СИВЫЙ МЕРИН БОРОЗДЫ НЕ ИСПОРТИТ.

Из жизни людей и лошадей.
Любимая народом поговорка звучит так: «Старый конь борозды не испортит, но и глубоко не вспашет». И речь в нашем сюжете пойдет, помимо прочего, и  о данной особенности коня. Конь -  животное великолепное, древнее, сложное, коварное. Лошадь – транспорт королей. В общем животное элитное и дорогое. Помните, у Шекспира: пол - царства за коня! Но помимо красавцев – арабов, скакунов и дербистов, орловских рысаков и горячих ахалтекинцев, есть работяги – тяжеловозы, мерины. О последних почему-то  фольклорная традиция сохранила странную поговорку: «Врешь, как сивый мерин». Видимо, подтекст этого народного умозаключения определяется неспособностью сивого мерина, а попросту старой оскопленной лошади, делать все качественно и правильно. Правда, конь-то врать не умеет, но тогда почему человек «врет как сивый мерин»? Впрочем, смысл поговорки вполне ясен. Сивый мерин – существо совершенно невинное, вот так попал в герои фольклора с отрицательной и язвительной характеристикой. В русском фольклоре все нелогично, все неправда и все истина. Два разных, далеких друг от друга субъекта - лошадь и человек соединились в поговорке лингвистическим приемом, который называется идиома.
Мерин – не рысак.  И уж, конечно, не элита. Но помощник в простом деле: отвезти – привезти. В традициях селекционного коневодства исключены волюнтаристские действия: из мерина невозможно  сделать скаковую лошадь или заниматься на нем верховой ездой, получая призы в конкуре. Элитная лошадь безупречна. Нельзя сказать, например, врешь, как французский рысак. У людей же все проще. Кто был никем, тот станет всем. Из грязи и в князи. «Кухарка будет управлять государством» - самый демократичный лозунг яркого выразителя политической  элиты 1917 года Владимира Ленина.
И у людей, особенно сегодня, элитой может стать каждый – только захоти, и  тебя так назовут  в газете. И дело сделано. Не то, чтобы там так прямо и определяли: вот такой-то  -  элита, а такой-то  - не элита. Просто там все время или подразумевают, или пишут между строк, или намекают, что есть на псковской земле своя элита. Вот и про губернатора Евгения  Михайлова не преминут заметить, что не сумел «сплотить псковскую элиту». Тут можно только порадоваться, потому что сплоченная демократическая элита у нас ассоциируется с известным названием криминалистического сообщества. И если сейчас российская «элита» и сплачивается, то исключительно для отстаивания своих личных или корпоративно – партийных  интересов. Но, как мы определили выше, в людской элите все не как у лошадей. Там и сивый мерин может стать элитным рысаком.

Наша элита.

В местных оппозиционных СМИ, в «Псковской губернии» и «Панораме», любят порассуждать о политической элите Псковской области. Неважно, что данное явление - продукт воображения наемных журналистов. Образ псковской элиты ваяется, что называется, на полном серьезе, с чувством собственного достоинства и превосходства. Виртуальный образ «элиты» очень убедительно создает в своих средствах массовой информации «Прагматик» и «Псковская губерния» Лев Шлосберг, а в столице: «Известия», «Новая газета», «Коммерсант», «Независимая газета», «Итоги», «Новое время», «Власть» и другие им подобные СМИ. Уровень оплаты журналистов, кующих российскую элиту в печатных и электронных средствах массовой информации, на много порядков выше, чем в провинциальной кузнице элитарных кадров. Правда, народ «элиту», приватизировавшую Россию, называет по – другому, и всем известно как. Но это уже неважно: у нас ведь «элита» отдельно, а народ отдельно. Вот так и живут, не пересекаясь, а между ними бегает другая «элита» - политическая: туда – сюда, туда – сюда. Та, которая озвучивает интересы экономической. Интересы, как правило, коммерческие. И доносит их до ополоумевшего народа. Вот вроде только недавно были у нас большевики и коммунисты, а теперь нате вам – политическая элита нарисовалась. Откуда? Да выросла  на  комсомольско-коммунистических полях. Такой колхозный табун, такие жеребцы, бьющие копытами. О любви к Родине и народу, о национальных интересах здесь и не упоминают, потому что цель всего рыночного шабаша – прибыль, как правильно это определил яростный критик рыночного производства Карл Маркс.
