Валентина Силина: Женщина с тонким физическим слухом

Что такое призвание? Это когда тебя Бог призвал именно на это дело и на это место. Россия с её безалаберностью, грязью, пьянством всё ещё сохраняет главное своё сокровище – особенного человека. Вроде бы все стали одинаковыми, но есть личности, которые вызывают удивление силой своего характера, своей жизненной философией, некоей "отдельной линией поведения". Учительницу Валентину Семёновну я почему-то запомнила на всю жизнь, хотя по физике ни бум-бум. Потом часто видела её на наших псковских горизонтах, всё время в ней что-то меня привлекало, хотелось задать вопрос и получить ответ. И вот через много лет это случилось. До неё моим собеседником был её муж – художник Александр Семёнович Силин, с которым они вместе тридцать лет. Вокруг этой пары толпится народ, к ним постоянно приезжают летом в деревню Чудскую Рудницу многочисленные гости на грибы и ягоды. Сами они до сих пор удивительно красиво поют, сочиняют стихи. Валентина Семёновна мечтает достать билеты на Пушкинский театральный фестиваль, а пока мы с ней разговаривали, сказала, что ходила в четыре утра за номерком в поликлинику на Кузнецкую для эндокринного анализа, в восемь утра получила. Пошутила: "Чтобы больному человеку лечиться, надо быть очень здоровым". Её папа и брат погибли в Великую Отечественную, а всего в семье было пятеро детей. Валентине Семёновне за семьдесят, и от многих своих ровесников она отличается тем, что не жалуется на жизнь и правительство, не обижается на своё прошлое и не злится на настоящее, признаётся, что "жизнь бурлит и мне очень интересно". В псковской школе №2 она отработала более сорока лет учителем физики.

Псков

На фото: Валентина Силина

Что такое физика, Валентина Семёновна?

 

Трудный предмет. Мне однажды сказала директор школы: "Боже мой, Валентина Семёновна, я никогда ничего не понимала в вашей физике". Девчонкам физика не дается, кому надо зубрят, мальчишки не учат, а всё понимают. Одна моя ученица написала в поздравительной открытке: "Нельзя же ненавидеть учительницу из-за физики". Но скажу – интереснее предмета, наверное, нет. Куда не коснись – всё физика. Но я ведь очень любила литературу, благодаря своей тёте Полине Михайловне, учительнице литературы в Усвятской школе.

 

Вечная проблема хороший человек и хороший учитель, это не всегда одно и то же?

 

Бывает, хороший человек, но плохой учитель. Иногда в школу приходят учителя с отличным дипломом и не справляются, потому что они учили себя, а надо учить ребят. Надо видеть каждого ребёнка. Я за эти годы в школе научилась видеть.

 

Учительство – тяжелый труд, наверное, поэтому там нет случайных людей?

 

В школе есть случайные люди, их немало, и это не только моё мнение. Когда меня ругает директор или кто-то из начальства - это не страшно, но когда мной недоволен ребёнок –это ужасно.

 

А так бывает?

 

Поначалу я была такой "микрокабанихой", но меня хорошо принимали дети. Никогда не было проблем, мне легко работалось и с ребятами, и с родителями. Однажды поставила двойку, и ученик назвал меня на "ты". Очень расстроилась, потому что уделяла ему много внимания, и не понимала, как он так мог, и, чтобы не разрыдаться, выскочила из класса. Как поднялся весь класс, и заставил его извиниться передо мной.

 

Какие, Валентина Семёновна, сейчас дети?

 

Говорят, что они такие-сякие, а какие были, такие и есть, только мы, учителя, стали более раскрепощёнными, я могла менее официально вести себя на уроке, в поэзию ударилась, появилось второе дыхание. Мы много ездили с ребятами на каникулы в Москву и Питер, когда поехали в пятый раз в Москву, они до того распоясались, что бросили меня и бегали одни. Им было интересно, а мне было интересно работать, особенно в последние годы – я была в ударе.

 

Всегда думала, что учитель перед пенсией выжат как лимон, оказывается, дети дают силы?

