа, когда муж недоволен недовольной женой и нет этому конца. И нет здесь компромисса.
Елена Константиновна отвечая на мой очередной вопрос, говорит, что общество сейчас развивается. Но это регресс. Когда- то древние римляне публично демонстрировали запретное, язычники, они не боялись греха. Мы живем в ХХ1 веке, но общество сейчас тоже не боится греха. И не стыдится его.


У Елены Константиновны нет рецептов счастливой семейной жизни, потому что свою жизнь она проживает как учили родители: терпение и прощение. Без духовного единства, по ее мнению, брака быть не может. Жить без духовного единения – грех. Бог ей помогает и спасает: в ее жизни не было соблазна и повода для ревности. Она не думает, что есть какой-то общий тип матушки. Но должно быть в ней то, что, наверное и в каждой женщине: любовь, доброта и милосердие. И непременно - жертвенность. Не для себя стараться, а для мужа, семьи, детей, прихожан. Ведь если брак священника распадается, он больше не имеет права жениться.


Матушка знает свое место в жизни мужа. Хорошая жена в мирской жизни знает свое место. Но как его определить? Может, поэтому у нас так мало сейчас хороших жен? И девушка приценивается к будущему мужу, как к товару: есть ли квартира, машина?
Елена Константиновна была очень сдержана в нашем разговоре, сохраняя дистанцию, но оставаясь искренней и честной. Полагая, что лучше ее о назначении матушки расскажет жена о.Павла: «Да, ведь матушки должны еще и на клиросе петь, а мы вот с Верой на клиросе не поем, но мужей своих очень любим».





«ДА ПРИЛЕПИТЬСЯ ЖЕНА К МУЖУ СВОЕМУ».


Если по - простому, то каждая жена достойна своего мужа, а муж – жены. Если вспомнить народную мудрость, то муж и жена – одна сатана. Есть в этом определении точность, с которой трудно спорить. Но мы также знаем, что женщина, жена – это и помощь, и защита, покров семье и мужу, это Марфа и Мария вместе. Мужчины в житейском море не самые сильные, здесь сильнее женщина. Один из больших и великих праздников православной Церкви - Покров Богоматери. Защищает Царица Небесная Россию нашу своим Покровом, и Псков наш, город любимый. Защищают матушки своих мужей, освобождая их для более важного служения: Богу и людям. И не ждут награды. Награда наша не от мужа, а от детей наших. Которые, как говорит библейский текст, суть родителей.


Сейчас как-то ушло понятие брака как тяжелой работы. Все ждут от семейной жизни удовольствия и радости. И мало кто из девушек, вступающих в брак, знает древнюю мудрость: и покинет жена родителей своих, да прилепится к мужу своему, и будут они плоть единая. Так что хороший брак это когда – одно целое. Поэтому в существующих степенях родства родители и дети - первая степень родства, братья и сестры – вторая степень и т.д. А у мужа и жены нет родства, потому что они – одно. Неразделимы. И когда нет единства, распадаются браки, остаются дети с общей кровью и кипит она в их сердце и бунтует – кровь обоих родителей, которые уже не одно. Разлад между мужем и женой откликается разладом в детских душах. Есть страдания, которых мы сами творцы.


У нас в Пскове есть Духовное училище, в котором действует отделение регентов. Здесь учатся будущие руководители церковных хоров, в общем, будущие матушки. Может быть, такое образование нужнее, чем школа топ-моделей? Есть у нас приходская школа, в которой обучают в том числе и азам православия при храме Жен Мироносиц. Бог даст, наша внутренняя жизнь будет очищаться от скверны, наносного, от красивых, но губительных иллюзий.
Священник Павел Адельгейм двух лет от роду остался без родителей. Отец был расстрелян как враг народа, а мать сидела в лагерях, как жена врага народа. Отец Павел до сих пор идет по своему крестному пути, но крест легче, если его несут вдвоем. И есть тогда радость от этой ноши. Когда я уже прощалась после долгого разговора в семье о.Павла, батюшка, умный богослов, сказал: «Существование брака зависит от того: хочет человек обладать или давать. Что ведет им: похоть или любовь. Готов он жертвовать, или иметь . Желание физической близости естественно, но если духовного единения нет – брак невозможен. Человек не животное, одной физической близости ему недостаточно. Только там, где есть жертва, есть любовь, брак сохраняется. Ну, а матушка – это зеркало батюшки».






Н.Богомолова
http://pravda.pskov.ru
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...