"Внук Гагарина": Первый темнокожий президент России

Россия, 2007 год. Режиссер - Андрей Панин, Тамара Владимирцева.

 

Диск с фильмом долго лежал на моем столе в стопке прочих новинок российского кино, но смотреть его не хотелось. Ответить на вопрос, почему, я и сама не могла. Просто не вызывал он каких-то эмоций, которые могли бы заставить меня посмотреть дебютную режиссерскую работу Андрея Панина. Воображение отказывалось рисовать хоть какую-то сюжетную линию о дружбе двенадцатилетнего темнокожего мальчика со скинхедом лет сорока. То ли потому, что это из разряда фантастики, то ли было ожидание чего-то драматичного и слезливого в финале фильма. Лишь скандал вокруг имени Юрия Гагарина и судебные разбирательства, инициированные его потомками, заставили сесть у экрана. При этом целью просмотра стал поиск того крамольного, за что на авторов ополчились дочери космонавта.

Псков

В одном из интервью актёр Андрей Панин ("Мама, не горюй"(1998), "Свадьба" (2000), "Бригада" (2002), "Даже не думай" (2003), "Бой с тенью" (2005), "Жмурки" (2005), "Сволочи" (2006), "Ванечка" (2007)) признался, что попробовать себя в качестве режиссёра хотелось давно, но всё никак не складывались отношения с предлагаемыми проектами. "Внук Гагарина" – это то, на чём решил остановиться. Самореализация удалась. Панин везде и во всём. Он режиссёр, он играет одну из главных ролей, придуманные им образы воплощают актёры на площадке.

Псков

По сюжету главный герой Фёдор Внуков (Геннадий Назаров), в прошлом детдомовец, узнаёт о смерти матери. Наследство получить ему не удастся, зато он узнаёт, что на земле есть ещё один родной человек, младший брат Гена (Дене Лема). В детском доме, куда попал мальчик, существовала традиция давать воспитанникам фамилии по названиям мест доставки: Пушкин, Гагарин. Вот и возникает объяснение возникновения фамилии у темнокожего, как оказалось, паренька. Гена для роста собственного авторитета в глазах сверстников придумывает свою легенду: "Гагарин по миру мотался и всех баб, ну и это самое, в общем, понимаете… без мата. Прилетел в Камерун, а там бабка моя. Гагарин не устоял, и бабка не устояла".

 

Завязка у фильма, что ни говори, классическая. Брат находит брата, забирает его к себе и далее два совершенно разных человека учатся жить вместе. Один из них – Фёдор – человек со знаком плюс, второй – Гендос, он же Гена, он же внук Гагарина – со знаком минус. Старший брат – этакий философ-меланхолик с грустными глазами, убеждающий окружение, что все люди равны и нельзя их делить по цвету кожи, потому что все мы состоим из молекул, и если нас разобрать, а потом собрать, то получимся ты или я. "Я – этот кран, я – это ты", - объясняет Фёдор брату. В привычках младшего и курение, и спиртное, и изъяснение по фене, и токсикомания, как выясняется к концу фильма. Авторам данная завязка показалась скучной и однобокой. Подумаешь, два родственника притираются и воздействуют друг на друга на протяжении какого-то времени в условиях каких-то испытаний. Пусть один будет белым, другой – темнокожим. Не, тоже не слишком интересно. Пусть один будет ребёнком по возрасту, а другой – в душе. Не, и это зрителю покажется не так интересно. И тогда в сценарии появился третий персонаж – бывший детдомовец Толян (Андрей Панин), друг Фёдора. Вот перед нами рисуется треугольник: ребёнок, ищущий, подвижный, горящий идеями (как лихо он из лоскутов картины сшил сумки!), антагонист ему – медлительный, малоподвижный, вдумчивый философ Фёдор и стареющий скинхед, взявший на себя "образование" молодого поколения борцов за правую жизнь Толян. Кстати, при всей нелепости такой дружбы читается авторская мысль сценаристки Натальи Назаровой (Сценарии к фильмам "Дура" (2005), "Слушая тишину" (2007)). Она выстраивает характеры так, что в конечном итоге они воспринимаются как отражение трёх зеркал друг в друге. Но все это можно прочувствовать и понять не в процессе просмотра, а анализируя картину спустя какое-то время, разбирая все детали, сортируя совпадения по группам.

Псков

Все три героя одновременно дети, ищущие себя в жизни, и одновременно наставники со своим багажом знаний. Все они есть и каждого словно нет в этом мире. Художник, живущий в своём внутреннем мире, негритёнок – белая ворона среди белых, Толян – потерянный вечный подросток, играющий в жизнь по детским правилам: свои и чужие. Внешний мир в фильме – город, который остаётся фоном для отображения развивающихся отношений. И в какой-то момент у каждого из героев появляются проводники в этот внешний мир. Для Фёдора – это Грета (Наталья Рогожкина), его прежняя любовь и муза, для Гендоса – Эля – дочь успешного бизнесмена, для Толяна – Гендос. Сам Панин в одном из интервью говорил, что фильм "Внук Гагарина" о том, "как трудно быть голым на голой земле". И этот образ голого человека он, как режиссёр попытался ввести в картину неоднократно: через полотна Фёдора, через натурщика ("А ты чего такой голый?" – "А я таким родился").

Псков

Откровенно говоря, весь фильм я следила за отражением Панина – режиссёра и без внимания оставила кадр, монтаж, звук. Я всё время что-то искала. Так дети ищут в Деде Морозе черты лица папы или знакомого дяди. Искала, чтобы разочароваться. Но картина при всех её особенностях, на мой взгляд, получилась. И, конечно, не без помощи второго режиссёра фильма – Тамары Владимирцевой, начинавшей свою карьеру в кино у Акиры Куросавы.

 

Финал фильма остаётся открытым. Первоначально было несколько вариантов концовки картины. Но в каждом кто-то из героев погибает. Режиссёры искали другую развязку. Весь фильм при всех отображаемых проблемах общества, испытаниях, выпадающих на долю героев, всё повествование остаётся позитивным. А потому у зрителя сохраняется надежда, что к замерзающему в заснеженном поле Гендосу успеют добраться Толян и Фёдор. Веришь, что мальчишка, мечтающий стать первым темнокожим президентом России, конечно, должен выжить.

 

Ирина Потапова,

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...