Там, в столичном зазеркалье, известные политики говорят о либеральных ценностях и о шансах России попасть в лучшие друзья к Бушу. В псковской глубинке тоже бурлит политическая жизнь, перманентно организуются провинциальные медиа-структуры. В основном активно объединяются  те, у кого есть деньги: предприниматели, бизнесмены для защиты своих интересов. А у предпринимателей, жаждущих  государственной власти, должны быть свои медийные средства воздействия на электорат. Электорат ведь должен знать будущих депутатов в лицо. Это раньше все было просто: лучшие председатели колхозов и космонавты, летчики-испытатели и комсомольские вожаки, доярки и механизаторы заседали во Дворце съездов. Нынче герои нашего времени другие. В современном демократическом отборе лучших представителей человечества для властных должностей  помимо денег надо все-таки иметь еще и авторитет.
Столичная схема прихода во власть также действует и в провинции: финансы – средства массовой информации - избирательная кампания – результат.  И каждому нашему гусинскому по киселеву.  Броуновское движение, употребленных псковских журналистов, похоже на круто заваренный бульон вкусного праздничного холодца, которым  любой местный олигарх закусить не откажется.
Есть среди местной политической братии человек, до некоторых пор незамеченный народными массами. Но его человеческая биография так слилась с его политической карьерой, что от человека осталась функция. И эта функция и составляется типичное лицо псковской политической, извините за выражение, элиты. Имя у этого деятеля вполне простое и располагающее: Владимир Иванович Васильев.
 
Журналист элиты.
Главный специалист информационного отдела местного регионального отделения партии «Единая Россия», детство и юность провел в псковской деревушке с уютным названием Шалашница. Маленький Вова понимал толк в деревенской жизни и любил ее, но влекла, видимо, молодое сердце амбициозного деревенского паренька неизвестная и яркая жизнь города, которая заметно отличалась комфортом и другими маленькими радостями бытия. В те далекие времена начала семидесятых деревенские мальчишки и девчонки валом валили в город от тяжелого и однообразного труда суровой советской сельской действительности. Не был исключением и Володя Васильев. Это теперь с экранов телевизоров он как инквизитор, обличающий еретиков, рассказывает об умирающей деревне. Но и сам он лично в этом поучаствовал. Ведь человек ищет где лучше, кто за это осудит? Володя в дальнейшей своей жизни, как мы увидим, искал – где лучше.
Таких в Пскове, Питере, Москве – большинство населения. Это и студенчество, оставшееся в городах и лимита, приехавшая на заработки, и деревенские доярки, ставшие квалифицированными рабочими в цехах псковских заводов.  Огни большого города – вещь заманчивая. Вот на этих огнях и ломаются судьбы, тоскует душа по деревенским далям и просторам, а городская жизнь превращает деревенского жителя в человека, чей взор навсегда обращен на  прошлую родную околицу. Вот такая амбивалентность получается. В политике вещь незаменимая.
Знавшие Владимира Васильева по педагогическому институту, куда он поступил на отделение русского языка и литературы, вспоминают его как скромного  и порядочного человека с явно выраженным чувством справедливости. Ведь именно Володя Васильев поздравлял телеграммой А. Солженицына с присуждением Нобелевской премии. В те времена факт самоубийственный, но студента пощадили и не лишили возможности получить высшее образование. Зная, что было дальше в судьбе Васильева, можно этот поступок оценивать как пиар высшего класса, который сразу обратил внимание на деликатного хлопца.
После окончания института наш студент попал в районный городок, в отличие от многих его сокурсников, направленных учительствовать в деревни. Как-то быстро устроился в районную газету, затем стал ее редактором, потом был переведен редактором в другую районку. В советские времена – редактор очень важная фигура партийной номенклатуры. Он находился в авангарде идеологической борьбы. Ну, а для того, чтобы делать журналистскую карьеру, наш Володя для начала вступил в ряды КПСС. Совсем еще молодой человек, еще вчера можно сказать, поздравлявший врага коммунистического режима с Нобелевской премией, имел весьма дальновидный ум и понимал, что без членства в партии не стать редактором газеты. Ну, а далее коммунист Васильев, бывший диссиденствующий студент, активно осуществлял политику Коммунистической партии в районной прессе.
Затем в стране происходят необратимые перемены, связанные с перестройкой, и Владимир Иванович оказывается… в секретарях райкома партии, во вторых секретарях Дновского райкома КПСС. Была немаленькая семья, надо было зарабатывать деньги, чтобы кормить детей, но главное, давно хотелось попасть в заветные коридоры власти. В демократическом  райкоме Владимиру Ивановичу забыли  грехи неверного мужа, на которого, как рассказывают, частенько  жаловалась в райком жена. Ну с кем не бывает? Год посидел Васильев в уютных коммунистических кабинетах, но случилась страшное – комитеты партии стали ликвидироваться. В отличие от глупой интеллигенции, оказавшейся в перестройку без работы и за прилавком, он ездил в Новгород, участвовал в митингах новой волны демократического движения, был на баррикадах в Москве, любимым героем коммуниста Владимира Ивановича становится ЕБН - Ельцин Борис Николаевич – могильщик компартии Советского Союза. Пресса оказалась особенно востребованной, как рупор оголтелой критики партии и правительства, а также  заодно и Родины под названием Советский Союз. Владимир Васильев опять оказался на переднем крае борьбы за новую демократическую жизнь.