 

Дают. И знаешь, я их так любила, что моя любовь как-то передавалась ребятам. Когда ушла из школы, думала, что умру, не выдержу - выжила, но до сих пор щиплет, 1 сентября все отключаю в квартире. У нас есть дом в деревне, и Александр Семёнович просил, чтобы я закончила свою учительскую карьеру. А я очень люблю школу:

Мне рано в отставку, я России еще пригожусь.
Как смогу, послужу напоследок, ничего, что сердце болит -
Я об этом забуду с успехом, лишь звонок на урок прозвенит.
Это я обещаю ребятам: для работы себя не жалеть,
Если надо, осилю одышку не за ради похвал и наград,
Не спешите мне дать передышку, я в строю как России солдат.

 

Несколько лет назад мне Александр Семёнович инфаркт "подарил": не вынесла его болезни. Он попал в больницу на плановую операцию по удалению камней, и ему вместо одной операции сделали четыре, потому что врач не заметил двух камней. Потом я им сказала: "Я вам не доверяю и имею право не доверять после такой операции. Пусть я прослыву наглой, какой угодно, но он, может быть, будет жив, а если умрёт - наплевать мне, какая я буду в чьих-то глазах, и считаю, что операцию сделать - долг врачей, а выходить больного должна семья". Врачи говорили, что он стар, и они ни за что не ручаются, ну я им и сказала: "Какой же он старик, если вынес четыре операции? Прекратите мне это говорить, чтоб был жив, и никаких гвоздей!" Пока я его выхаживала, ни с кем не разговаривала, жила в больнице, только на ночь уходила домой, но не вынесла его болезни, у самой случился инфаркт и язва желудка.

Псков

Вы ему написали в больнице стихотворение, пока там лежали?

 

Я написала ему к 85-летию: "Не оставляй меня одну, я тот же час пойду ко дну. Как хочешь: здесь, или на даче, но только вместе, не иначе. С тобой мы связаны судьбой: ты мой навечно, только мой. В любви я редко признаюсь. Есть внуки, есть друзья, есть дети, но ты дороже всех на свете. Ты свет в окошке для меня, ведь я люблю тебя, браня. В любви я редко признаюсь, все суечусь и суечусь, но стоит  мне остановиться, и снова я в тебя влюбиться всем сердцем, всей душой спешу - вот и стишки тебе пишу …..совсем уж скоро юбилей: ты, милый, только не робей! Справлялись не с такой бедой: ты ж, Саша Силин, хоть и мой". Меня Саша терзал все лето: "Там хоть одно слово правды есть?"

 

У вас такая крепкая семья, вы всё время вместе. Вам интересно?

 

У учителя или в семье хорошо, или в школе, у меня, я считаю, было в школе хорошо. Потому что учитель должен отдавать всего себя только детям, только ученикам. Я отдавала всё и, как мне говорили коллеги, "проспала" первого мужа с Ньютоном под подушкой. Какой муж такое выдержит? Мне всегда было интересно в школе, я скучала в выходные без школы, а когда снова видела своих учеников, была очень рада, думаю, и они тоже. Семья будет прочной, если рядом такой же творческий человек, как в моём случае, у нас с Александром Семёновичем есть жизненное пространство. Есть свобода, и мы уважаем друг друга. Но вот именно он потребовал, чтобы я ушла из школы, всё-таки уже было пора.

 

Молодец Александр Семенович.

 

Но я получила премию Сороса, и он как-то сник: "Ты, - говорит, - не уйдешь. - Уйду, но, похоже, дадут второй раз". Пришло письмо из Комитета Сороса на домашний адрес.

 

Каким образом, Валентина Семёновна, получили соросовские премии?

 

Комитет Сороса оказывал поддержку выдающимся учителям физики и других точных предметов. Мне премию Сороса дали мои детки: Комитет проводил в столичных вузах опрос среди студентов, о чём я даже не знала, которые должны были назвать единственного учителя, решившего их судьбу - так я получила премию Сороса. Получила свидетельство: "Международная Соросовская научная образовательная программа в знак признательности и уважения выдающегося вклада в научное образование средней школы Силиной Валентине Семёновне присваивает звание "Соросовский учитель". Потом, когда мы встречались с Соросом в Новгородском театре, на конференции, я прочитала ему стишок: "И в осень верить не согласна: во всё вникаю, мучаюсь, пишу, и звание ношу я не напрасно, на службу с радостью хожу. Не до любви теперь к простому люду, я Сороса любить хочу, забот его вовек не позабуду и дважды звезданутая хожу". Сорос попросил повторить.

