За воду, хлеб и дружбу не благодари

4 февраля в Псковском филиале Российской международной академии туризма распивали самогон, закусывали его изысканными сладостями из лепестков роз, а всех, кому повезло при этом присутствовать, ещё к тому же посылали в баню, составляя фигуру из трёх пальцев. Вот чем закончилась ознакомительная поездка группы студентов данного высшего учебного заведения в Сербию – к "братушкам". Что называется, здрасьте – приехали. Или, если, по-сербски, то "добар дан".

 

ЖИВАЯ ВОДА

Правда, самогону участникам этой вечеринки наливали тоже по-сербски. Просто, чтоб вы теперь знали, у сербов есть поговорка: "Одной рюмки достаточно, двух – много, а трёх – мало". А поскольку это был импортный самогон, то есть, пригнанный из самой Сербии, то и угощали им таким образом, чтоб все приглашённые прочувствовали – каково это: набраться по-западнонославянски, но не перебрать.

 

С баней ещё интересней. Оказывается, "банями" в Сербии называют курорты. Всего в этой стране более сорока всевозможных, в том числе, трёх- и четырёхзвёздочных "бань", пользующихся огромной популярностью у немцев, французов, англичан и так далее… И только русские "братушки" до сих пор почему-то предпочитали куршавели, имея о своей второй родине, Сербии, весьма смутное представление.

 

Одна из известнейших сербских "бань" - Врнячка-Баня знаменита, к примеру, тем, что там есть единственный в мире натуральный источник с температурой воды, равной температуре человеческого тела. Гейзеры Врнячка-Бани лечат заболевания органов пищеварения, а также борются с ожирением.

 

"Мы с ребятами пошли с утречка пораньше, сделали по глоточку из одного такого гейзера – так у нас потом так животы скрутило, что мы сразу поняли: это на самом деле работает!" – разоткровенничался студент первого курса Псковского филиала Российской международной академии туризма Борис Белявский и похвастался, что всего за несколько дней пребывания в Сербии поправился на целых пять кило.

Псков

"А прихорошел-то как!" - дивятся вернувшемуся из Сербии отцу Андрею Таскаеву.

А руководитель паломнической службы "Вертоград" отец Андрей Таскаев, сопровождавший ребят в этой поездке, наоборот, похвалился, что похудел на пять кило. По его словам, с тех пор, как приехал, он только и слышит: "Ты где ж это гостил, батюшка? А прихорошел-то как!". Всё потому, что батюшка теперь являет собой ходячую рекламу нового туристического маршрута под названием "Лечим душу, оздоравливаем тело!", который "Вертоград" придумал и разработал вместе с Псковским филиалом Российской международной академии туризма (ПФ РМАТ).

 

ЗА "СИНЕЙ ПТИЦЕЙ"

Если бы не московское туристическое агентство "Синяя птица", – может, ничего бы этого и не было. Может, псковский турбизнес и хирел бы себе дальше, теряя одного за другим богатеньких клиентов, способных выложить по 50 тысяч и больше за недельную поездку в Израиль или Рим. Но в "Синей птице" очень вовремя заинтересовались Сербией, а заинтересовавшись, поняли, что тут без специалистов по паломническому туризму не обойтись. Ведь Сербия – это заповедник православия. Ехать в эту страну и не прикоснуться к православным святыням – это то же, что наведаться к нам, в Псков, и не посетить ни одной церкви.

 

Знающие люди указали москвичам на псковский "Вертоград", а "Вертоград", в свою очередь, привлёк к разработке нового для России туристического направления Псковский филиал РМАТ, где паломничество преподают как отдельный предмет. А потом они все вместе отправились за благословением в Крыпецкий монастырь, основанный, как известно, Саввой Сербским. И круг замкнулся.

 

БЛИЗНЕЦЫ-БРАТЬЯ

Так что Пскову с Сербией, что называется, сам Бог велел дружить. Не зря же главного сербского святого зовут не как-нибудь, а тоже Саввой Сербским. По словам отца Андрея Таскаева, у Сербии с Псковом и судьбы похожие. Ведь как псковичи, так и сербы беспрестанно бедовали: только-только оправятся от одной заварушки – как – бах! – опять какая-нибудь напасть. Потому-то и те, и другие не придавали слишком уж большого значения материальным ценностям, а пеклись всё больше о непреходящих – духовных. Иначе чем объяснить, что в старой части Пскова, так же, как и в Сербии, по сей день белым-бело от православных церквей. Разница лишь в том, что в наших церквушках православная жизнь теперь едва теплится, а сербы "жгут", как и "жгли", оставаясь не просто православной нацией, но и поистине воцерковлённым народом.

Псков

Фреска XIII века в одном из сербских монастырей.

Псковские студенты остались под сильным впечатлением от того, как свято сербы чтут свои православные традиции. Ребята, к примеру, обратили внимание, что сербы не только крестятся у входа в свои монастыри, но и целуют основание ворот. Псковичи узнали, что в Сербии у каждого рода есть свой небесный покровитель, которому поклоняется всё семейство – от мала до велика, справляя общий день ангела с того самого времени, как их первый предок принял православное крещение.

