Что такое «золотой стандарт» образования и как он поможет решить проблемы школьников и их родителей

Госдума готовит законопроект о «золотом стандарте» образования, согласно которому все школы России будут работать по единой образовательной программе. О том, почему это нововведение так важно и кто получит от него наибольшую пользу, мы решили поговорить с председателем Псковской областной организации профсоюза работников образования и науки РФ Натальей Горбачевой, имеющей за плечами солидный 26-летний опыт преподавания.

Почему стандарт золотой?

По словам Натальи Горбачёвой, очень значимо, что учителя получат чёткие программы для всех школ страны. И важно это не только для них: сейчас от несовершенности системы страдают все вовлечённые в образовательных процесс лица. И учителя, и дети, и родители.

Так что при обсуждении так называемого «золотого стандарта» Наталья Горбачёва делает упор уже не на слове стандарт, а на слове золотой. «Наверное, он стал золотым, потому что долгожданный. Все-таки слишком большой разброс в образовании страны», — отмечает она.

Проблем от отсутствия систематизации все-таки немало. Вечная погоня за новомодными учебниками, которые переиздаются чуть ли не каждый год, приводит не только к лишней головной боли у родителей, но и к приличным финансовым затратам.

Единые — не значит единственные

Само собой, не будет одного единственного учебника по конкретному предмету. Все-таки не стоит забывать, что в многих школах есть профильные классы, в которых делают упор на изучение разных предметов, от физики до «лирики».

Наталья Горбачёва приводит в пример свой опыт работы учителем математики, анализируя факты 10-летней давности. «У нас были классы разной направленности: гуманитарные, физико-математические и химико-биологические. Я работала по трём учебникам, и это было нормально. Они были различного уровня сложности. И, конечно, это не помешало готовить ребят к ЕГЭ, потому что существует два вида единого экзамена: обязательный и профильный», — поясняет она.

Сама она не против наличия разных направлений, но считает, что заниматься этим должны опытные авторские коллективы, которые давно работают в сфере образования и понимают, что такое преемственность. «Наша страна уже поплавала в облаках, в Болонском процессе, что называется, получила по полной программе. Пора становиться на свои ноги и думать о развитии своей страны», – подчёркивает она.

Почему единый подход очень важен для родителей?

Самое главное, что они наконец получат возможность проконтролировать учебный процесс своего чада и перестанут тонуть в многочисленных распечатках и кучах электронной макулатуры.

Еще не так давно в ряде школ наблюдалось ажиотажное стремление к новизне и эксклюзивности. Возникало ощущение, что все вокруг считают, что, если авторский коллектив переиздал учебник, нужно срочно бежать за новым. Выходило так, что как таковых учебников на руках у учеников не было.

«Фактически один какой-то экспериментальный учебник был у учителя. А другие получали домашние задания и всё остальное через компьютер и через распечатки. Я считаю, это неправильно. Может быть, меня поправят молодые учителя, но для родителей это была мука», — считает Наталья Горбачёва.

Если ребёнок заболевал, а распечатки выдавали на уроке, школьник фактически был отрезан от возможности изучения пропущенных тем дома. Это сейчас во времена распространения Интернета эта проблема легко решаема, но каких-то лет 10 назад это представляло серьёзную задачу. Да и сейчас многие новые учебники в свободном доступе в Интернете так просто не найдёшь. Прогресс ушёл далеко вперёд, и авторы научились хорошо защищать плоды своего труда. 

«В любом случае распечатка — это распечатка. Сейчас все говорят о том, что дети мало читают. Это касается, в том числе и учебников. А ведь когда ребенок читает, у него работает несколько видов памяти, что очень важно. Поэтому электронные [материалы – ПАИ] должны быть дополнительными, а учебник должен быть перед глазами у ребенка и у родителя, чтобы они знали, что и где можно найти», — отмечает Наталья Горбачёва.

Кроме того, в учебном процессе, как отмечает председатель профсоюза, очень важна работа над ошибками, а из-за всевозможных листов и распечаток, которые школьники порой теряют или забывают дома, этот процесс сильно затрудняется.

«Получается система такая: «Вы проходили?» – «Да, проходили». Но всё в основном мимо. Когда у человека есть учебник, а он какую-то тему пропустил, всё проще: вернулись, посмотрели, сверили, решили. Все встало на свои места, – отмечает Наталья Горбачёва. – Думаю, молодые учителя тоже нас поддержат. Вы знаете, новое – это хорошо забытое старое. Когда у людей есть основы, они могут мыслить по-новому, креативно».

Другие трудности

В последнее время люди отличаются высокой мобильностью. Молодые семьи переезжают по самым разным причинам: новая работа, улучшение жилищных условий, желание просто сменить обстановку.

Ребёнок в таком случае вынужден испытывать стресс не только из-за погружения в новый коллектив. Большой проблемой мог стать и учебный процесс, если в новой школе занимались по другим учебником. «Золотой стандарт» поможет решить и эту проблему.  

«Золотой стандарт» – это большое финансовое подспорье и для страны, считает Наталья Горбачёва. По её мнению, всё это обилие приложений к учебникам – просто разбазаривание государственных средств. «Раньше была библиотека, книги брали оттуда, передавали другим, — вспоминает председатель профсоюза. – Тогда деньги тратились в основном на переоснащение. Конечно, это не догма, но все нужно делать в разумных пределах, а не создавать безумный калейдоскоп». 

А судьи кто?

В Советское время образовательные программы некоторых стран: Германии, Финляндии, Швеции – были построены на наших программах, отмечает Наталья Горбачёва, уточняя, что им удалось оперативно адаптировать систему под себя.

Система образования, которая была создана в России, связывала все предметы воедино, всё было на своих местах. По мнению Натальи Горбачёвой, сейчас как раз пришло время вернуть российской системе образования звание самой лучшей в плане авторитета и освоения знаний.

«Я наверное, не открою вам Америку. Когда к нам приезжали делегации в рамках дружественных отношений, которые, естественно, посещали уроки, ни один не сказал, что наша программа плохая. Кроме того, когда наши дети ездили с таким же ознакомительными визитами в другие страны, они были там первыми учениками», – отмечает Наталья Горбачёва.

А что же учителя?

«Очень полезно, когда существует золотой стандарт. Тогда всевозможные институты развития образования могут помочь учителям в проведении уроков. Я была в этом году на заседании Академии образования, и там очень много говорилось о дидактике. Это очень важно. Мы немножко об этом забыли. Какая может быть дидактика [раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения – ПАИ], если у нас по десять учебников?» – задаётся вопросом Наталья Горбачёва.

«Последнее, что хочется сказать, как председателю Областной организации профсоюза образования, надеюсь, что следующим шагом «золотого стандарта» станет, условно говоря, единая федеральная ставка для всех учителей вне зависимости от того, дотационный регион или нет», — подытожила она.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...