Вы всё ещё живы? Тогда мы идём к вам!
Несколько раз в день прохожу мимо большого монитора возле памятника Ленину на одноимённой площади. В последние две недели стала замечать, что рекламные ролики на нём появляются всё реже и реже. Зато я много раз пересмотрела, стоя на светофоре, выступление Александра Рыбака на конкурсе "Евровидение", старые видеоклипы "Pussycat Dolls" и так далее и тому подобное. Подозреваю, что монитор скоро выключат, и жильцы выходящих на площадь Ленина окнами квартир возблагодарят глобальный финансово-экономический кризис хотя бы за это.
Моему коту глобальный финансово-экономический кризис тоже вышел боком. Даже двумя округлившимися боками. До кризиса мне было его не прокормить. Он уписывал килограмм салаки за одни сутки, и при этом об его рёбра можно было порезаться, да вдобавок он так убедительно стенал от хронического "недоедания", что соседи неоднократно порывались звонить в общество охраны животных. Но вот наступили суровые времена, и мой кот моментально раздобрел – как в прямом, так и в переносном смысле. Весь фокус в том, что теперь я добавляю в его миску с салакой полкило самых дешёвых варёных макарон, всё это тщательно перемешиваю и – вуаля! – мой ненасытный зверь потом на целых полдня становится ласковым и нежным.
...Проблема только в том, что с какого-то момента я сама стала всё чаще и чаще заглядываться на "кошачью" пачку макарон и с тревогой ощупывать свои собственные бока.
Некоторые до сих пор уверяют, что "кризис не в клозетах, а в головах", и обвиняют во всём СМИ: мол, навнушали народу невесть чего. Скажу вам честно: как представитель тех самых СМИ я изо всех сил борюсь с этим самовнушением, пытаясь тратить, как раньше. Но "стадные инстинкты", как видно, сильнее меня.
Вчера в "Стекляшке" нечаянно услышала, как продавщица одного отдела жаловалась продавщице другого: "Не понимаю, какой смысл держать меня тут до вечера! Покупателей всё равно нет. По-моему, уже спокойно можно закрывать магазин на выходные!" - "И то правда!", - кивала её товарка.
Заместитель директора фирмы "Онтарио" Светлана Феоктистова тоже заметила, что с покупательной способностью псковичей давно уже не слава Богу. Спрос на мебель средней ценовой категории, по её словам, заметно упал ещё с осени:
- Мы меняем ассортимент, ищем других поставщиков… К счастью, ближе к лету наши прежние поставщики наконец-то пошли на уступки. Если в начале года они взвинтили цены, то теперь, наоборот, снижают.
При этом за мебель самой высокой ценовой категории Светлана Феоктистова совершенно спокойна и утверждает, что кухни класса "люкс" по-прежнему пользуются у псковичей стабильным спросом.
- И даже несмотря на то, что банки подняли ставки по кредитам?
- А дорогую мебель никто и не покупает в кредит. За неё всегда платят наличными. Что же касается кредитов, то их, и правда, стало гораздо меньше.
- Кстати, у нас же не только мебельные магазины, у нас же ещё и канцелярские, - напомнила Светлана, - Так вот там, наоборот, наблюдается небывалый для этого времени года бум продаж. Мы так полагаем, что люди просто-напросто начали заранее готовиться к школе, опасаясь предстоящего повышения цен, и в этом году у нас впервые не будет ярко выраженного августовского ажиотажа. Что интересно, по весне стала пользоваться беспрецедентным спросом очень дорогая канцелярия. Например, чешские ранцы. Их у нас ещё никогда не разбирали в мае. А нынче метут. Трудно сказать, с чем это связано. Поговаривают, что многие псковичи несмотря ни на что всё-таки собираются нынче летом в дорогие турпоездки. Может, слухи о кризисе, и правда, несколько преувеличены?
"Если бы! У нас у самих продажи упали почти в три раза, - рассказала мне на днях знакомая из туристического агентства. – И зарплаты, как ты понимаешь, тоже. В апреле прошлого года мы продали 24 тура, а в этом апреле – только 9. Всех наших самых богатых клиентов мы, конечно же, сохранили. Они как ездили на Канары – так и ездят. А вот те, которые отдыхали в Турции в кредит, больше уже не приходят".
"О-о-о! Вы ещё живы? Тогда мы идём к вам!" По словам директора ООО "Профстиль" Ирины Маклаковой, в последнее время потенциальные клиенты реагируют на живучесть её малого бизнеса именно так, радуясь, что хоть кто-то из частных изготовителей профессиональной одежды ещё держится на плаву. К трудностям Ирине не привыкать: "Мы всегда только и делали, что выживали. По-моему, у нас, в России, малому бизнесу без разницы: есть кризис, нет кризиса… Это всегда катастрофа".
Помощи от государства ООО "Профстиль" не только не замечает, но, если честно, уже и не ждёт. А впрочем, Ирина вспомнила, как региональные власти при поддержке российско-датской программы содействия развитию Псковской области проводили в Пскове конкурс поваров. Униформу для этого конкурса заказали (правда, за счёт правительства Дании) как раз её фирме "Профстиль". Ну не всё же только Дерипаскам с Абрамовичами пользоваться поддержкой власть имущих.
В фирме у Ирины трудятся вместе с наладчиками 24 человека и, несмотря на то, что количество заказов, по её же собственному признанию, сократилось в этом году почти на треть, она ухитряется не понижать им зарплату: "У меня же работают не просто швеи-мотористки, а высококвалифицированные портные, за которых я очень держусь! Поэтому я не только никого не сократила, а буквально на прошлой неделе даже взяла себе со "Славянки" ещё одну работницу".
