Мы из будущего

Россия (2007). Режиссёр – Андрей Малюков.

Псков

На фото: кадр со съёмочной площадки

После просмотра данной картины я ещё несколько дней не могла собраться с мыслями и определить для себя - стоит ли включать её в рубрику "Обзор видео". С одной стороны, премьера, фильм сейчас демонстрируют во многих российских кинотеатрах. Кроме того, снимали его на Псковщине, правда, тогда картина носила рабочее название "Следопыты". Но есть и ещё одна сторона, порождающая массу сомнений – качество данной работы. Да, многие из зрителей отзываются о фильме положительно, но задумайтесь, кто они, те, кому данная киноработа понравилась. Это в основном молодёжь, не старше двадцати пяти лет. Почему? Разберёмся вместе.

Псков

На фото: кадр со съёмочной площадки

На мой взгляд, одной из причин такой ситуации стали цели, поставленные режиссёром фильма Андреем Малюковым ("В зоне особого внимания", "Спецназ", "Диверсант") перед собой и всей съёмочной группой. Немногие кинематографисты в последнее время берутся за тему Великой Отечественной войны. Если и берутся, то основывают свои работы либо на так называемой "правде жизни", доселе сокрытой: уж я вам расскажу, с кем, кто, где, и что из этого вышло. Или же создают вариант киноигрушки со "стрелялками", "догонялками", "убивалками". Первый вариант кинолент всегда обсуждаем, но в узких кругах, - историки и киноведы затевают вокруг таких работ массу споров: было - не было. Второй вариант всякий раз делит аудиторию на две половины: на тех, кому понравилось, потому что это "круто", и тех, кто не увидел ничего исторического в фильме, для кого всё это больше похоже на дикость и издевательство над памятью.

 

В данном случае Андрей Малюков, для которого тема войны стала почти родной, попытался направить творческий процесс в новое русло, дабы показать Великую Отечественную и привлечь к её истории круг "новобранцев" - молодое поколение, тех, у кого в вопросе "кто победил" нет существительных из ряда: немецкий или советский солдат. В их перечне существительных чаще встречаются: киборги, автоботы, телепорты и прочая нечисть. Авторы при работе с материалом опирались на особенности выбранной ими аудитории, той самой – до 25 лет. Эти зрители не станут искать исторические ошибки в материале, неуместные детали в костюмах и интерьере, всевозможные недочёты в сюжетной линии. Здесь важнее такие моменты, как: герой-сверстник, испытание любовью, битва с тем, "кто против нас", современный плоский пошлый юмор. И всё это должно быть выполнено с использованием современных шаблонов американского кинематографа – зрелищного, но зачастую бестолкового. Иными словами, режиссёр взял всё уже созданное и попытался на этом доступном для современного зрителя языке рассказать о страшном, о давно минувшем, о боли.

Псков

На фото: кадр из фильма

В картине "Мы из будущего" зритель знакомится с четырьмя "чёрными копателями": Борман (Данила Козловский "Завещание Ленина", "Преступление и погода"), Спирт (Андрей Терентьев), Череп (Владимир Яглыч "Солдаты", "На безымянной высоте"), Чуха (Дмитрий Волкострелов "Завещание Ленина"). Парни в надежде обогатиться едут туда, где в годы войны шли тяжёлые бои. Одна из их находок – блиндаж, в котором ребята обнаруживают личные документы четырёх рядовых. Присмотревшись, главные герои понимают, что в военных билетах их имена и фотографии. Ну, не иначе, водка была палёной, решают парни и бросаются к озеру, чтобы охладиться. Бултых, и "следопыты" оказываются в 1942 году. За несколько дней в прошлом герои фильма успеют сходить в разведку, попасть в плен, совершить побег, влюбиться, сходить в атаку и потерять любовь. А в финале, как и положено, они вернутся в настоящее. Изменившиеся, с новыми жизненными ценностями.

Псков

На фото: кадр из фильма

В картине немало аналогий с известными советскими фильмами и военными фотоснимками. От "Судьбы человека" (сцена, в которой немец угощает советского солдата и тот "после первой не закусывает"), до фотографии военного корреспондента Макса Альперта "В атаку". Но не обошлось без ляпов и проколов. Иные и искать не требуется, лежат на поверхности. Блиндаж, к примеру, парни обнаруживают целёхоньким, сохранились даже бумаги на столе, скелеты погибших лежат так, словно люди прилегли отдохнуть и не проснулись. А в финале фильма мы узнаём, что в блиндаж попал снаряд, и еще в 1942 году всё было разбито в щепки. Подкоп из сарая, где парней держали немцы, таких размеров, что через него можно на четвереньках выползти, а охрана, блуждающая вокруг, этого не заметила.

Псков

На фото: кадр из фильма

Что касается актёрской игры, то в картине особое внимание приковывает прежде всего Борис Галкин (старшина Емельянов) ("Тайга", "Зеркало для героя", "В зоне особого внимания", "Увольнение на берег", "Один и без оружия"). Пусть и роль небольшая, и текста немного, но у зрителя остаётся впечатление человеческой жизни на экране. Главные же герои бесхарактерны, безжизненны, о них говорят только поступки. Прозвища и поведение в заданной ситуации – вот основные моменты для различения персонажей.

Псков

На фото: кадр со съёмочной площадки

Благие задачи – привлечь внимание молодёжи к истории своей страны – сделали картину плоской. "Мы из будущего" воспринимается не иначе, как педагогический приём на уроке истории – информация в игровой форме. Вот только качество информации от этого страдает, а зрителю запоминаются лишь шутки и эксперименты, например, с романсом, который исполняет санитарка Нина (Екатерина Климова "Грозовые ворота", "Бедная Настя", "Московские окна", "Грехи отцов"). Песня приобретает с легкой руки "пришельцев" новое звучание, этакий микс на современной танцевальной площадке. От зрительного к слуховому, лишь бы "зацепить" молодую аудиторию. Все задачи для работы зрительской мысли лежат на поверхности, никаких философских вопросов-ответов, никакого поиска. Голый патриотизм для подростков. С одной стороны, можно хвалить за это авторов картины, с другой - встаёт вопрос, насколько нужны такие фильмы. Но, наверное, нужны, если зрители в возрасте до 25 лет на выходе из кинотеатров с восторгом отзываются о картине, обсуждают сюжет и спорят на тему "была ли такая война в действительности".

 

Ирина Потапова,

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...