Юленька
Россия, 2009 год. Режиссёр – Александр Стриженов
- Как нам сделать фильм действительно страшным?
- Надо пригласить Укупника!
Разговор Александра Стриженова с продюсером (с)
Успешный университетский преподаватель, без пяти минут доктор наук вместе со своей невестой и её дочерью переезжает в отдалённое от мегаполисов, смога и плохой экологии местечко. Андрей Белов (Марат Башаров, "Новая земля") пожертвовал карьерой ради здоровья своей любимой Лерочки и устроился в женскую гимназию в этой самой глуши. Всё казалось отличным – красивая природа, чистая вода, свежий воздух. К тому же Андрей стал руководителем того самого класса, где будет учиться Настя. Но что-то настораживает… Директриса однозначно что-то не договаривает, школьный сторож советует не лезть в чужие дела, а за ангельской внешностью пятиклашек скрывается нечто ужасное. А не так давно при загадочных обстоятельствах трагически погибла одна из учениц класса. Ах да. Ещё и Юленька (Дарья Балабанова) со своей мамашей… Вот ведь настоящие ведьмы! И однажды, проверяя дневники, Андрей в одном из них находит записку "Спасите нас!"
На фото: кадр из фильма "Юленька" (фото с afisha.ru).
Александр Стриженов давно прослыл мастером компиляции голливудских фильмов и заимствования сюжетов и идей с целью выкачать денежки из карманов доверчивых зрителей. "Любовь-морковь" это ярчайший пример. Что может быть проще? Посмотрел пару-тройку фильмов – "Поменяться телами", "Из 13 в 30", "Чумовая пятница", "Цыпочка" – и давай, перекладывай всё на отечественные реалии, выдавая это за новое и доселе невиданное кино. Было ощущение, что и в "Юленьке" мы увидим подобное. Однако, что не может не радовать, оказалось иначе. Главная заслуга создателей в том, что они смогли убедить нас своими рекламными роликами, что новый фильм – мистика, от страха пробирающая до костей. А в процессе просмотра понимаешь, что здесь никакой чертовщины, бесовщины, волшебных палочек и злых фей. Получился такой добротный триллер. Есть правда непонятные моменты вроде самозахлопывающихся дверей и собаки, которая накидывается в нужное время на нужных людей. Но это мелочи. Пытался повспоминать, где же я мог видеть таких зловещих девочек… Вспомнилась только "Яма" Ника Хэмма. Ну и мечущиеся преподаватели, конечно, не в новинку. Однако сюжет не смотрится заимствованным и вполне логичен.
На фото: кадр из фильма "Юленька" (фото с afisha.ru).
С исполнителями ролей дело обстоит гораздо хуже. Марат Башаров неплохой актёр, но здесь чудовищно переигрывал. Слишком театрально передавал он эмоции. Оксана Лаврентьева ("Клуб"), исполняющая роль невесты Андрея, это просто ходячий ужас. Вернее лежачий. Почти всё своё экранное время она провалялась в кровати. В эпизоде, когда Андрей приходит домой поздно ночью и, укладываясь спать, обнимает Леру, она его отпихивает и говорит "Я устала". Тут зрительный зал дружно взорвался смехом и начал задаваться риторическим вопросом – "устала от чего?" А следующая фраза про то, что "мы завтра идём в парк кормить белочек" напрочь убила всю мистическую атмосферу в кинозале.
На фото: кадр из фильма "Юленька" (фото с afisha.ru).
Операторская работа выполнена в достаточно необычной для отечественного кино манере, когда камера практически в каждом кадре движется по интересной траектории, как бы вписывая зрителя в происходящее. Следует отметить и отличный звук. Композитором фильма стал Аркадий Укупник. Да-да. Вижу, как кривая ухмылка появляется на ваших лицах (впрочем, даже у меня она появляется, когда я пишу эти строки). Вижу, как юмористы уже сочиняют шутки вроде той, что я придумал для эпиграфа. Однако саундтрек очень хорошо подчёркивал события в фильме и передавал переживания героев.
Фильм получился неплохим. Но вряд ли мне захочется его пересматривать. Всё ясно. Юленька свела в могилу кучу народу, наверняка при содействии мамаши. Такое ощущение, что и папик отошёл в мир иной не без их помощи. А сколько ещё жертв впереди… Фильм разочарует любителей мистики, её тут нет. Это не "Зеркала" и даже не "1408", где можно пощекотать нервы. В этой картине всё реально, всё логично и всё продумано. Фильм, который можно посмотреть хотя бы раз, чтобы понять, как меняется отечественное кино. А одному учебному заведению и одной его кафедре со всеми его педагогами с большой буквы "П" советую на семинарах по педагогике показывать не "Общество мёртвых поэтов", а "Юленьку". Попробуйте-ка решить ЭТУ педагогическую ситуацию! Было бы интересно послушать их рассуждения, как же должен был поступить этот "учитель, входящий в школьный класс".
Валерий Кузьмин,
специально для Псковского агентства информации.