Ай да мельник!..

Обнаружены документы, которые могут свидетельствовать о том, что бывшее руководство ГУП «Псковпрод» вступило в сговор с нынешним руководством псковского мелькомбината. В конце 2001 года бывший директор ГУП «Псковпрод» г-н Рева, с одной стороны, и руководитель мелькомбината г-н Захлевный - с другой, подписали два очень подозрительных договора. В соответствии с первым мелькомбинат заполучил 17 миллионов государственных рублей. А согласно второму мелькомбинат наделил себя правом «потребовать» у государства еще 650 тысяч…
На минувшей неделе «Псковская правда» рассказала о том, как в конце 2001 года бывшие руководители ГУП «Псковпрод» Д. Дервоед и В. Рева нашли общий язык с руководством ООО «Мелькомбинат Псковский» (председателем наблюдательного совета которого является небезызвестный депутат Госдумы М. Кузнецов).
Общие интересы бизнесменов выразились в договоре купли-продажи. В соответствии с этим документом ГУП «Псковпрод» как бы продал мелькомбинату зерно. Причем не свое, а государственное, полученное областью по гуманитарной программе для обеспечения соцсферы.
А мелькомбинат получил немыслимую привилегию - возможность рассчитаться за это зерно только через четыре года (!) после подписания договора. К тому же, за пользование таким «товарным коммерческим кредитом» бывшие руководители ГУП «Псковпрод» разрешили предприятию М. Кузнецова почти ничего не платить. Как говорится в договоре, «Покупатель, начиная с 1 февраля 2002 года, ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным, выплачивает продавцу проценты из расчета одной третьей действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ». На сегодня это означает всего лишь 0,583% в месяц.
А между тем речь идет об огромной сумме государственных средств. 17 с лишним миллионов государственных рублей вручил мелькомбинату бывший директор ГУП «Псковпрод» Владимир Рева! И рассчитывать на то, что эти деньги вернутся государству, не очень приходится. Срок исполнения договора закончится только лишь к концу 2005 года. К этому времени много воды утечет. ООО «Мелькомбинат Псковский» может, совершенно случайно, обанкротиться – и, весьма вероятно, именно с той целью, чтобы уже никогда не вернуть свои долги государству. Несомненно, банкир Кузнецов знает, что нынче невозможно взять огромный кредит на 17 млн рублей всего под 7% годовых, да еще без залога или страховки, которая также имеет цену. Это почти бесплатно. (Напомним, кстати, что даже дружественный Кузнецову Русьрегионбанк, когда Администрация области обратилась к нему за помощью в погашении долгов по детским пособиям, заломил за свой кредит в валюте проценты повыше - целых 14. В результате Администрации области пришлось отказаться от услуг этого банка и обратиться к другой кредитной организации).
Естественно, проанализировав все эти обстоятельства, специалисты областной Администрации пришли к выводу, что договор Ревы с мелькомбинатом следует считать кабальным для бюджета. Именно это они попытаются доказать в суде, чтобы расторгнуть договор и отобрать у мелькомбината 17 млн рублей, «подаренных» Ревой…
Стоило только «Псковской правде» рассказать об этой сделке, напоминающей крупную аферу, как вскрылся еще один договор, заключенный все тем же Ревой с руководством мелькомбината.
Этот, второй, договор, появление которого просто изумило юристов областной Администрации, датирован 7 декабря 2001 года. То есть, подписан он был буквально через три недели после договора купли-продажи, о котором говорилось выше.
Согласно этому документу ГУП «Псковпрод» является уже не продавцом, а покупателем. И продает ему товар (муку и отруби) мелькомбинат. Цена сделки с учетом налога на добавленную стоимость - 999 999 рублей, то есть почти миллион рублей.
Что же изумляет? Условия этого договора, поистине драконовские для «Псковпрода». Судите сами. Оплата товара должна быть произведена покупателем - ГУП «Псковпрод» с отсрочкой платежа с момента заключения договора 7 декабря 2001 года только до 5 марта 2002 года. При этом счетчик штрафных санкций включился уже 28 февраля. По договору «Покупатель обязуется начиная с 28 февраля 2002 года и до полного погашения суммы задолженности ЕЖЕДНЕВНО выплачивать продавцу 0,5 процента от суммы договора. (Что составляет почти 150 000 рублей в месяц). В случае погашения части товарного кредита покупатель уплачивает проценты на оставшуюся сумму задолженности».
Получилось, что директора «Псковпрода» и мелькомбината как бы обменялись договорами, не взаимовыгодными, а заведомо проигрышными для «Псковпрода» и тем самым для государства.
По договорам, для мелькомбината долг по процентам исчисляется по одной третьей ставки рефинансирования ежемесячно, а для «Псковпрода» - по ставке 0,5 процента ежедневно. Судя по условиям договоров, одна третья ставки рефинансирования - это на сегодняшний день 7 процентов за год, а 0,5 процента в сутки - это 182,5% в год, или в 26 раз больше!