Неужели на фабрике "Славянка" так плохи дела? "Как вы справляетесь с кризисом?"– спросила я у генерального директора ЗАО "Псковская швейная фабрика "Славянка" Елены Косенковой:
- А вы знаете… прекрасно! Мы не стоим на месте, мы работаем! Людей не увольняем, зарплату даём вовремя. Правильно говорят, что в кризисное время каждый или себя находит, или себя теряет. Мы себя находим. На каком-то этапе у нас, конечно же, стало меньше клиентов и продажи несколько упали, но мы открыли новую линию по пошиву мужского пальто, заказ очень серьёзный для Минобороны выполнили…
- А у нас произошла реорганизация, - рассказывает главный бухгалтер ООО "ПсковЛесоКомплекс" Александра Полубелова, - То есть, сокращение. Да, намного. Мы почти 50% персонала сократили. В основном, управленческого. И стали осваивать новый для себя вид деятельности. Раньше мы только пиломатериалы производили, а теперь начали собирать панельные дома. Спрос-то на пиломатериалы упал. Мы их главным образом в Эстонию продавали, а теперь там кризис хуже, чем в России. Вот мы сейчас перепрофилируемся и поглядим, как у нас дальше дела пойдут. Вроде, интерес есть. Ведь бизнесмены как строили себе домики – так и строят.
- Зиму-то мы пережили с трудом, - откровенничает менеджер торговой сети "Мастер" Валерий Алексеев, - но теперь люди поехали на дачи, и стало полегче. Хотя по сравнению с прошлым годом продажи всё равно упали процентов на 20%. Но мы сотрудников не сокращаем и зарплаты у нас, слава Богу, пока ещё на прежнем уровне. Может, это из-за того, что товар валютный и цены на него подскочили? Так что коллектив мы удержали. Мы же к этому кризису морально ещё с осени готовились. Все были предупреждены, что наступают тяжёлые времена…
- Мы настроены только на позитив! - утверждает официальный дистрибьютор компании "Tupperware" в Пскове Ирина Кулакова. По её словам, хоть теперь и сложнее стало заинтересовать потенциальных покупателей в сковородках, которые стоят по пять тысяч рублей, но постоянные клиенты фирмы "никуда не делись" и даже наоборот, рассчитывают с помощью этих сковородок в наступающие суровые времена экономить – на электроэнергии, на газе и на масле.
Я подержала в руках одну такую маленькую сковородочку, которую на выставке "ПсковЭКСПО" продавали со скидкой – "всего" за 4 тысячи рублей:
- Неужели, это, и правда, кто-то покупает?
- Представьте, ещё как покупают!
Впрочем, немного погодя Ирина добавила: "Кризис – это ведь кому как. Если мы начнём говорить, что всё у нас плохо, то так оно и будет. Поэтому у нас всё хорошо!".
- Люди очень быстро привыкли, что у нас "кризис", и стали делать на него поправки, - размышляет директор МП г. Пскова "Северо-Западный центр социологии и маркетинга" Сергей Зубцов. – А иные просто списывают на кризис своё собственное неумение делать бизнес. Если присмотреться, средств для существования ни у кого меньше-то не стало. Просто люди стали более избирательно тратить и меньше транжирить.
- А как выживает Ваша собственная организация?
- Моя – сложно. Нет, мы не сократились, и зарплаты не уменьшили – только затраты. Расширяем виды деятельности, оказываем новые виды услуг, стараемся активнее участвовать в международных программах. Например, в августе заканчиваем обучение по одной из таких программ и потом сможем сами обучать начинающих предпринимателей, как им правильно вести бизнес. Ведь малый бизнес в России сейчас занимает всего 15% от всего сектора экономики, а должен 60-70! Это же непаханое поле и мы хотим его немножечко распахать. Вот только не надо вдалбливать в умы слово "кризис"! В сложившейся сложной экономической ситуации (я это так называю), наоборот, открываются новые резервы для развития экономики. Чем труднее становится – тем больше люди учатся. Выживут те, кто действительно умеет заниматься бизнесом, понимает, какие услуги необходимы и способен повысить свой потенциал. А шелуха отпадёт. По большом счёту, это нам всем даже выгодно: бизнес в России станет более качественным.
Старший менеджер гипермаркета игрушек "Бегемот" Ирина Краснопёрова настроена совсем не так оптимистично:
- Наши продажи по сравнению с прошлым годом упали почти наполовину. И зарплаты уменьшились. И персонал нам пришлось сократить. Да, намного. Мы придумали вместе с еженедельником "Аргументы и Факты-Псков" "добрые карты", устраиваем дни специальных скидок. Но всё равно люди стали намного реже игрушки покупать. Оно и понятно: лучше купить ребёночку что-нибудь поесть…
Очевидно, с "игрушками" нам теперь волей-неволей придётся завязывать. И коту моему уж не вернуть былой стройности, если только макароны вдруг не подскочат в цене, как давеча подскочил сахар. Ведь сколько ни говори, что "кризис не в клозетах", в кошельке от этого тяжелее не становится.
Кстати, пока я стояла в очереди, чтобы заплатить за коммунальные услуги, мне вдруг показалось, что люди стали гораздо чаще покупать в сберкассе лотерейные билеты. Но в магазинчике лотерейных билетов на Пушкинской этого не подтвердили:
"К зиме у нас, действительно, несколько повысился спрос на лотерейные билеты, но так бывает каждый год, независимо от кризиса. И как это бывает каждый год, едва только люди отправляются на дачу сажать картошку... Ну вы понимаете... Им уже становится не до лотерейных билетов. Так и нынче".
Ну вы поняли...
Ольга Миронович,
Псковское агентство информации.