"Учитель года-2009": когда рак на манеже дзынькнет
Про ЭТО
Победитель псковского конкурса "Учитель года-2009" Светлана Николаевна Тройнова из лингвистической гимназии сравнивает это со светом маяка, "которому доверяешь". А для учителя физики и информатики школы №2 Тихона Викторовича Герасимова, ставшего победителем того же конкурса по версии детского жюри, это как яблоко, потому что оно такое же соблазнительное, такое же питательное и тоже достаётся когда как: то само свалится тебе прямо на голову, чтобы осенить, а то заставляет искать лесенку, призывно маня своей недосягаемой спелостью. Учитель изобразительного искусства Ирина Эдуардовна Шталь из лицея №4 считает, что это похоже на павлина, и чем ярче у него оперение – тем лучше. А для учителя биологии школы №12 Ирины Владимировны Григорьевой это как фасеточный глаз стрекозы, состоящий из множества маленьких глазков. Учитель английского языка лицея №20 Елена Альбертовна Сибагатуллина считает это своей волшебной палочкой. А учитель математики гуманитарного лицея Юлия Рудольфовна Карпенко – конструктором "Лего". Учитель музыки из школы №17 Ольга Михайловна Павленко сравнила это с хорошо настроенной скрипкой, которая ещё вдобавок покрыта превосходнейшим лаком. А для учителя математики из лицея №8 Ларисы Николаевны Ениной это как весы. Учитель начальных классов Татьяна Аркадьевна Иванова из школы №1 сказала, что для неё это – пламя, цвет которого очень зависит от того, что именно мы подбрасываем в костёр. А для Ольги Геннадьевны Костылёвой, которая является учителем начальных классов в школе №16, это - корзинка с припасами, из которой по мере надобности можно извлечь много всякой полезной всячины.
Ирина Эдуардовна Шталь и её "компетентность".
Что же имели в виду все эти педагоги? Оказывается, компетентность. Просто в этом году вместо традиционных дебатов на городском конкурсе "Учитель года" провели круглый стол под названием "Компетентностный подход". Кстати вспомнили Аристотеля, который говорил, что метафора является отличительным признаком гения, и сказали конкурсантам: "Раз уж вы лучшие из лучших, то извольте выражаться метафорами".
Ну и как ОНО там?
А когда участники конкурса как следует абстрагировались, им, конечно же, предложили: "Теперь поясните".
Елена Сибагатуллина: "Сегодняшние дети, казалось бы, гораздо более компетентны, чем ученики прошлых лет. Они столько всего знают! Но совершенно не умеют применять свои знания на практике. А случись ядерная катастрофа? Если все взрослые погибнут, то эти дети не смогут спасти цивилизацию! Надо очень многое изменить в подходах к преподаванию, чтобы они не росли такими беспомощными!".
Тихон Герасимов: "Что касается применения своей компетенции на практике. Мне бывает очень приятно слышать, когда родители говорят: "А знаете, мой ребёнок разобрался в электричестве и смог совершенно самостоятельно починить чайник" или "смог в одиночку поднять тяжёлый груз и при этом не только использовал рычаг, но и грамотно употреблял термины "точка опоры", "плечо рычага"..."
Алина Ермакова (учитель географии, ППК): "На уроках мы с детьми учимся определять, когда пора менять зимние шины на летние, или, к примеру, пытаемся предсказать, в какой из дней будет лучше всего отправиться в поход, чтобы не попасть под дождь".
А ученики Ирины Шталь, к примеру, набираются компетентности, силясь понять, что же подразумевал Малевич, изображая свой "Чёрный квадрат"...
По мнению Ирины Терёхиной (преподавательницы русского языка и литературы из школы №13), невозможно добиться компетенции, если учитель унижает ученика, тыкает его носом в ошибки. В то же время Ирина Алексеевна убеждена, что по-настоящему компетентный учитель позволяет и себе ошибаться, а главное, умеет признавать свои ошибки перед учениками, являя им таким образом личный пример компетентностного подхода.