Псков

На фото: Соросовский сертификат

Что вам дали эти премии?

 

Я была уже на пенсии, работала в школе и любила школу, мне не хотелось уходить, поэтому такое признание – для моего личного самоутверждения. Почувствовала себя окрылённой, а до этого всё-таки у меня была неуверенность: оставят - не оставят в школе. Кроме того, я получила несколько тысяч долларов, это была индивидуальная поддержка творческому учителю, могла купить любую специальную литературу по предмету, к тому же получала бесплатную литературу, выступала на конференциях, слушала известных учёных. Я впервые съездила за границу: по Стокгольму ходила, как по Пскову, побывала в Финляндии, Чехии, Польше, Германии.

 

Звание "Заслуженный учитель" Вы получили?

 

Нет, говорили, опоздала по годам.

 

Вы - преподаватель физики, награждены медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" 2 степени, Вы поёте, сочиняете стихи, не гнушаетесь работой на огороде, ходите в лес за грибами и ягодами, у Вас много талантов. Учитель должен быть талантлив?

 

Учитель не должен быть синим чулком, и не должен замыкаться только на программе, только на предмете, он должен быть развитым человеком и интересен детям. Я - физик, но на школьных вечерах со своими стихами и рассказами была "выступалкой" в школе, выпускала со своими ребятами стенгазету, перед которой толпились ученики, чтобы поскорее прочитать.

 

Почему Вы выбрали учительство?

 

Я хотела быть или врачом, или учителем, я даже в детстве играла в учителя, мне эта профессия очень нравилась. В Усвятах был физик Орлеанский, я навсегда запомнила его фамилию, я на ходу все по физике соображала и литературу любила, потому что моим первым учителем литературы была моя тётка. Так что любила я одновременно и физику, и литературу. Но на литературу ведь шли все, а на физику-то не очень много было желающих, не все и понимали этот предмет, а я до сих пор всем, кто попросит, решаю задачи, которые выходят за пределы школьной программы. Я преподавала в химико-биологической школе, где у меня три часа физики в неделю в выпускном классе, что значит - физика в ознакомительном плане, а мои ребята поступают на физику. Научные конференции, олимпиады - первые места забирают мои ученики. Мы с моими учениками на уроках проводили нетрадиционные опыты: выращивали кристаллы на внеклассных занятиях.

Псков

(Валентина Семёновна легко забралась на стул и сняла со шкафа коробки с выращенными кристаллами), ко мне на консультацию приходили студенты из пединститута. Учитель – непременно творческая личность, человек великой души. Перед моим уходом из школы, у нас подобрался удивительный молодой и творческий коллектив, неспроста наша школа побеждает в таких профессиональных конкурсах, как "Школа года", "Учитель года", "Ученик года". Сейчас школа получила грант, и это вознаграждение за труды. Мне из такого коллектива было трудно уходить, я это делала с большим сожалением. Но в школе остались работать мои ученики, в числе которых завуч Ольга Евгеньевна Полетова. Работает в Псковском институте повышения квалификации учителей Таня Пасман, моя ученица, умница.

 

Как ни удивительно, но не иссякает наше учительство, получается, Вы подготовили себе смену?

 

Да, и это самое, может быть, главное в моей работе и вообще работе учителя. Чтобы был пример, которому хотелось бы подражать, хотелось бы повторить и превзойти.

 

Физика – предмет сложный, не для всякого ума, но Вас любят ученики независимо от любви к физике, почему, как думаете?

