Забытые овраги
Идея объединения регионов России – одна из самых горячо обсуждавшихся на форуме Псковского агентства информации тем. 17 декабря 2001 года был принят федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации". С тех пор в РФ появилось несколько укрупнённых субъектов. В том же 2001 году было высказано предложение "слить" Псковскую и Новгородскую области. Идея до сих пор витает в воздухе. В 2008 году об этом снова заговорил полпред президента в СЗФО Илья Клебанов.
При желании можно подыскать удобные предпосылки для слияния: похожая история двух регионов (слабый князь и сильное вече при феодализме, не дошедшие до обоих городов монголы, подчинение Москве со снятием вечевых колоколов), географические условия (Северо-Запад, малопригодная для земледелия почва, лесистость, болотистость). Современные условия на первый взгляд, вроде бы, благоволят к объединению: бедность регионов в социально-экономическом плане, отсутствие значимых ресурсов (кроме леса и рыбы) и главное - ощутимая финансовая зависимость от федеральной власти.
Совершенно очевидно, что любой план объединения должен быть продуман до самых мельчайших деталей. Несомненно, ущемлённой окажется одна из "столиц" регионов, поскольку потеряет свой статус и встанет на вторые роли. Идея объединения ради экономии теоретически исключает дорогостоящий переезд госучреждений в третий город. Поэтому, скорее всего, в случае "слияния", столицей региона мог бы стать либо Псков, либо Новгород.
Но дело даже не столько и не только в столице. Объединение двух соседних регионов может обернуться самыми непредсказуемыми последствиями для рядового гражданина. Недавно в одной деревне Палкинского района в 50 километрах от Пскова местный житель рассказывал мне историю о бюрократической эпопее, пройденной им для оформления участка земли, доставшегося в наследство. Похождения в кабинетах включали в себя несколько поездок в Псков, оформление у нотариуса ряда бумаг с обязательной уплатой госпошлины. В общей сумме, на оформление права земельной собственности, по его подсчётам, ушло не менее 100 тыс. рублей (вместе с затратами на бензин).
Что будет с такими сельскими жителями, которым понадобится съездить в административный центр, в случае объединения Псковской и Новгородской областей? Давайте попробуем представить себя в роли человека, которому срочно понадобилось в "центр". Расстояние между Псковом и Новгородом по кратчайшей из дорог – примерно 210 километров. Прямого железнодорожного сообщения между городами, как ни странно, нет. Добраться поездом можно через Санкт-Петербург. Воздушного сообщения тоже нет. Остаётся автобус или автомобиль. Автобус ходит один раз в день, дорога занимает около 5 часов (с остановками).
Язык дорожных знаков: скорость не больше 60 километров, неровная дорога на протяжении 10 километров
Дорога на Новгород – это отдельная песня. Существует несколько автомобильных путей из Пскова в Новгород – через Порхов, Сольцы и Шимск, по трассе М20 через Николаево (так ездит большинство), а также через Лугу и Лужский район (часть пути – по той же федеральной трассе М20 Санкт-Петербург – Киев). Если ехать через Порхов, часть пути можно срезать через Никандрову пустынь. Совершив такое путешествие, можно лишний раз убедиться, что дорог в России нет.
На фото: ямы на дороге между Псковом и Новгородом
Прокатиться довелось самому. Места неплохие и пейзажи по дороге красивые. Вот только любоваться ими нет никакой возможности, потому как асфальта здесь практически нет. Сплошная грунтовая дорога в ямах. Уже в Порховском районе подвеска не выдержала: поломка задней тяги, испортив остаток пути грохотом и скрежетом. Последние километры дороги в Псковской области показались блаженством – несколько километров прекрасного хайвея, где можно ехать быстро. После пересечения границы с Новгородской областью дорога автоматически сменилась преимущественно ямами, где на скорости больше 40 км в час машину становится жалко и хочется плакать горючими слезами. Похоже на квартиру, вход в которую начинается с прекрасной прихожей с дорогими коврами, а заканчивается грязными комнатами с бетонным стенами без обоев и беспорядком на полу. Смотрите, новгородцы, какие у нас классные дороги, кажется, кричит дорога. Подумалось, что хорошие дороги у границы – это дурной тон. Все равно, что гнилые сапоги кремом намазывать. Голенище сверкает, а подошвы нет.
Местами между Лугой и Новгородом курсируют только по обочинам
Дороги в Новгородской области, напоминающие поверхность Луны, испещрённые кратерами и лунками, продолжались еще несколько десятков километров, не изменившись даже в райцентре Сольцы. Обратная дорога до Луги была ничуть не лучше, а местами ещё и хуже. На многих участках обочины идеально гладкие, потому что только по ним и можно передвигаться. Видно, дорожный знак "Неровная дорога" - самый любимый у новгородских дорожников. Почти везде стоит. При въезде в Ленобласть ямы как-то фигурно изменились и приобрели своё особое неповторимое своеобразие. Трасса М20 после Луги просто поразила воображение. Прекрасный ровный асфальт с красивой разметкой. Тоже самое в Плюсском районе. Зато в Стругокрасненском районе появились ямы, которые почти не исчезали до самого Пскова. По таким дорогам предстоит добираться за справками в центр в случае объединения областей. Ломая подвеску на ухабах или 5 часов трястись в "Икарусе". Перспектива, прямо скажем, сказочная.
Что ещё изменится при объединении Псковской и Новгородской областей? Многие государственные учреждения переместятся в новый центр новоиспеченного субъекта федерации и станут ещё отдалённее для жителей глубинки. Заметим, что в Пскове и Новгороде много региональных органов исполнительной власти, множество управлений федеральных органов власти. А государственные мужи, желая сэкономить, нередко перегибают палку.
Вот, например, военное ведомство сократило систему военных комиссариатов. Взяли и объединили несколько военкоматов в малочисленных районах. Как говорится, "гладко на бумаге да забыли про овраги". Объединённый военкомат Гдовского, Плюсского, Стругокрасненского районов в буквальном смысле отдалился от народа. Призывники из Гдова должны приехать на медкомиссию и другие военно-призывные мероприятия в Струги Красные через... Псков, проделав крюк в 200 км. Ведь прямой дороги между этими райцентрами практически не существует, а соседствуют они только на карте.
Идея укрупнения регионов уже неоднократно прослеживалась в истории России. Петр I создал 8 губерний. Позже наследники Петра раздробили их. Так, в результате губернской реформы Екатерины II в 1775 году количество губерний возросло до 50, а численность их населения сократилась до 300-400 тыс. душ. Как раз тогда и появились Псковская губерния и Новгородское наместничество. Отдельной Псковской области с 1927 по 1944 год вообще не было – она входила в Ленинградскую область, а с 1944 по 1957 год существовала Великолукская область. Слияние и разъединение – это всего лишь административные решения, которые являются поиском наилучшей формы управления. Из истории мы видим, что все такие решения со временем отменялись и пересматривались, и, по всей видимости, транспортная составляющая в них играет не последнюю роль.
Денис Бахтин,
Псковское агентство информации.