Среди конкурсантов мне запомнилась также одна учительница геометрии (к сожалению, я не расслышала фамилию), которая последовательно и целенаправленно вырабатывает у своих учеников умение… говорить – то есть, свободно выражать свои мысли, формулировать догадки и предположения. Этому математику очень важно, чтобы дети на её уроках не просто усваивали материал, а постоянно общались друг с другом и тем самым научились к старшим классам отстаивать свою точку зрения вслух и без стеснения размышлять у доски.
Ещё новость (по крайней мере, для таких, как я, неследящих за педагогической модой, родителей). Нынешние участники конкурса "Учитель года" очень осторожно обращаются со словом "успешность". Некоторые из них так прямо и заявляют: "Успешность" – это подмена настоящих ценностей! Безнравственно приучать ребёнка к мысли, что он непременно должен быть успешным". Например, Ирина Григорьева сказала: "Отстающий ученик совсем не обязательно будет несостоятелен во взрослой жизни. Ну и что же, что он не силён в математике. Нам же нужны не только компетентные математики, но также компетентные парикмахеры, компетентные медсёстры и компетентные дворники!" Иными словами, задача современного педагога, оказывается, заключается совсем не в том, чтобы любой ценой обеспечивать успеваемость. Учитель (неважно, физики или биологии) призван помочь каждому ребёнку найти свой собственный путь и подбодрить его на дорожку, а не усугублять его сомнения в себе и своих силах.
Ольга Шрайнер, которой "повезло".
"Мне повезло, - заметила молоденькая учительница немецкого языка из школы №9 Ольга Шрайнер. – Я уже во время учёбы в университете усвоила, что ученик – это такой же субъект образовательного процесса, как и учитель. Я не застала субъектно-объектных отношений".
А учитель начальных классов школы № 5 Светлана Командинова резонно заметила: уж если мы заинтересованы воспитать из ученика творческую личность, то должны помнить, что творческая личность не может быть послушным исполнителем нашей воли.
"Наверное, самым компетентным литературным героем является Сальери, - сказала Светлана Тройнова. - Он же поверил алгеброй гармонию! А что его сломило? Отсутствие того, что мы называем ценностными компетенциями! Я счастлива, что в нашей гимназии уделяется там много внимания ценностям и смыслам, а не только знаниям!".
Ольга Костылёва: "Я часто спрашиваю своих учеников: "А что вы будете делать, когда состаритесь?" Раньше они отвечали и так и эдак, но со временем поняли: "Учиться!".
"Самое страшное на уроке – это почувствовать, что детям скучно. Ещё Кабалевский говорил: "Бойтесь скуки!", - напомнила Ольга Павленко.
ГУБИТ ЛЮДЕЙ НЕ ПИВО
Как всегда, суперфинал стал самым зрелищным этапом конкурса "Учитель года-2009". На этот раз он проходил в форме мастер-классов, которые финалисты давали на сцене актового зала Псковского педагогического комплекса. Вот там-то и стало ясно, кто из них как борется на своих занятиях со скукой и насколько эффективно.
Пятерым финалистам подкинули тему "Учитель должен быть воспитателем" и они принялись дрессировать раков, спасать мир, мирить колючих ёжиков с кудрявыми, вить общие гнёзда для птиц разных видов, а также заставлять детей доказывать взрослым, что чрезмерное употребление алкоголя полезно для здоровья.
Тихон Викторович начал издалека. Показал школьникам изображение преувеличенно сияющего от радости мужчинки и спросил, что бы это значило. А потом показал этого же беспричинно улыбающегося человечка в "развитии": как он сначала становится похожим на павлина, потом на обезьяну, потом на льва, а потом на свинью. Старшеклассники быстро догадались, что речь пойдёт о непродуктивных способах достижения состояния эйфории, и конкретно – о слабоалкогольных напитках, которые они употребляют, если верить статистике, с 12 лет. Тогда учитель разделил своих учеников на три группы и поручил первой доказать, что пиво – это очень хорошее средство себя развеселить, второй, наоборот, придумать антирекламу слабоалкогольной продукции, а третьей – выяснить мнение зала.