Тут подоспел и очередной карьерный взлет: работа в «Псковской правде» заместителем редактора. Как вы понимаете, ничего так просто не делалось и не делается. Ценили Владимира Ивановича в партийных коммунистических кругах, а именно эти круги в демократическую пору и осуществляли кадровую политику. Далее карьерная лестница понесла вверх  парня из Шалашницы: он становится руководителем пресс-центра Администрации области при Главе Администрации В. Туманове. Выборную кампанию патрон В. Васильева проиграл, в том числе, и благодаря отсутствию поддержки газеты  «Псковская правда». В. Туманова, впрочем, не любили не только в бывшей коммунистической газете, как ельцинского выдвиженца, не любил его  и народ. Подвел руководитель пресс-службы своего начальника и внес весомый вклад в его проигрыш на выборах. Но без работы не остался и был подхвачен СБС-Агро, где опять же руководил пресс-службой предприятия, печально известного своим некрасивым банкротством. Затем была работа руководителем пресс-службы городской мэрии, а попутно участие в деятельности местных отделений российских партий В. Шумейко и Н. Черномырдина (помните такие?). Партийная жизнь всегда манила Владимира Ивановича, что коммунистическая, что демократическая. Хлебом не корми – дай постоять на баррикадах светлого будущего или освоить деньги новых партий, пришедших в провинциальную жизнь. Думаем, партийная любовь случалась в жизни Владимира Ивановича не потому, что хотел с их помощью обустроить мир, а потому, что любит деньги партии и славу? Вот чего больше, мы не рискнем определить в нашем исследовании данного партийца. На благоустройство первых партийных отделений демократических партий новой России поступали из столицы деньги на оргтехнику и организационную деятельность. Деньги Владимиру Ивановичу при всем кажущемся его бессребреничестве были нужны всегда. Васильев пил и пьет, как нам рассказывают его бывшие коллеги и друзья.
До сих пор особой любовью у Владимира Ивановича пользуются журналистские тусовки в столицах. Съездить, послушать, поговорить по душам за рюмочкой с каким-нибудь журналистским важным функционером – авось пригодится; пожить в приличных гостиницах, пообедать вкусно. Все же ведь за государственный счет.
Кушать подано.
В новой демократической партийной деятельности Владимир Иванович приобретал тех друзей, в чьих предвыборных кампаниях и участвовал. Это была перспективная волна не нищих коммунистов, а предпринимателей, бизнесменов. Васильев участвовал в предвыборных кампаниях известного владельца автоцентра «Лада» В. Осадчего, владельца сети магазинов В. Лесникова и владельца сети оптовых магазинов «Виктория – С» В. Семенова, с которым сдружился еще в период своей журналистской деятельности в Дно. Владимира Ивановича в псковских политических кругах хорошо знают. Он безотказен, у него есть связи, т.к. служил долгое время в как никогда ныне  важной - информационной сфере. Это все равно, что быть директором магазина в 60-80-е годы.
Демократическая волна вынесла его в редакторы газеты «Новости Пскова», которую, собственно, по мнению самих журналистов газеты, он и погубил, не сумев расстаться с районными приоритетами и не поняв, что время на дворе другое, не его, и проблемы вокруг гораздо серьезнее. Они требуют не  безобидных лирических очерков о хороших людях, а умной и профессиональной аналитики.
Но, как человек с хорошим партийным опытом работы и чутьем на дензнаки, он совершает блестящий пиарный ход, помните, как когда-то в молодости с поздравлением Солженицына, после которого почти сразу вступил в ряды КПСС? Он собрал псковские СМИ и сделал предложение, от которого невозможно было отказаться: подписаться руководителям СМИ под обещанием в период  предвыборной кампании не использовать «черные технологии». Все это было пафосно и лживо, потому что после данного события он обвинил областную администрацию в давлении на городскую газету «Новости Пскова»(?). И,  покинув редакторский пост якобы в связи с этой политической проблемой, вошел в команду Бориса Каракаева на предстоящих выборах в псковское областное Собрание. Грешным делом, подумалось, ну теперь настала очередь Каракаева проигрывать – ведь за предвыборную кампанию взялся сам Владимир Иванович, еще ни одной кампании не выигравший. Но Каракаеву, как великолукскому бизнесмену, находившемуся на обочине областной политической жизни, видимо, нужен был Васильев для налаживания связей с псковскими политическими кругами. У последнего их было достаточно за долгое и успешное существование на политической кухне области. Каракаев выиграл выборы, предполагаем, практически без помощи нашего политического официанта, а тот помог найти ему общий язык с псковскими политиками-предпринимателями. 