Псков

Современная сербская фреска.

А ещё псковские туристы-первопроходцы побывали в главном русском храме Сербии, где хранится подаренная Колчаком икона Святого Александра Невского – нашего родного святого! – и увидели, как этот иностранный храм даже по архитектуре напоминает русские церквушки.

Псков

Борис Белявский: вот таким жестом сербы приветствуют своих зарубежных братьев по вере.

Главное, в этой загранице туристы из России почувствовали, как приятно быть "братушками" по вере, и поняли, как далеко простирается их православная родина. По рассказам ребят, едва заслышав русскую речь, сербы нередко останавливались на улице и приветствовали псковских гостей тремя перстами поднятой руки – в знак братства по вере. А в одной из "бань", где гостили наши туристы, хозяйка им на прощанием сказала, что с немцами и англичанами работать тяжело, потому что они не понимают славянского радушия. Другое дело – русские. Они, мол, никогда не скривятся, если персонал курорта с ними поздоровается или, допустим, спросит как дела. Нет в нас того, что на Западе называют непонятным открытой славянской душе словом privacy. И в этом мы с сербами опять же заодно.

 

ИЗ СЕРБИИ С ЛЮБОВЬЮ

"Правда, Россия у них ассоциируется в основном с Жириновским, - с сожалением заметил Боря Белявский. – И Косова они нам так и не простили… Но они нас, правда, очень-очень любят!" А с апреля полюбят ещё больше, потому что весной в Псков с ответным визитом приедет сербская паломническая служба – открывать для сербов Россию и русские православные святыни. После чего студенты ПФРМАТ отправятся в Сербию уже не отдыхать, а работать - на летнюю практику, чтоб как можно быстрее научиться и языку, и искусству задавать своим соотечественникам сербской "бани".

 

Между прочим, у сербов для будущих русских туристов уже заготовлены специальные цены. Например, сутки пребывания в той же Врнячка-Бане (с диагностикой и лечением) обойдутся псковскому путешественнику примерно в 900 рублей. С перелётом, трансфертом, трёхразовым питанием и экскурсиями "банная" неделя будет стоить нашему человеку не более 600 долларов.

 

ЖИВИ НАСТОЯЩИМ

А стОит ли их тратить? У нас тут, понимаешь, кризис на носу, пора сахаром запасаться, а не по заграницам разъезжать – пускай даже таким гостеприимным, как Сербия. Сотрудница псковского паломнического центра "Вертоград" Галина Павловна Сурусова когда-то тоже так думала - очень по-российски и по-псковски в частности:

Псков

Галина Павловна Сурусова: "Я хочу научиться сербской солнечности!".

- В первый раз я очутилась в Сербии ещё в 90-х. Со свойственным нам всем унынием. Мне не хватало зарплаты (зарплату мне в то время платили чуть ли не раз в полгода), я переживала, что полки в магазинах пустые и что надо каждый вечер ломать голову над тем, что приготовить на ужин. Но когда я увидела, как живут сербы, мне стало стыдно за то, что я всё время ропщу, хотя у меня есть крыша над головой и меня никто не бомбит. Знаете, как у нас? Чуть что – люди выстраиваются в очереди и давай запасаться сахаром, крупами, макаронами. Я поражалась на сербов, которые даже в самые трудные для их страны дни шли в магазин только для того, чтобы, как обычно, купить хлеба и молока. Их бомбили – а они стояли, держась за руки, на мостах или танцевали на площадях, всем своим видом показывая, что они ничего не боятся и продолжают радоваться жизни. Вот этому умению – жить настоящим нам и надо у них поучиться. Этой их солнечности! Потому что мы живём с низко опущенной головой, а они смотрят в небо и благословляют каждый день, когда оно мирное. Теперь, после того, как я побывала там второй раз, мне тем более, стало казаться, что этот наш кризис – надуманный, а надо просто заниматься, как сербы, своим делом, и благодарить Бога за каждый мирно прожитый день!

 

 - У них правительство тоже не ах, - поддержал Галину Павловну отец Андрей Таскаев. - Но они уповают не на правительство и не на деньги. Они не предали своё православие, как мы когда-то, поэтому все испытания их только закаляют. Они живут другими категориями, другими радостями и другими заботами.

 

По словам очевидцев, в этой бедной стране, где некоторые районы Белграда выглядят так, как будто их только вчера бомбили, на улицах не встретишь пьяных, никто не бросает окурков мимо урн, а в магазинах почему-то преобладают не китайские, а отечественные товары.

 

Как это у сербов получается? А вот съездите сами – и поймёте, - говорят псковские первооткрыватели Сербии, уверяя, что после этого какой-то там глобальный финансово-экономический кризис покажется вам суетой сует.

 

А заодно попробуете сербской ракии (это их национальный самогон, который вполне официально гонят не только местные жители, но даже монастыри и само государство), отведаете ежевичного вина и узнаете, почему за воду, хлеб и дружбу в этой стране благодарить нельзя, а если там за что и благодарят, то в ответ ожидают услышать хвалу Господу, а не наше бессмысленное "не за что".

 

Ольга Миронович,

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...