Вот в чём вопрос...
Детишки оказались смышлёными: "Употребление алкоголя – это признак взрослости, потому что все взрослые только и ищут повода выпить. А ещё доказано, что от алкоголя в организме вырабатывается эндорфин – гормон счастья и эйфории. Алкоголь – это новые ощущения, это то, что подросткам обязательно надо попробовать, потому что живём один раз. Алкоголь обладает целебными свойствами, не зря же тёплое пиво используют для лечения ОРЗ! И наконец, алкоголь улучшает аппетит".
Они против.
Сторонники трезвого образа жизни сорвали гораздо меньше аплодисментов, хоть и были не менее убедительны.
А ребята из третьей группы поставили благодаря сформулированным Тихоном Викторовичам вопросам, проблему ребром. По их сведениям, никто из сидящих в зале не считает эффективными предпринимаемые государством меры по предотвращению подросткового алкоголизма. И все возмущены, что государство не заботится ни о доступности для молодых людей кружков и секций по интересам, ни об ужесточении правил торговли алкоголем, ни о формировании у молодых людей других моделей проведения досуга, кроме как "сбегать за "Клинским".
Тихон Викторович: "Семь раз отмерь!"
- Так можем ли мы ответить однозначно на вопрос: вреден алкоголь или полезен? – спросил учитель у своих учеников в конце урока. "Вре-е-ден!" – послушно затянули педагогически заезженные дети. "Ну как же? И из медицины весь спирт убираем, что ли? Не-ет. Во всём надо знать меру. Просто будьте внимательны, когда будете выбирать свой путь достижения радости. И всегда семь раз отмеряйте, прежде, чем отрезать".
АП! – И ТИГРЫ У НОГ МОИХ СЕЛИ
Светлана Тройнова провела свой открытый урок не с детьми, а с родителями. Правда, ей потом поставили минус за то, что она совсем не пользовалась мультимедиа, тогда как другие финалисты, и в том числе Тихон Григорьев, изощрялись с интерактивными досками, показывали собравшимся в актовом зале ППК мультики и короткометражные фильмы, забавляли взрослых и детей вырезыванием из цветной бумаги птичек и так далее и тому подобное. Короче, некоторым членам жюри, как потом выяснилось, не понравилось, что Светлана Николаевна объясняла свой урок, что называется, на пальцах. Но она всё равно победила. Сейчас узнаете почему.
Светлана начала своё представление с того, что рассказала "детский" анекдот:
Четырёхлетний мальчик спрашивает:
- Папа, угадай, что это такое: "дзынь-дзынь, мяу-мяу"?
- Не знаю…
- Это кошечка на трамвае приехала! А что такое: "дзынь-дзынь, гав-гав"?
- Собачка на трамвае приехала?
- Не угадал! Это мама с работы пришла!
Вот Светлана Николаевна и предложила мамам подумать, кто из них прибывает по вечерам домой, как кошечка на трамвайчике, а кто – как собачка, с "дзынь-дзынь" и "гав-гав".
- Я недавно прочла очень интересную книгу одной знаменитой дрессировщицы, - поделилась Светлана. – И меня там поразила одна фраза. Эта дрессировщица пишет, что у всех её знакомых дрессировщиков на удивление милые, хорошо воспитанные дети. Я, естественно, заинтересовалась: а что же такое умеют дрессировщики, чего не умею я – педагог с большим стажем?
- Вот и я тоже воображала, что животных дрессируют либо кнутом, либо пряником. Если тигры – то кнутом, а если пудели – то пряником. Ну а котят просто тыкают носом, да? Тогда какого же размера "кнут" нужен для белого медведя, который является самым агрессивным животным на свете, как вы думаете?
Оказалось, что "кнут", длиною как минимум в 12 лет, потому что именно такой срок установили себе братья Запашные, мечтающие вывести на арену белых медведей.
- А как вам такой цирковой номер? – продолжала Светлана. – Сидит в аквариуме рак-отшельник и звонит в колокольчик. Как вам кажется, чем это они его? Кнутом или пряником?
