Тарас Бульба
Россия, 2009 год. Режиссёр – Владимир Бортко
Как и ожидалось, обо всех громких российских премьерах впечатления кардинально противоположные. Одни говорят, что за последний период существования отечественного кинематографа это самый лучший фильм (заметьте, как нарицательно звучит). Другие утверждают, что это неимовернейшая халтура, созданная только для того, чтобы "попилить бабла". К слову сказать, там действительно было что пилить. Небывалый бюджет в 25 миллионов североамериканских рублей это что-то новенькое. Даже Фёдор Бондарчук каждую свою часть "Обитаемого острова" снял за меньшую сумму. Причём если тот же Фёдор бьется буквально за каждый рубль, пристраивая себя и своих актёров во всевозможные передачи, журналы, презентации и премьеры, то здесь в этом плане тихо. Лишь один канал, причастный к созданию картины, крутит целыми днями рекламу. Да и кассовые сборы после недели проката по России и странам ближнего зарубежья обозначили сумму в районе 7-8 миллионов долларов, что в принципе очень даже неплохо, но надежды отбить затраченные средства тают на глазах. Сторонники версии "заказушности" тут потирают руки, считая, что целью этого проекта и не было извлечение денежной прибыли.
Фото с kinokadr.ru
Крики начались сразу. Одна только новость о подготовке к съёмкам прозвучала достаточно скандально. Разумеется, ведь "Тарас Бульба" в контексте сложных взаимоотношений России и Украины выглядел некоторым образом провокационно. Плюс к этому, очень всех волновало, как же решится "еврейский вопрос". Ведь перо Гоголя достаточно живо проходится не только по братьям-западнославянам, но и по многострадальным богоизбранникам. Это обострялось ещё и фактом, что Владимир Бортко очень своеобразный режиссёр. Признание он заработал в 1988 году после фильма "Собачье сердце". Потом он занялся постановками сериалов про "Бандитский Петербург". Затем последовали две многосерийные экранизации: "Идиот" Достоевского и "Мастер и Маргарита" Булгакова. Получились они весьма спорными, и многие полагают, что Бортко излишне "построчно" экранизирует классику. В принципе в "Тарасе Бульбе" он сохранил и текст, и сюжет. Но попытался додумать за автора основные мысли и разбавил всё это неимоверным пафосом. Только получилось очень не к месту, когда каждый герой, погибая на поле битвы, произносил речь про "землю русскую". А подлые ляхи сначала долго слушали речь и лишь после добивали храброго мужа.
Тарас Бульба в исполнении прекрасного актёра Богдана Ступки выше всяческих похвал. Запоминаются и глубина его переживаний, и глаза, полные то отчаяния, то гнева, то хитрости. А вот другой центральный образ картины, Андрий, оказался не раскрыт. Мотивы его поступков кажутся весьма размытыми, никаких тебе мучительных сомнений. Всё очень просто: проснулся одно утро – люблю! И поехал головы своим старым товарищам рубить. Проснулся другое утро – не люблю! И давай кидаться на своих новых товарищей. Вот такой образ.
Фото с kinokadr.ru
Откровенно раздражал и сладкоголосый соловей Сергей Безруков, озвучивавший текст "от автора". То Саша Белый проскочит, то Есенин, а то вдруг Ираклий из последней "Иронии судьбы". Музыкальное сопровождение, как и у большинства отечественного кинопродукта, отвратительное. На съёмках "Бандитского Петербурга" Бортко сработался с композитором Игорем Корнелюком, который позже написал музыку и для "Идиота", и для "Мастера и Маргариты". Такое ощущение, будто саундтрек придумывался на музыкальном редакторе сотового телефона.
Но самое вопиющее безобразие творилось в батальных сценах. Если на первом плане еще изображали подобие битвы, то массовка откровенно халтурила, еле размахивая оружием. Хуже выглядел только приём из американского трэш-муви: замах саблей – крупный план – порез – кровь фонтаном из чучела. И так раз двадцать. Сравнивают "Тараса" с "Патриотом" и "Храбрым сердцем". Так вот там бои поставлены не в пример лучше. Монтаж картины ужаснейший. И это наталкивает на определенные размышления. Подобное наблюдалось и в "Возвращении мушкетёров". Видимо, это болезнь фильмов-долгостроев. Картину снимали не один год, снимали-снимали-переснимали. В итоге, после работы со столько раз переснятым материалом, и получается соответствующий результат – будто монтировали при помощи топора.
Фильм от полного провала спасает необъятная харизма Богдана Ступки. И это перевешивает все минусы, причём даже возникает желание пересмотреть фильм ещё раз. Однако сколько раз не смотри, всё равно останутся сплошные вопросы. И самый главный из них: а где же там 25 миллионов?
Валерий Кузьмин,
специально для Псковского агентства информации.