"Вследствие недостаточного финансирования технико-эксплутационные показатели автомобильных дорог области и сооружений на них с каждым годом ухудшаются", - заявил председатель территориального дорожного комитета (ТДК) Псковской области Юрий Рачеев, выступая на семинаре по проблемам дорожного строительства, транспорта и связи в Великих Луках.
Псковская область по сравнению с другими регионами России имеет достаточно развитую сеть автомобильных дорог. По общей протяженности территориальных автомобильных дорог (ТАД) область занимает 20-е место в России и 3-е место в Северо-Западном регионе после Вологодской и Ленинградской областей. По плотности сети на 1000 м2 - 29-е место в России и 2-е место среди субъектов Северо-Запада. При этом по удельным затратам на 1 км ТАД (с учетом финансовой помощи из федерального бюджета) Псковская область в 2000 году занимала 81-е место в России и последнее на Северо-Западе.
Согласно межотраслевым нормативам ремонт на автомобильных дорогах с асфальтобетонным покрытием должен проводиться каждые 6-7 лет, а на дорогах с гравийным покрытием - через 9 лет. Анализ выполнения ремонтных работ на дорожной сети Псковской области за период с 1992 по 2002 годы показал наличие существенного недоремонта покрытий. Недоремонт на федеральных автомобильных дорогах за 10 лет составил 67%, на территориальной сети - 90%. Ремонту подлежат 24 моста (23%) на федеральных дорогах и 151 мост (27 %) на территориальных.
Из-за недостаточных объемов финансирования с каждым годом ухудшается финансово-экономическое состояние предприятий, осуществляющих содержание, ремонт, строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования. За 10 последних лет количество дорожных предприятий различных форм собственности сократилось на 35%. Вместе с тем следует отметить, что удалось сохранить все государственные дорожные предприятия - костяк квалифицированных кадров и рабочих. Финансовое положение государственных дорожных предприятий Псковской области находится в неудовлетворительном состоянии. Причем произошло это не в течение одного года, а на протяжении последних 5-6 лет. Наблюдается старение основных фондов и, прежде всего, их активной части.
Такая ситуация начала складываться 11 лет назад, - поясняет Юрий Рачеев. В 1991 году Верховным Советом РФ был принят закон о дорожных фондах Российской Федерации и постановление Правительства РФ об управлении дорожным хозяйством, что явилось начальным этапом реализации нынешних реформ дорожной отрасли. В соответствии с принятыми законодательными актами произошли существенные изменения в структуре дорожного хозяйства в порядке финансирования дорожных работ, изменилась классификация автомобильных дорог. В составе администрации Псковской области был создан единый орган государственного управления дорожным хозяйством - ТДК. Одновременно из бывших ДРСУ Пскова было создано 27 государственных дорожных предприятий. Дорожная отрасль наконец-то получила собственный бюджет - территориальный дорожный фонд (ТДФ), формируемый за счет средств, поступающих от налогоплательщиков.
Вместе с тем, по словам председателя ТДК, ежегодное снижение на протяжении последних лет инвестиционных возможностей дорожных фондов нанесло значительный ущерб дорожникам. Размер и источники поступающих средств не увязывались с затратами на сохранение и развитие дорог. Учитывая промышленный потенциал Псковской области, налоги (на пользователей автодорог и др.), образующие территориальный дорожный фонд, не позволили обеспечить в полном объеме финансирование ремонтно-эксплутационных работ. Распределение субвенций и дотаций из федерального бюджета осуществлялось без учета мнения субъекта РФ и органов управления хозяйств, и были недостаточны. В результате 90 % территориальных и 67 % федеральных автомобильных дорог требуют ремонта, финансово-экономическое состояние подрядных организаций сложное, преимущество при действующей системе финансирования дорожного хозяйства получили регионы с экономически развитым потенциалом. Существующий механизм формирования и финансирования дорожной отрасли не оправдал своего назначения, - считает председатель псковского ТДК.
За счет чего все-таки удалось удержать дороги в том состоянии, в котором мы их наблюдаем сегодня? В первую очередь, это заслуга кадров - тех профессионалов, которые на рабочих местах с честью и достоинством выполняют свой долг, - говорит Юрий Рачеев. Второй момент - правильно выбранное технологическое решение: устройство поверхностной обработки практически спасло асфальтобетон, хотя и не улучшило его технических характеристик. Внедрение новых технологий с применением битумных эмульсий тоже позволило удержать ситуацию на этом уровне. Были привлечены кредитные ресурсы и найдены дополнительные источники финансирования, в том числе - и внедрение платных автодорог для транзитного транспорта.
Елена Черепицкая, ПАИ.