В книжке про дрессировщиков, объясняет Светлана, написано, что "укротитель" рака "просто-напросто" часами наблюдает за тем, как этот членистоногий беспорядочно двигает клешнями. Но как только рак наконец-то задевает верёвочку, к которой привязан колокольчик, дрессировщик сразу же суёт ему пинцетиком в ротовую щель лакомую креветочку. И так день за днём, месяц за месяцем, год за годом. "Вы представляете, какое у дрессировщика должно быть терпение? А метод, которым он добивается необходимого результата, называется, к вашему сведению, "позитивным подкреплением желательного поведения".
Светлана Тройнова: "Я плакала".
- Только подумайте, как трудно с раком, которого ведь не погладишь по панцирю за хорошо усвоенный урок, не поощришь ни жестом, ни взглядом, и как легко с ребёнком, которому можно просто сказать: "Как же я тебя люблю! Как я горжусь тобой!" И заодно вспомните, когда вы последний раз говорили своим детям такие слова?
Светлана Тройнова рассказала несведущим родителям, что известный американский психолог Вирджиния Сатир даже вывела формулу, согласно которой детям требуется "четыре крепких объятия в день, для того, чтобы они выживали; восемь крепких объятий в день для того, чтобы они были здоровы, и двенадцать – чтобы они росли".
- А если дома совсем нет объятий? Будьте уверены, ваш ребёнок найдёт, где его и обнимут, и по головке погладят. Но будет ли он расти в тех объятьях – вот в чём вопрос!
- Только не надо, пожалуйста, сегодня после работы отлавливать своего ребёнка во всех углах и считать, сколько раз Вы его обняли. А потом опять злиться на него по пустякам, но всякий раз себя одёргивать: "Ой, это же неправильно! Мне же велели гладить по головке!" Неужели вы думаете, что ваши дети поймаются на какие-то чисто технические уловки?
В качестве ещё одного убойного аргумента в пользу искренней ласки Светлана Тройнова привела методику Александра Невзорова по воспитанию лошадей:
- Я читаю его статьи и мне хочется плакать. Я думаю: почему детей-то у нас никто так не любит? Во всяком случае, я очень редко встречаю людей, которые вот с такими же восторгом и упоением могли бы говорить: какие же у нас всё-таки прекрасные дети. А Невзоров пишет, что лошадь – это совершенство, это индивидуальность, которую ни в коем случае нельзя насиловать! Его секрет дрессировщика - в этом искреннем восхищении своими подопечными.
- Вот пример. Однажды к нему привели лошадь, которая совсем не поддавалась обучению. В конце концов, он научился находить с ней общий язык и почувствовал, что если ещё чуть-чуть поднажать, то она поддастся. Но он не стал давить. Даже чуть-чуть. Он пишет, что предпочёл отношения результату. И решил дождаться, когда эта лошадь сама захочет его слушаться. Понимаете? Это же педагогика чистой воды!
- А вспомните маленького Эгберта из книги психолога Эверетта Шострома. Этот мальчик совсем не хотел учиться и учителя ничего не могли с этим поделать. Как вдруг на уроках математики с "необучаемым" Эгбертом случилось что-то невероятное: он стал успевать. Педагог, естественно, заинтересовался: "Что с тобой, Эгберт?" – "Просто я сам себе очень нравлюсь, когда я с Вами". Вот вам и ключ.
В качестве домашнего задания победитель псковского конкурса "Учитель года-2009" велела всем сидящим в зале родителям написать дома на листочке, за что они любят своих детей. И потом перечитывать этот листочек про себя в течение недели, "пока он не станет частью" их самих.
...Чем ещё запомнится конкурс "Учитель года-2009" в Пскове? Например, тем, что одна из конкурсанток сломала за время его проведения руку, но продолжила борьбу (в гипсе). А ещё тем, что в дебатах на тему "Молодым везде у нас дорога" для педагогов, чей стаж не превышает три года, победила отрицающая сторона…
Ольга Миронович,
Псковское агентство информации.