При этом «Псковпрод» обязан возвращать свой долг мелькомбинату гораздо раньше, чем мелькомбинат «Псковпроду». Странно, почему мелькомбинат получил право рассчитаться за четыре года, а «Псковпрод» оказался обязан уложиться в четыре месяца, да еще и под угрозой значительно более строгих штрафных санкций за нарушение сроков исполнения своих обязательств.
Столь неравноценными условиями договоров охотно и воспользовалось руководство мелькомбината на прошлой неделе. Ни за что ни про что, почему-то именно сегодня, а не раньше, выставило оно «Псковпроду» счет на сумму около 650 тысяч рублей. Такой бесцеремонности можно подивиться. Мало того, что не возвращают государству «на халяву» полученные 17 млн рублей, так еще и выставляют счет на 650 тысяч! Что же не позволило директору Реве своевременно погасить этот долг, имея достаточные в то время денежные средства?
Несомненно, такая игра заслуживает пристального внимания правоохранительных органов.
Если бы Рева был заинтересован в том, чтобы государственные средства наверняка вернулись в казну, то, ясное дело, не предоставил бы мелькомбинату подобных привилегий. В чем же был заинтересован г-н Рева, когда подписывал подозрительные договора?
Ответ напрашивается сам собой, стоит только сопоставить факты. Достаточно вспомнить, что к моменту подписания Ревой «кабальных» договоров уже было возбуждено уголовное дело, по которому ему было предъявлено обвинение. Какие нарушения были совершены в период руководства ГУПом Д. Дервоеда и его преемника и друга В. Ревы, а какие не были - вопрос спорный. Но дело было возбуждено областной прокуратурой. А следственным управлением областной прокуратуры, как известно, руководит Петр Ищенко - брат Евгения Ищенко, давнего партнера М. Кузнецова по бизнесу в МДМ-банке.
По этому уголовному делу были предъявлены обвинения в растрате бюджетных средств и незаконном присвоении госкредита Дервоеду, а потом - в незаконном присвоении госкредита - и Реве.
После этого-то г-н Рева и подписал два договора, очень выгодных для мелькомбината и совсем невыгодных для «Псковпрода» и бюджета.
К слову, пока еще выясняется, были ли вообще отгружены «Псковпроду» мука и отруби и куда они потом девались. Дело в том, что «Псковпрод» в то время являлся единым госзаказчиком, обеспечивавшим товарами социальную сферу области. Наиболее выгодных поставщиков для соцсферы, у которых «Псковпрод» размещал свой заказ, определяла конкурсная комиссия. Однако в протоколах конкурсной комиссии такой поставщик муки, как мелькомбинат, не значится. А если мелькомбинат не был поставщиком для учреждений соцсферы, значит закупать муку у него «Псковпрод» мог только в рамках деятельности, не связанной с расходованием средств, предназначенных для финансирования государственных закупок. По сути дела «Псковпрод» здесь должен выступать, как обыкновенный коммерческий перепродавец муки мелькомбината…
Однако вскоре после подписания договоров с мелькомбинатом директор ГУП «Псковпрод» В. Рева подал заявление об увольнении по собственному желанию. После этого сам Рева стал никому ничего не должен (заодно и расследование дела, которое вела областная прокуратура, затянулось до неприличия, и теперь, когда дело наконец-то передано в суд, многие отмечают, что оно неизвестно чем закончится). Зато «Псковпрод» остался должен мелькомбинату. И вместе с ним должно мелькомбинату государство, ведь «Псковпрод» - это государственное предприятие.
Попросту говоря, бывшие руководители «Псковпрода», натворив чудес в доверенном им ГУПе и уже чувствуя, как под ногами земля горит, сумели, видимо, с помощью мелькомбината разом убить трех зайцев. Затихла прокуратура. Прокузнецовские СМИ уже больше не кричат о том, как «в закрома родины закрался Дервоед». Да еще и попытались, судя по всему, обвести вокруг пальца государство, причем дважды. Сначала сделали так, что мелькомбинат теперь неизвестно когда вернет полученные от Ревы 17 миллионов. А потом еще и состряпали для государства должок за муку с грабительскими процентами.
Вообще подобная совокупность договоров в судебной практике зачастую рассматривается как преступный сговор. А это уже подпадает под нормы уголовного права.
Естественно, юристы областной Администрации намерены бороться с бизнесменами, желающими «поживиться» за счет бюджета. Просто так отдавать 650 тысяч государственных рублей кузнецовскому мелькомбинату, облагодетельствованному Ревой, никто не собирается. Правда, как показывает практика последних лет, рассчитывать на следственное управление областной прокуратуры в этой борьбе уже не приходится. Равно как не приходится надеяться на содействие депутата М. Кузнецова, хотя ему-то по депутатскому статусу совсем не пристало действовать в ущерб областному бюджету. Не для того его депутатом избрали, чтобы мелькомбинат имел возможность безнаказанно заключать договора, «уводящие» огромные средства из областной казны.
 
Алина КУДРЯВСКАЯ
Газета "Псковская Правда", №235-236 от 11 декабря 2002 года.
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...