"Жестокость"

Россия (2007). Режиссёр-постановщик – Марина Любакова. Художественный руководитель – Павел Лунгин.

Псков

На фото: кадр из фильма "Жестокость"

На поверхности при знакомстве с этой картиной оказываются взаимоотношения девочки-подростка и женщины. Мир вокруг – это всего лишь фон для развития их характеров, мир мужчин – условия для этого развития. Однако заканчивается фильм, и под аккорды саундтрека, исполненного группой "Маша и медведи", приходит понимание того, что на твоих глазах произошли более серьезные метаморфозы. Главная из них – зеркальная смена мест пребывания и характеров героинь. Нехитрые манипуляции, и вот уже модница стала носить подростковые свитера и куртки, не обдумывая, принимать решения, а вчерашний подросток тайком примеряет вечернее чёрное платье и кропотливо планирует завтрашний день. Но обо всём по порядку.

Псков

На фото: кадр из фильма "Жестокость"

Для меня картина стала приятным открытием. Открытием нового имени – Анна Бегунова. Её роль в этом фильме – девочка из неполной семьи по имени Вика, подросток со сложным характером, не желающий жить по законам, придуманным другими людьми, ищущий свои собственные правила и своё место в жизни. За эту роль Анна Бегунова получила "Приз имени Ива Монтана лучшему молодому актёру" на Международном кинофестивале "Молодость". Роль сложная, но начинающая актриса справилась с нею блестяще. Её партнёршей по площадке стала неповторимая Рената Литвинова ("Жесть", "Мне не больно", "Два в одном", "Настройщик", "Небо. Самолет. Девушка"). В этом фильме она будто играет саму себя, красивую одинокую женщину с плавными движениями рук и томными интонациями. За роль Зои в этой картине Рената Литвинова удостоилась приза "За лучшую женскую роль имени Натальи Гундаревой" на кинофестивале "Московская Премьера". Сильная актёрская игра, сильный сценарий, сильная команда. Слияние всего перечисленного помогло родиться картине-открытию. В основе работы лежит сценарий Дениса Родимина ("Бумер", "Марш Турецкого 4", "Мужская работа 2"). Приятно, ведущая роль отведена не столько сюжету, сколько развитию характеров персонажей. А это в кинематографе встречается всё реже и реже.

Псков

На фото: кадр из фильма "Жестокость"

Мы знакомимся с Викой в тот момент, когда её бросает парень, когда накаляются отношения с матерью, когда в семье не хватает денег. Вика отказывается вернуть уже бывшему парню фотоаппарат. Он становится её молчаливым спутником, сквозь его оптику она смотрит на мир, на окна соседних домов, на лица знакомых и незнакомых людей. Композиционные рамки фотообъектива становятся её рамками. Вика – это ребёнок. Дерзкий, колкий, неосмотрительный в принятии решений. Однажды она замечает в окне дома напротив Зою в вечернем платье. Подсматривание за чужим свиданием кажется безобидным развлечением, а фотосессия – шалостью. Однако на следующий день Вика видит вчерашнего незнакомца (Евгений Серов – "Затерянный в Сибири", "Классик", "Московские окна", "Повесть непогашенной луны") в другом окне того же дома в кругу семьи. А еще через секунду она снимет самоубийство незнакомой ей женщины…

Псков

На фото: кадр из фильма "Жестокость"

Она решается шантажировать Его, она намерена рассказать Зое всю правду о Нём. И вот уже незнакомка, покончившая с собой из-за гибели сына, становится элементом хитрой манипуляции, придуманной Викой. Она сообщает Зое, что причиной самоубийства стал разрыв женщины с Ним. Девочку на эти поступки толкает желание мести. Мстить она намерена бывшему парню, отсутствию денег в семье, непониманию со стороны матери. И вместе с тем её месть ложится на успешную Зою, красивую, обеспеченную, самостоятельную. Но зритель и сама Зоя это увидят не сразу. Эта месть проснётся в тот момент, когда Вика будет избита, когда Его охрана разобьёт фотоаппарат и отберёт карту памяти. Всё произошедшее она воспримет как вызов. И не остановится, не испугается, а станет злее. Зоя, лишившаяся мечты о личной жизни с любимым мужчиной, чтобы чем-то занять внутреннюю пустоту, принимает правила игры, предложенные Викой. Она готова мстить. Вначале они угоняют Его машину, потом задают условия, при которых Его увольняют с работы. Но совершение преступлений не может оставаться безнаказанным. Вика и Зоя оказываются в равных условиях. У них нет денег, квартиры, их ищет милиция. Для усиления эффекта равенства в условиях для персонажей авторы фильма одевают героинь картины в одинаковую одежду – свитер с капюшоном, джинсы, бесформенная куртка. Всё это даже в цветовом решении уравнивает Зою и Вику. Однако Зоя так и остаётся ранимой женщиной, а Вика по-прежнему сохраняет в себе черты бесшабашного мальчишки, всегда идущего до конца. Но вот в картине наступает момент, когда полюса меняются местами, и Зоя перестаёт следить за собой, своей речью. А Вика тайком забирается в её квартиру, нежится в ванной, примеряет вечернее платье. Теперь свои шаги она совершает обдуманно, теперь она манипулирует Зоей тонко и деликатно, словно все решения та принимает сама.

Псков

На фото: кадр из фильма "Жестокость"

Финал – проверка для всех: для характеров героев, для зрителей и их надежд. Всё изменить могут деньги. Зоя предлагает украсть их из конторы, в которой ещё недавно она возглавляла юридический отдел. Неосмотрительно, но с благой целью. "Все, что я делаю, это только ради тебя. Мне ничего не надо", - говорит Зоя Вике, демонстрируя материнские чувства. А Вике не нужна ещё одна мать. И она запирает Зою в ограбленном помещении бухгалтерии и уходит. Зоя, стоя на подоконнике разбитого окна ещё с надеждой смотрит на девочку, дрогнет ли что-нибудь в ней.

 

Авторы уверяют, что в ходе работы над картиной были придуманы несколько вариантов финала. В одном из них погибала Зоя, в другом Вика приходила к ней на свидание в тюрьму и просила прощения, но та отказалась простить. В итоге остановились на варианте, в котором героини так и не встретятся. Зоя будет отбывать наказание, а Вика займёт её место в обществе, став красивой, успешной женщиной, которую однажды, быть может, ждёт такая же судьба, что и Зою.

Псков

На фото: кадр из фильма "Жестокость"

"Жестокость" - это не о злых и обиженных людях, не о мести, порождённой ненавистью. Это картина о хрупкости мира, в котором мы живём, о зависимости друг от друга, зависимости от обстоятельств, которые манипулируют нами и о возможности противостоять этому, сохраняя человеческие черты. Героиня Ренаты Литвиновой не стала мстить Его семье, аргументируя это тем, что в случае развода пострадает жена и ребёнок. Зоя, будучи вновь преданной, стоя на подоконнике и глядя сверху на крохотную фигуру Вики в толпе, сохранила достоинство сильной женщины. Это своего рода символическая расстановка персонажей. Вика, стоящая у забора среди безликой массы зевак, и Зоя, находящаяся выше всего будничного, оставшаяся человеком после всех испытаний. В финальной сцене нет обречённости, жалость вызывает именно Вика, а Зоя, напротив, заставляет испытывать чувство уважения. Ведь одна из них, невзирая на условия жизни и убогость тюремной одежды, останется женщиной, а другая при всём блеске продолжит существовать, сохраняя черты мстительного и жестокого подростка.

 

Ирина Потапова,

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...