Вверх тормашками
Бывают ситуации настолько непонятные, что, на первый взгляд, просто не знаешь как на них реагировать. Спросишь себя: "Ведь, это чепуха?". Ответишь: "Действительно, чепуха". Именно такой была моя реакция, когда я прочитал в журнале "Эксперт. Северо-Запад" материал о сельском хозяйстве Псковской области под названием "Растормошить село". Невольно подумалось, что, разве мало село "тормошили" и в давние годы, и в недавние? Может лучше просто помочь селу?..
Основной пафос автора статьи направлен на описание тех (в основном финансовых) возможностей, которые возникли у тружеников села в связи с принятием в 2005 году приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" (АПК). Действительно, возможности немалые, ведь нацпроект - начинание федеральное. Деньги даёт "Россельхозбанк", специально для этого созданный Правительством. Активное участие принимает также и Сбербанк. Многие достаточно крепкие хозяйства воспользовались льготными кредитами, купили или взяли в аренду современную технику, построили производственные помещения. Разве это плохо? Да нет, хорошо.
А что же плохо? Плохо то, что в статье содержатся утверждения о современном состоянии АПК Псковской области и оценка деятельности администрации области в этом вопросе, мягко говоря, не соответствующие действительности. Если федеральный нацпроект помогает развитию АПК области, то деятельность областной администрации за предыдущие три года, по моему мнению, нанесла серьёзный ущерб и сельскому хозяйству, и сельскому населению.
Автор пишет: "Псковские власти... выводят аграрный комплекс области из кризиса". Дело обстоит прямо наоборот. Губернатор Михаил Кузнецов пришёл к власти в конце 2004 года и сразу показал своё отношение к селу - заявил, что сельское хозяйство должно работать на рыночных условиях (то есть на поддержку властей можно не рассчитывать). Результат не заставил себя ждать. Есть такой интегральный показатель уровня сельхозпроизводства - "индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в сопоставимых ценах". Так вот, в 2004 году, ещё до избрания М. Кузнецова губернатором, этот индекс составил 109% (то есть был рост), а уже в 2005 году под руководством нового главы региона - 86,5% (началось падение). Падение продолжилось и в 2006 году, и в 2007. Уровень сельхозпроизводства в 2007 году составил 78% по отношению к 2004 году, то есть СНИЗИЛСЯ ПОЧТИ НА ЧЕТВЕРТЬ!!! С какого потолка взяты цифры, подтверждающие, что "агропромышленный комплекс региона в целом стабилизировался, обвальный спад прекратился"?.. Надо же проверять свои утверждения, тем более автору, который живёт в Пскове.
Не впрямую, но косвенно, в статье содержится критика в адрес политики прежнего (до Кузнецова) руководства области. "На дне", дескать, находились. Но если считать, что в 2004 году сельхозпроизводство находилось "на дне", то сегодня оно уже провалилось гораздо глубже "дна". За последние три года валовой сбор сельскохозяйственных культур (зерно) ПОСТОЯННО ПАДАЛ, посевные площади УМЕНЬШАЛИСЬ и в 2007 году сбор составил ПОЛОВИНУ (51%) ОТ СБОРА 2004 года! А что же молочное животноводство - "отрасль номер один для псковского агропрома"? Поголовье крупного рогатого скота в 2007 году СОСТАВИЛО 83% К УРОВНЮ 2004 года, причем коровы - 75%. А производство молока в 2007 году - ТОЛЬКО 79% от уровня 2004 года! И это называется выходом из кризиса и прекращением спада?
Производство некоторых важных видов сельхозпродукции при М. Кузнецове было просто уничтожено. В конце XVI века англичанин Джильс Флетчер написал книгу о тогдашнем Московском государстве. В ней он отметил, что лён преимущественно выращивают на Псковской земле. Четыреста лет на Псковщине гордились своим льном. Ещё в 2004 году посевы льна в области, хотя и сократившиеся, составляли более семи тысяч гектаров. Сегодня лён в области практически перестали выращивать. Я думаю, только за это М. Кузнецов достоин занесения в список "антигероев" Псковской области.
Но особенно сильно на село в отрицательном смысле повлияла социальная политика администрации области. Автор статьи вроде бы понимает, что на селе "мало не только хозяев, но и квалифицированных рабочих рук" и "молодёжь продолжает уезжать". Однако он почему-то не видит, какую огромную роль играет деятельность областной администрации в процессе обезлюживания сельской местности. Одна только пресловутая политика "оптимизации" чего стоит. За время руководства М. Кузнецова в области закрыто около 150 (ста пятидесяти) школ (практически все - на селе). Это составляет одну треть всех школ области! При этом областные власти проигнорировали положения закона "Об образовании", согласно которым сельские малокомплектные школы не должны финансироваться по общим нормативам, а получать столько средств, сколько необходимо для работы. Закрыты десятки (!) медучреждений (опять же на селе).
Да, сокращение сельского населения началось давно, и процесс этот имеет во многом объективную природу. Но категорически нельзя, просто преступно, искусственно ускорять и подгонять этот процесс. Наоборот, нужно принимать всяческие меры, чтобы сохранить сельское население, а особенно молодёжь. Никакие льготные кредиты не смогут возродить село, если в нём некому будет жить. Ну, а уровень понимания и проработки вопросов обустройства села областными властями легко оценить по следующему примеру. В областной программе жилищного строительства на селе до 2010 года предусмотрено предоставить молодым специалистам 1,5 тыс. кв. м. жилья. Это около десяти добротных сельских домов. Десять (!) молодых специалистов за четыре года на всю область?
Полагаю, мне удалось обосновать, что социальная политика администрации Псковской области реально подрывает осуществление в регионе приоритетного национального проекта "Развитие АПК". А попытки автора статьи "похвалить" администрацию за несуществующие успехи в сельском хозяйстве основаны, мягко говоря, на вымыслах. Но, как хорошо известно, "у лжи короткие ноги..."
Алексей Орлов,
специально для Псковского агентства информации.