ЮРИЙ НОВОХИЖИН: страшно первые 25 лет

 

Юрий Михайлович Новохижин - народный артист России, председатель Псковской организации СТД РФ. В минувшем году отметил 60-й день рождения. Также в 2002 году был избран секретарем Союза театральных деятелей России. По итогам года получил премию администрации Псковской области за спектакли «Россия! Встань и возвышайся» и «Сирано де Бержерак». Указом Президента РФ за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства Юрий Михайлович награжден Орденом Почета.

3 января 2003 года отметил 25-летний юбилей работы в Псковском академическом театре драмы им. А.С.Пушкина. В этом же году исполняется 40 лет работы Юрия Новохижина на сцене (в 1963 году после окончания театральной студии при Кемеровском театре он начал работать в труппе Читинского театра).

Юрий Михайлович, столько знаменательных «круглых» дат... Вас все эти цифры не пугают?

А что страшного? Я считаю, что уже все страшное позади. Была такая поговорка у актеров – «Страшно первые 25 лет», а потом уже ничего не страшно. Государство правильно сделало, что этот ценз установило - 60 лет. Потому что если ты даже в хорошей физической форме, даже если ты еще хорошо мозгами вращаешь, уже все равно существует «усталость металла». Как в машине: вроде хорошая машина, вид у нее хороший и «ходит» хорошо, но старая - усталость металла. Так и старость человеческая. Хотя я не ощущаю ее, но она накапливается, и рано или поздно выстреливает. Когда-то она проявляется совершенно неожиданно и это закономерно.

С какими новостями Вы вернулись из Москвы с торжественного собрания Союза театральных деятелей?

В Москве 13 января состоялась торжественное собрание СТД, посвященное 125-летию Всероссийского театрального общества (с 1986 года переименовано в Союз Театральных деятелей – прим. ПАИ). Собрались все представители региональных организаций Союза - от Калининграда до Владивостока. В 12 часов прошло заседание секретариата, обсуждался вопрос бюджета на этот год и проблемы, связанные с домом ветеранов сцены. Председатель СТД Александр Калягин отметил, что судьба выбрала нас, собравшихся, потому что следующая юбилейная дата - 150 лет СТД - до нее вряд ли кто из нынешнего секретариата доживет. Наверное, и этим тоже было обусловлено стремление провести мероприятие на высоком уровне и максимально торжественно.

В 18 часов в здании Малого театра в фойе нас встретила музыка. Множество передвижных планшетов, на которых собравшиеся яркими красками отметили свои впечатления и пожелания. Работали буфеты, в которых все было бесплатно. В ходе торжественной части на сцену вышел наш председатель. В приветственной речи он вспомнил всех глав Союза за всю его 125-летнюю историю. Когда очередь дошла до Михаила Ульянова, присутствовавшего в зале, зал буквально взорвался аплодисментами, все встали в знак благодарности за его руководство Союзом в самое сложное время и для страны, и для СТД. Тогда все валилось - развалился Союз писателей, Союз художников, кинематографисты раскололись на блоки. И только наш Союз Михаил Ульянов своим авторитетом, своим характером сумел сохранить, не дал растащить имущество Союза.

После на сцену вышли министр культуры РФ Михаил Швыдкой, глава Минэкономразвития Герман Греф и председатель Совета Федерации Сергей Миронов - все они сказали очень теплые слова. Швыдкой зачитал поздравление президента Владимира Путина. Там был один момент - когда Швыдкой был на приеме у Президента, то Путин в связи с произошедшим на мюзикле «Норд-Ост», сказал: «Театр - это то место, где народ становится нацией». Эти слова он повторил в своем приветственном послании, приуроченном к 125-летию СТД. Затем выступил Герман Греф, который сказал: «Я не умею говорить красивых речей. Наше поздравление культура увидит, прочитав бюджет этого года. В 3 раза увеличены ассигнования на культуру в этом году!»

В рамках подготовки к X Пушкинскому фестивалю в театре идет небольшой косметический ремонт, не влияющий на общее состояние ветшающего здания. Готовятся ли меры по спасению здания театра, ведь оно имеет статус архитектурного памятника?

По этому поводу давно уже ведутся интенсивные переговоры. Театр же нельзя просто закрыть и ремонтировать. Если заняться его реконструкцией всерьез (что необходимо делать, потому что и пол прогнил, и лепнина сыпется, и крыша течет), это остановит работу театра и остановит надолго, можно его даже потерять таким образом. Примеров тому масса.

Поэтому было принято решение пристроить со стороны хозяйственного двора новый зрительный зал и прочие необходимые помещения. Тогда театр сможет работать на базе нынешней Малой сцены, а капитальный ремонт здания пойдет своим чередом. Проект этой пристройки уже давно готов и основной задержкой для его воплощения являлось, конечно, отсутствие денег.

Этот проект финансирует непосредственно Министерство культуры. И теперь, зная о трехкратном увеличении расходов на культуру, я думаю, этот вопрос будет уже предметно решен. Теперь у Министерства деньги есть!

