Одна голова - хорошо, две – лучше, а сам-ТРЕТЕЙ – выгоднее!

"Самый гуманный суд в мире", как известно, советский. А самый деловой? ТРЕТЕЙСКИЙ. И тут уже, как говорится, шутки в сторону, потому что этот суд существует исключительно для того, чтобы экономить - время, деньги и нервы предпринимателей. А главное, для того, чтобы разрешать возникающие между ними экономические споры с максимальной выгодой для обеих конфликтующих сторон.

 

Что такое третейский суд? Это негосударственный орган, в компетенцию которого входит разбирательство споров в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств между коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными как в Российской Федерации, так и в других странах. Порядок создания и деятельности третейского суда для рассмотрения споров между российскими организациями на территории РФ определяется Федеральным Законом "О третейских судах в Российской Федерации" №102-ФЗ от 24.07.2002 г., а рассмотрение споров с участием хотя бы одного из иностранных субъектов регулируется Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г. Кроме этого, деятельность всех третейских судов мира подчиняется положениям Нью-Йоркской Конвенции 1958 года.

 

Третейский суд может быть создан конфликтующими сторонами на время - для разбирательства конкретного дела, а может действовать на постоянной основе – как альтернатива государственному суду. На Западе третейское судейство очень развито: там существуют даже частные третейские суды, поскольку в разрешении разнообразных коммерческих споров они по традиции пользуются большим авторитетом, чем государственные. У нас, в России, третейское правосудие процветает пока только в портовых городах, поскольку международное право оказывает на их предпринимательскую деятельность гораздо большее влияние.

 

Псков, конечно же, не портовый город, но его приграничное положение ко многому обязывает, и коммерческие сделки с участием иностранных субъектов у наших предпринимателей тоже не редкость. Поэтому у нас тоже имеется постоянно действующий третейский суд – при Торгово-промышленной палате Псковской области. Предлагаем вашему вниманию интервью с председателем Третейского суда Торгово-промышленной палаты Псковской области Евгением Солодковым, в котором объясняется, для чего этот негосударственный институт нужен и как им правильно пользоваться.

 

- Контрагента, который находится за рубежом, легче всего призвать к ответу именно с помощью третейского суда, - объясняет Евгений Владиславович. – Допустим, получатель вашей продукции из Эстонии перестал оплачивать ваши поставки и не выходит на связь. Чтобы воздействовать на него в обычном порядке, вам придётся обращаться в хозяйственный суд по месту его жительства, - например, в суд Таллина, и подавать на своего недобросовестного экономического партнёра иск, составленный на государственном языке Эстонии. Можете себе представить, каких это потребует расходов: на оформление виз, на услуги переводчика и так далее… Естественно, большинство псковских предпринимателей сто раз подумают, прежде чем решиться на подобные траты денег и сил. Но если вы заранее подстраховались и прописали в своём договоре с заказчиком, что все спорные вопросы вы будете решать с ним в третейском суде, ваша задача существенно облегчается, и вы убиваете сразу нескольких зайцев.

- Так в чём же преимущества третейского суда по сравнению с государственным?

- Прежде всего, вы экономите на пошлине, потому что третейский суд стоит дешевле обычного. К тому же ваше дело разбирается по месту вашего жительства, а не по месту жительства ответчика. В некоторых случаях, вы даже можете обойтись без присутствия на заседании представителей ответчика, если он упорно игнорирует это судебное разбирательство. Потому что, если мы должным образом известили ответчика о поданном в его отношении иске, его неявка в третейский суд иногда совсем не мешает нам вынести своё решение. А главное, третейский суд, в отличие от государственного, очень оперативен. Просто потому, что он не так регламентирован временными рамками и не так загружен.

 

Его неоспоримое преимущество заключается ещё и в том, что он способен с одного заседания поставить в деле жирную точку. Потому что оспорить решение третейского суда можно только по процедурным моментам, а такие прецеденты крайне редки. Тогда как в обычном суде недобросовестный ответчик может довольно долго гонять решение по инстанциям, подав сначала апелляцию, затем кассацию. Как правило, время работает на него, и он выигрывает если не сам суд, то это самое время для того, чтобы спрятать своё имущество. Вот некоторые и тянут с обжалованием до последнего, а потом ещё пользуются тем, что к судебным проволочками добавляются почтовые, поскольку вышестоящие суды находятся в других городах. К примеру, мы тут недавно совершенно случайно выяснили, что решение Вологодского апелляционного суда слишком долго переправлялось в Псковский только потому, что там ждали, когда у них наберётся внушительное количество корреспонденции для отправки в Псков, чтобы не возиться с одной "бумажкой". Эдак к моменту предъявления судебного решения приставу, который должен будет арестовать имущество должника или списать с его счёта причитающиеся вам деньги, можно оказаться у разбитого корыта.

