МАКСИМ КОНСТАНТИНОВ: мне понравилось распределять все эти миллиарды

Максим Константинов однин из победителей конкурса Учитель года России
В этом году в конкурсе «Учитель года России» приняли участие представители 77 регионов. Псковскую область в Москве представлял победитель областного конкурса «Учитель года», преподаватель начальных классов Ветвеницкой школы Гдовского района Максим Константинов. Выпускник петербургского педагогического института имени Герцена стал самым молодым победителем конкурса в номинации «Информационные технологии». Сегодня мы беседуем с Максимом о том, что надо делать, чтобы при минимуме условий достичь максимум результата.






Максим, каким образом преподаватель школы, в которой даже нет телефона, победил в номинации «Информационные технологии»?




Как сказал председатель директората Федерации Интернет образования Сергей Монахов, когда вручал мне приз, «очень показательно, что победителем в номинации «Информационные технологии» стал сельский учитель. Это говорит о том, что информационные технологии проникают даже в глубинку».


Я начал активно внедрять компьютерные технологии в педагогический процесс шесть лет назад, когда закончил педагогический институт имени Герцена. Я тогда ещё преподавал английский язык в школе города Тихвина. Сразу после свадьбы мы с супругой решили найти работу в Санкт-Петербурге. И увидели объявление о наборе учителей в сельскую школу в Псковскую область. Мы прошли конкурс (30 или 40 человек на место) и получили работу в Ветвеницкой школе. Здесь неплохая материальная база, спонсором является Братский Корпус Николая Чудотворца. С помощью имеющейся компьютерной техники я получил возможность продолжить компьютерные изыскания: начал создавать пособия, программы для обучения детей чтению, английскому языку. С одной из таких программ я и выступал на конкурсе «Учитель года». Это комплекс для обучения детей чтению в первом классе, который состоит из настольных и компьютерных игр. Они призваны сделать процесс обучения детей чтению в первом классе максимально интересным, для этого используется мотивация детей к компьютерным играм. Даже в деревне дети умудряются найти лишних 20 рублей и съездить в районный центр поиграть в компьютерные игры в клубе. А я создал компьютерную игру, которая по графике и сюжету не уступает излюбленным детским «стрелялкам», но при этом обучает.




С какими подарками вы приехали с конкурса?




Самым существенным подарком для нашей школы является обещание Федерации Интернет образования протянуть в нашу деревню Интернет. Сергей Монахов произнёс это перед всеми собравшимися в Кремлёвском дворце съездов. Это будет стоит недёшево, т.к. в школе даже телефона нет, чтобы его поставить, нужно поменять АТС. Кроме того, я получил компьютер, который выбрал лично.




Сколько у вас было конкурентов?




У меня было четыре конкурента: три преподавателя информатики и один учитель истории. Самым главным моим конкурентом был Валерий Панов из Рязани. У него 16-летний стаж преподавания информатики. Его ученики занимают призовые места на олимпиадах. Я со своим пятилетним стажем работы сначала нелепо смотрелся, тем более, что по-настоящему плотно по разработке компьютерных программ работаю от силы год.




Участвовали ли в конкурсе преподаватели таких же небольших школ, как Ветвеницкая?




Такой школы, как у нас, не было точно. Были, конечно, представители сельских школ, в которых учится человек 60. А у нас на данный момент обучается 14 детей.


«Учитель года» Игорь Борисович Смирнов – директор большущей школы в Гатчине, которая насчитывает две тысячи учащихся. У него педагогический стаж работы 26 лет.




Победители конкурса встречались с Президентом России, Министром образования РФ. Какие впечатления остались?

Очень насыщенная программа была. В один день я общался с главным редактором издательства «Просвещение» об издании настольных игр, представителем компании Microsoft о компьютерных играх, Министром образования о компьютеризации сельских школ. Министр образования Владимир Филиппов спрашивает «Цена вопроса?», я говорю «Два миллиарда рублей», он даёт добро. Мне так понравилось эти миллиарды распределять. Причём всё это фиксируется и принимается во внимание. Через день после встречи с Министром образования мы встречались с Президентом, личные вопросы с ним обсуждать, конечно, не очень удобно, старались затрагивать темы, касающиеся всех учителей. Однако, после официальной встречи, мне удалось пригласить Президента на открытие школы в Ветвенике 1 сентября следующего года. Как известно, он взял за правило посещать сельские школы 1 сентября, и мы решили застолбить это место заранее.




Насколько Вам самому интересно работать в маленькой школе в деревне? После победы в номинации «Информационные технологии» в конкурсе «Учитель года», Вам не предлагали место в более крупной школе?




Честно говоря, не предлагали, но всё равно бы отказался. Дело в том, что такого места для реализации творческих замыслов и способностей, как в Ветвенике, не найти даже в столичной школе. Это я точно могу сказать, потому что за две с лишним недели побывал в самых передовых московских школах. Представители некоторых компаний, увидев мои игры, предложили работать вместе. Безусловно, я иду навстречу, но только при условии, что останусь работать в Ветвенике, и буду контактировать с ними оттуда.


В Ветвенике сейчас создаётся региональный образовательный центр, конечной целью которого является подготовка кадров для управления в самых высших эшелонах власти. Сейчас рядом с начальной школой строится средняя школа раз в пять больше, чем наша. Таким образом, здание нашей школы будет освобождено под интернат. В следующем году планируется строительство гостиницы, городка для учителей. Ещё через год будет возводиться кадетский корпус, и, в конечном итоге, как говорит наш благодетель Олег Титберия, дойдём до ступени высшего образования. Это, конечно, в каком-то смысле утопические идеи, но если их не ставить, зачем тогда вообще жить, так он говорит.




Какие качества вы считаете необходимым прививать подрастающему поколению?




Прививать я пока не рискую, а стараюсь развить в каждом ребёнке его лучшие качества. Как принцип воздействия на ребёнка избрал игру. Именно с её помощью ребёнок максимально раскрывает свои способности. Официальной педагогикой проповедуется, что ребёнок, придя в школу, должен перейти от игровой деятельности к учебной. А у меня дети в школе играют наверное больше, чем в детском саду. В процессе игры дети учат пословицы, поговорки, учатся читать, узнают новые английские слова. Это происходит настолько ненавязчиво, и порой, даже незаметно для самого ребёнка, что с самыми позитивными последствиями соблюдается принцип комфортности, ребёнок очень удобно чувствует себя в школе.




А почему вы решили связать свою жизнь с преподавательской деятельностью, а не компьютерными технологиями?




Я не настолько компьютеризирован в плане мышления. Мне ближе общение с природой, поэтому я оказался в деревне. Однако я живу в начале 21-го века и отставать от его темпа считаю неприемлемым. Поэтому активно осваиваю информационные технологии, чего хотелось бы пожелать всем учителям.



Беседовала Анна Афанасьева
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...