Теперь что касается непосредственно 10-го Пушкинского фестиваля. Сказать могу только одно - с каждым годом фестиваль стал мельчать. Афиша уже не та по сравнению с афишей пятилетней давности. Раньше приезжали со всей страны, а теперь Псков, Питер, Москва и все. К тому же фестиваль все больше становится оперно-чтецким и все меньше драматическим. У меня ощущение, что нужно найти форму, которая заинтересовывала бы театральные коллективы страны участвовать в фестивале. А без конца показывать несколько произведений Александра Сергеевича, надо ли это? Я не знаю. Мое личное мнение: фестиваль потихонечку себя изживает. И если мы хотим сохранить его на псковской земле под этим именем, нужно что-то срочно менять.

Юрий Михайлович, давно хотел спросить. Каждый день, без праздников и выходных, Вы приезжаете в театр, чтобы накормить кошек. Как давно и зачем Вы это делаете?

Делаю я это уже лет 7. Я раньше такой «больной» не был. Хотя всегда любил животных - собак, кошек. Была у нас собака Дружок, в гаражах жила, и мы с Альбиной (Альбина Прокопьевна Федорова – жена Ю.М. Новохижина, заслуженная артистка России, работает в Псковском академическом театре драмы им. А.С. Пушкина – прим. ПАИ) шесть лет подкармливали ее. Она старая была, седая вся...

Раньше я так больно к этому не относился, потому что видел кошек и котов у мусорников. Но когда каждое утро я вижу калейдоскоп людей, роющихся в этих контейнерах. Там уже кошкам делать нечего после этой «мавзолейной» очереди. Я понимаю, что им надо помогать.

Лет 5 назад у меня было 13 кошек и котов в нашем дворе. Сейчас их поменьше. В театре 3 и 5-7 - дома, во дворе. Мы с Альбиной не одиноки в этом вопросе. У нас в доме есть женщина - она тоже на свою скромную пенсию кормит кошек. Мы с ней даже поделили «сферы влияния» и ее кошки знают ее, а мои знают меня. Ее не идут ко мне, а мои не идут к ней.

Это не показуха или замаливание каких-то грехов, или желание Всевышнему понравиться. Это состояние души, потребность, и ничего здесь не сделаешь. Перестал любить командировки. Раньше безумно любил командировки, гастроли, - для меня это было упоением каким-то, а сейчас уже в Москву езжу с неохотой. И не потому, что там неинтересно, там очень интересно, а потому, что думаю «а как там они? А вот сейчас, когда холода, как они перенесут?» Но, слава Богу, есть жена, которая мне помогает.

Второй год Вы являетесь секретарем Союза театральных деятелей России. Как обстоят дела с театрами в стране на сегодняшний день?

Сейчас сложный период для российских театров, особенно в провинции. Недавняя режиссерская конференция, где мы были с Вадимом Радуном, обнажила сегодняшнее очень большое противостояние между директором-менеджером и режиссером. Если раньше в театре безоговорочно главенствовал режиссер - формировал репертуар и труппу под него, отвечал за репертуар, который ставил - то сегодня эти «вожжи» правления перешли (и нынешняя конференция это подтвердила) в руки менеджеров-директоров. Они сегодня диктуют условия существования: «Вот это не ставь. Это не пойдет, это я не продам!» Складывается такая ситуация, при которой в театре ставится то, что идет на потребу. Отсюда уходят какие-то духовные моменты из театра. Такая тенденция прослеживается в очень многих театрах. Говорят: «Театр сам виноват, перестал воспитывать!» По моему, он не должен воспитывать. Он должен выявлять и ставить перед обществом нравственные проблемы, делиться своей точкой зрения по поводу их решения. А сегодня это уходит! Сегодня идет повальная коммерциализация и в связи с этим исключены из репертуара Шекспир, Чехов и т.д.

Столичные театры научились это совмещать, они имеют такую возможность, прежде всего, финансовую. За счет «кассовых» спектаклей они могут содержать репертуар, который в массе не слишком пользуется популярностью и рассчитан на определенную и, увы, немногочисленную часть зрителя, на развитие духовного начала в человеке. Но в столице другие возможности по сравнению с периферийным театром. На конференции были также представители Самары, Екатеринбурга и многих других городов – у них то же самое, те же проблемы. Были на конференции и оптимистические выступления по поводу выхода из сложившегося положения. Юрий Соломин, Анатолий Васильев, Александр Калягин, Марк Захаров – у них прекрасные были выступления.

Антреприза? Я не против антрепризы, но она должна быть наряду с репертуарным театром, а не вместо него. Потом мы вспомним: «Что же мы наделали! Утопили ведь ребенка! Родного!», имея в виду наш русский репертуарный театр. Я боюсь, как бы этого не случилось. Театр мечется. И как совместить кассовость и духовность - очень сложный вопрос. Меценаты наши – новоявленные бизнесмены, предприниматели, - они не понимают, как мне кажется, необходимость и ценность поддержки культуры. Банальные слова «Красота спасет мир», но они недалеки от истины. Красота сама по себе не возникает. Ее нужно взращивать, для этого нужен труд.

Сергей Лащенко,
cпециально для Псковского Агентства Информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...