- Решение государственного суда исполняется приставами, а кто обеспечивает выполнение решений третейского суда?

- Те же приставы-исполнители. Если ответчик игнорирует решение третейского суда, то истец точно так же может прибегнуть к механизму принудительного исполнения судебных решений, который существует в любой стране. У нас это служба судебных приставов, а в США, например, так называемая маршальская служба. Для этого надо легализовать решение третейского суда через государственный суд той страны, гражданином которой является ответчик. То есть, истец должен обратиться в хозяйственный суд соответствующего государства с готовым решением третейского суда и получить исполнительный лист. Кстати, решения российских третейских судов признаются государственными судами других стран гораздо более охотно, чем решения обычных судов, потому что международное правосудие руководствуется в данном случае положениями Нью-Йоркской Конвенции 1958 года, которая чётко регламентирует эти вопросы. Если должник российский, то исполнительный лист можно получить в Арбитражном суде Псковской области.

- Псковским предпринимателям когда-нибудь уже приходилось легализовывать решения Псковского третейского суда в судах других стран?

- На самом деле, нам ещё ни разу не приходилось доводить судебное разбирательство до реализации судебного акта. В принципе, это не является целью третейского суда. Он создан не для того, чтобы обострять возникающие между предпринимателями трения, а для того, чтобы улаживать их с максимальной выгодой для обеих конфликтующих сторон. То есть, задача третейского правосудия заключается не в том, чтобы вынести принудительное решение, а в том, чтобы подвести истца и ответчика к соглашению, которое бы устроило их обоих. Ведь третейский суд основывается на принципе добровольности и собирается только в том случае, если на это согласны обе конфликтующие стороны.

 

Одно дело, когда в договоре на поставку той или иной продукции прописано, что поставщик и заказчик заранее согласны решать все возникающие между ними споры в третейском суде. И совсем другое дело, когда они ни о чём таком не договаривались. В этом случае дело будет слушаться в третейском суде только при условии согласия на это обеих конфликтующих сторон. Так и происходит, если и истец, и ответчик рассчитывают поскорее разрешить возникшее между ними противоречие и находят такой способ судебного разбирательства не только наименее затратным, но и наиболее для себя выгодным. В третейский суд обращаются ещё и потому, что здесь вы сами можете выбрать судью или несколько судей, которым вы доверяете разбирать своё дело, а в государственном суде вынуждены довольствовать тем судьёй, которого вам назначат. Теоретически, если вас не устраивает ни один из судей, которые сотрудничают с нашим третейским судом на внештатной основе, вы даже можете предложить своего судью или доверить разбирательство председателю Третейского суда ТПП.

 

Напоследок мне хотелось бы предостеречь псковских предпринимателей от излишней доверчивости при заключении сделок с иностранными контрагентами. Для начала нелишним будет поинтересоваться, действительно ли фирма, набивающаяся к вам в партнёры, существует по тому адресу, который указан в договоре. К тому же не надо стесняться проверить, какими возможностями она обладает: есть ли у этой фирмы на счетах денежные средства, а в собственности – движимое и недвижимое имущество (например, можно выяснить, какой автотранспорт числится за данной организацией в полиции соответствующего государства, какими помещениями она владеет, согласно данным регистрационной палаты и бюро технической инвентаризации). Вам также следует узнать, какова деловая репутация вашего потенциального делового партнёра и как давно он занимается своей предпринимательской деятельностью (чтобы обезопасить себя от фирм-однодневок, которые бесследно исчезают, не оплатив очередную поставку).

 

А то ведь бывает и так, что всё выглядит многообещающе, и псковские поставщики того же леса просто стесняются жёстко ревизировать своих заграничных контрагентов, торопясь подписать вожделенный договор. А потом телефоны не отвечают, и ничего уже не остаётся, как махнуть на неплательщика рукой.

 

Кстати, Торгово-промышленная палата Псковской области может, как минимум, обратиться в торгово-промышленную палату соответствующего государства, чтобы заранее составить для вас деловой портрет фирмы, с которой вы собираетесь иметь отношения.

 

Ксения Реброва,

специально для Псковского агентства информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...