 

Первым долгом, надо любить ребёнка. Относиться надо к ученику, как к своему ребёнку, даже если ругаешь, а такое, естественно, бывает, но, не унижая личности. И, что немаловажно, чтобы спросить с ребёнка, надо ему дать, поэтому к каждому уроку я готовилась, как к открытому, и, в конце концов, очень много давала открытых уроков. Второе – требовать надо и заставлять учить предмет, иначе ученик его не будет понимать, потом сам скажет, что эта учительница никудышная, потому что я её предмет не понимаю. Физика – не литература, сегодня не прочитал - завтра прочитаю, в физике, если не знаешь предыдущую тему, упустишь, потом не наверстаешь.

 

Ваша система нетрадиционных опытов, включение их в тему уроков, является Вашей личной методикой, а не общей методикой преподавания физики в средней школе?

 

Лично моя методика. Об этих уроках, о нетрадиционных опытах я и рассказывала на своём вечере, а потом опыты показывали мои дети, у каждого по пять опытов. Причём, на самодельных приборах, на тех, что мы делали сами для наших опытов. Например, одна девочка на опыте с яйцом показывала принцип работы реактивного двигателя – и всем было понятно.

 

На каком вечере?

 

На вечере, посвященном 40-летию моего преподавания в школе, и, как мне потом сказали, видеоматериалы вечера послужили серьёзным основанием для того, чтобы наша школа №2 получила звание лучшей школы области. Этот вечер помогал мне делать весь наш учительский коллектив, вся школа, дети, поэтому он получился такой необычный, интересный, на нём были мои друзья, моя семья, учителя физики области, наше начальство, коллеги. Я сама там и пела, и стихи читала, и опыты показывала. Моя система физических опытов помогает решить проблему понимания темы урока. Приведу простой пример: раньше были парты в школах с крышками, и некоторые ученики списывали с учебника, подглядывая в щель крышки парты, а учебник лежал на коленях. Я поставила под 45 градусов зеркало, другое на стол – система перископа, и всё это увидела. Потом им сказала, и объяснила по-научному, как они списывают, а тема урока была "Перископ".

 

Или приношу на урок большую картофелину и спрашиваю: "Что это такое? - Картошка. - Не только, но еще и источник тока". Подаю провода на чувствительный гальванометр, цинковую пластинку к одному проводу и медную к другому; втыкаю их в картошину, и она становится электролитом, а провода электродами. Стрелка гальванометра показывает ток. Рассказываю, как профессор анатомии Гальвани впервые открыл источник тока: он подвешивал препарированных лягушек металлическими крючками на заборе своего сада. Ветер раскачивал лягушачьи лапки, они касались прутьев, и лягушки бились в конвульсиях. Так было установлено, что для создания источника тока нужен электролит и два разнородных электрода. Потом уже врач Запотти проводил опыты на трупах, когда повешенному преступнику один электрод подводился к ресничному нерву, другой - к пятке – у повешенного открывались глаза. На этом, открытом Запотти свойстве, основано реанимирование. Так прививается интерес к теме урока, а потом мы уже обсуждаем непосредственно физическую проблему: Источник тока.

 

Валентина Семёновна, в каком году ушли из школы?

 

Лет пять назад с большим трудом: из школы трудно уходить. Но я осталась самой старшей учительницей, и боялась, что наступит момент, когда попросят… да и на пенсию всё-таки надо выходить здоровым, а не уползать больным, чтобы и после пенсии были радости и интерес. Мне теперь не скучно с самой собой. Даже научилась вязать, и мне понравилось, а раньше было на это жалко тратить время. Корзинки сплела из камышей, лоскутным шитьём занимаюсь, снимаю на видео, пишу в газеты, сотрудничаю с нашей писательской организацией - мне интересно жить и на пенсии.

 

Размер пенсии Вас не обижает?

 

Нет, меня не обижает, пока я могу заработать к пенсии: я пишу статьи, занимаюсь репетиторством, не сижу дома, сложа руки. Есть еще знания, которыми я могу помочь людям. Чего сидеть?

 


P.S. В четвёртом сборнике статей по физике, который готовит и редактирует Э. М. Браверман (доктор педагогических наук, редактор журнала "Физика в школе", президент Ассоциации учителей физики) будет помещена статья В. С. Силиной "Почему и как я развиваю изобретательские умения учащихся".

 

Беседовала Вера Иванова,

специально для Псковского агентства информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...