К марту 2002 года, не выдержав демократического предвыборного фонтана, от которого ему только доставались заработанные доллары, а где слава? Владимир Иванович  баллотируется в Псковское областное Собрание. Он пытается избираться от Демократической партии  новгородского  губернатора М. Прусака. Его нелюбовь к нынешнему губернатору Псковской области Е. Михайлову, похожая на ненависть брошенной жены, связана не только с психологической травмой после проигрыша В. Туманова, но, вероятно, эту ненависть Васильев предлагает и как товар.
Неудачная попытка попасть в ПОС, видимо, предполагалась, но фамилия Васильева осталась на слуху в областном центре. Владимир Иванович продолжает «доизбираться» по осени снова, самостоятельно. Человек, прожившей в городе всего десять лет, профессионал  невыигранных предвыборных чужих кампаний, он сделал свою на деньги спонсоров. За годы демократического строительства, работая на предвыборных подпевках, Владимир Иванович многому научился и учел главное – ошибки своих спонсоров – друзей, которые сам и помогал им делать. Предвыборная кампания  кандидата Васильева была динамичной, профессиональной и дорогой. По затраченным средствам  наш бессребреник  был рядом с богатым бизнесменом Голобородько. Но опять  не получилось. Но, может, получится через пять лет, к пенсии?
У такой яркой фигуры демократического бомонда, как Васильев,  ценности  исключительно демократические. И то правда, в демократическое время прокормить могут только демократические партии. Они – Владимира Ивановича, а он, например, жену руководителя партии. Когда- то, говорят, он устроил молодую беременную жену бизнесмена В. Семенова  на работу в бюджетную «Новости Пскова», где тогда редакторствовал, проваливая газету. Но когда понадобилось – друг помог, взял главным информационным идеологом партии «Единая Россия». У руководящего руля регионального отделения партии «Единая Россия» теперь стоят никому не известный в области предприниматель В. Семенов и фигура грибоедовского персонажа Молчалина – Васильева. А ведь еще несколько месяцев назад он баллотировался в ПОС от партии оппонента В. Путина М. Прусака. Прямо какой-то профессиональный перебежчик. И как успевает?
И не удивительно, что сейчас мы видим Васильева в телевизионном эфире члена фракции «Народный депутат» и главного оппонента губернатора Е. Михайлова – М.Кузнецова. Здесь повторяется надежная схема: каждому гусинскому по киселеву –  схема, отработанная в информационных антироссийских войнах и освоенная  провинциальными СМИ  псковской оппозиции. Владимир Иванович - большой путаник. Он, как профессиональная проститутка,  пользуется успехом  у разных клиентов: Демократической партии М. Прусака, от которой почему-то баллотировался в псковское областное Собрание; ныне служит главным идеологом в местном региональном отделении  партии своего друга – предпринимателя «Единая Россия», попутно нанялся на хлеба к небедному члену фракции «Народный депутат» М. Кузнецову.  Ковка образа злодея губернатора Е.Михайлова, которой занимается В. Васильев, надо полагать, оплачивается из многих кошельков.
Взгляд  у местного доренки с телеэкрана  стеклянный, а лицо, читающее текст на мониторе, будто парализовано одной неразрешимой мыслью о возможности счастья народного. Он скорбит об обманутом народе, которого он обманывает уже много лет, о плохой власти, которую он представлял большую часть своей жизни, и в которую снова стремится попасть из последних сил поверженного бойца – неудачника. Почти не сомневаюсь, что этот человек мнит себя идеологом предвыборных кампаний, хитрых, сокрушительных для противника, информационных ударов, представляет себя судией в белых одеждах.
Нашему новорожденному бизнесу нужны хорошие кадры для прокладывания дорог во власть. Пока это старые закаленные партаппаратчики, хитрые лисы, каким является и Васильев, впрочем, больше похожий на усталую лошадь. Теперь у Владимира Ивановича новые богатые хозяева. Он идет раздолбанной, но надежной колеей компрометации действующей власти. Его наниматели знают,  что старый конь борозды  не испортит. Такие, как он, борцы за счастье народное, не останутся без работы в нашем строящемся партийном мире. Партийного бойца будут использовать еще некоторое время, пока не организуются молодые волки. Они уже клацают зубами за спиной нашего скромного и стеснительно циничного Молчалина. А ведь из романтичного студента мог бы получится хороший учитель русского языка и литературы. А получилась политическая элита.
 
К сему: Игорь Григорьев,
специально для Псковского агентства информации
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...