Экватор
Россия, 2007 год. Режиссер – Ульяна Шилкина.
На фото: кадр из фильма "Экватор"
Вы никогда не ловили себя на мысли, что фильм вам в принципе не интересен, и не видите вы в нём никаких художественных изысков или режиссёрских придумок, лишь мучаетесь, но продолжаете созерцать, сидя на домашнем диване, а в кинотеатре, не жалея потраченных на билет средств, встали бы и ушли. И всё почему? Да, потому что интересно, чем же все это безобразие завершится. Наконец, появляются финальные титры, и со спокойной совестью вы ложитесь спать. Но утром одна-другая мысли постучатся, и начинает казаться, что вообще-то есть что-то такое особенное в картине. Вот только это особенное зарыто так глубоко, что во время просмотра фильма не хватает силы воли заставить себя включить мыслительные процессы на полную мощность. Сегодня предлагаю поговорить об "Экваторе". Сразу отмечу, что режиссёр картины - Ульяна Шилкина ("Убойная сила-6", сценарист картины "Неваляшка") - знаком широкому зрителю по экранизации "Золотого телёнка" с участием Олега Меньшикова в роли Остапа. Много комментариев звучало в период демонстрации восьмисерийного телесериала, в основу которого лёг роман Ильфа и Петрова. Преобладали нелицеприятные. И с подбором актёров не всё нравилось, и с режиссёрским видением тех или иных сцен. Нет-нет звучали реплики: руки прочь от классики. Похоже, что Ульяна Шилкина устала оправдываться и бороться с общественным мнением, отстаивая своё индивидуальное представление об известных вещах. Устала настолько, что собрала малознакомую зрителям команду актёров, купила билеты в Африку на всю съёмочную группу и уехала подальше от кинокритиков, киноманов, кинозалов и киностудий.
На фото: кадр из фильма "Экватор"
Коротко о сюжете. Где-то в Африке есть затерянная российская воинская часть, задача которой охранять некую баллистическую ракету. Служат здесь всего ничего – десяток российских ребят. Бегают парни "слониками" по пампасам, играют с обезьянами за приз в виде танкового шлема, и с нетерпением каждый из них ждёт момента возвращения к "личной жизни". Прапорщик Ильич (Леонид Окунев – "Игра на вылет", "Золотой телёнок") не то барин для местного населения, не то просто хороший человек. В поисках общей волны дикари идут к нему за помощью: убей слона, теперь убери убитого – воняет. Чем ещё заниматься в Африке? Казнить свирепого слоника, не нашедшего общий язык с местными, выбраны два солдата – "дед" Лёха Коровин (Артём Чилек) и "молодой" Солнцев (Пётр Томашевский – "Солдатский декамерон", "Папа", "Дети Ванюхина"). Потом они же командированы на поиски трактора, - надо же как-то тушку погибшего зверя оттащить подальше от деревни.
На фото: кадр из фильма "Экватор"
В целом зрителю предстоит лицезреть: сто минут блуждания по Африке, сто минут диалогов немногочисленных персонажей, сто минут живописных пейзажей в стиле программы "В мире животных". А ещё фильм "Экватор" – это сто минут ожидания. Надеешься - вот сейчас тебя удивят, рассмешат, заставят задуматься. А вместо этого с экрана высыпаются одна за другой отксерокопированные на старой машине сцены-клоны. В качестве примера достаточно назвать звонок Лехи домой, когда он ошибается номером, "повисание" на дереве при встрече со львами, и визит в деревню племени дикарей с ночными танцами у костра. Смотришь на экран в этот момент и начинает казаться, что ты всё это уже видел, и сейчас тебя просто надувают. Поленилась команда сценаристов создать нечто своё, вырвала клоками некие "вкусные", по их мнению, моменты из уже рассказанного, отснятого ранее.
Но что удивительно, со временем приходит понимание всего увиденного. И вначале гордость берёт за русских солдат, которые могут приспособиться к любым условиям и без знания языка общаться с народами мира. Кто такие китайцы, испанцы, американцы в сравнении с русскими в рамках картины? Мелькающие фигуры. Да, только у них есть трактора. Но попробуй найти этих людей. Вчера ещё были здесь – сегодня уже и след простыл. И ничего не осталось после строителей-иностранцев. Местные уже по кирпичику растащили здание. А наши, как служили в воинской части, так и служат. Да ещё и приживаются, пускают корни. У прапорщика не то семья, не то даже гарем, и десяток ребятишек зовёт его папой на чистом русском языке. И пусть глупы, если не сказать грубее, два главных героя, но только им под силу сутками напролёт бродить по раскалённой пустыне, только им достает физической силы без еды и воды пересекать экватор туда и обратно, да ещё и оставаться оптимистами в заданных условиях. Но позднее приходит мысль, что это не просто два человека, но два начала, зеркально противоположные друг другу. Человек со знаком плюс и человек со знаком минус. Один, готовый убить, украсть, предать, продать, и другой – ранимый, пугливый, наивный, милосердный. И кажется, что перед тобой всего лишь борьба двух начал внутри одного человека. А начала эти разделены своим экватором. Вот и идут они по пустыне, соревнуясь, подталкивая друг друга, обманывая и прощая. Только к чему идут, зачем идут, и какова цель путешествия по жизни? Эти вопросы авторы фильма оставляют без ответа. Жаль. В таком виде "Экватор" остаётся картиной непонятой большинством и непринятой единицами, пожелавшими отыскать философские нити между кадрами.
Ирина Потапова,
Псковское агентство информации.