Преодоление болевого порога

В Псковской области продолжается перестройка взаимоотношений основных политических сил друг с другом и с жителями. Монолог сменяется диалогом

Каждый раз смена власти, на каком бы уровне она ни происходила – на федеральном, региональном или муниципальном, – влечёт за собой изменения во взаимоотношениях с основными субъектами политических отношений. Изменения во многом связаны с конкретными персонами, определяющими политику и её основные приоритеты.

 

Донажимались

Это верно и для Псковской области. Каждый новый губернатор привносил с собой отличный от предыдущего стиль управления, руководства, подходы в отношениях с остальными субъектами региональной политики.

При этом новая власть каждый раз решала, кого она видит субъектом отношений, кого выносит "за скобки", а кто для неё не более чем объект политики.

Жители региона, избиратели, общественные объединения на протяжении уже более чем десятка лет – кто бы ни возглавлял регион – являлись объектами политики.

Субъектами политики, со множеством оговорок, можно было стать несколько раз в году – в дни выборов. До этого и сразу после этого население снова становилось объектом, не имеющим возможности влиять на происходящие процессы. Если же какая-то группа жителей (учителя, например, какой-нибудь из сельских школ) вдруг заявляла, что региональная власть наносит ущерб её интересам, интересам конкретных простых людей, это, в большинстве случаев воспринималась как досадная помеха. Выстраиваемые сверху институции обратной связи с народом – в виде самых разных общественных приёмных – в большинстве случаев работали криво: сигналы бедствия снизу просто глохли, на том конце провода – сплошь помехи, а потом гудки.

В итоге доверие к властям всё быстрее стремилось к нулю.

Конечно, в этом есть солидная доля преувеличения, однако в целом настроение, царящее в Псковской области, по оценке наблюдателей, было именно такое. Свою лепту внёс и начавшийся год назад экономический кризис. И говорить о том, что наш регион оказался к нему готов, означает покривить душой. Просто уровень развития экономики региона оказался ниже болевого порога развернувшегося кризиса. В перевода с русского на русский это означает: хуже быть уже не могло.

Таким образом, в сложившейся в Псковской области системе политических отношений наметился кризис. И административная, и политическая власти утрачивали обратную связь с населением, компенсируя её всё большим нажимом во время выборов. Для новой региональной власти его преодоление стало одной из приоритетных задач.

Приход нового губернатора был встречен с надеждой на позитивные изменения. Эти ожидания не имели привязки к персоналии Андрея Турчака, точно так же в своё время позитивных изменений ожидали и от Михаила Кузнецова.

Команда Андрея Турчака, между тем, эффективно использовала первые месяцы нахождения у власти для закрепления позитивного имиджа, что уже отмечалось не раз.

Однако более интересно то, каким образом новая региональная власть видит своё участие в избирательных кампаниях. Выборы – лакмусовая бумажка отношений к избирателям, местным властям, политическим партиям.

 

Пустошкинские опыты

Применение административного ресурса на выборах всех уровней в Псковской области да и в России – явление давно традиционное. Этот приём использовали всегда: откровенно или, например, прикрытый вуалью "Единой России". С каждым годом, от выборов к выборам использование админресурса из вероятного гаранта достижения нужного результата становилось вполне ощутимым риском получения обратного эффекта: неявки на выборы, протестного голосования (порча бюллетеней), апатии избирателей, роста недоверия к власти и собственно к результату выборов. Всем известен анекдот, когда на следующий день после выборов знакомые спрашивают друг друга: – Ты за Пупкина голосовал? – Нет. – И я нет. И мои друзья нет. Так как же он выборы выиграл?

То же самое происходит при отборе кандидатов. Процедура праймериз при их подборе, инициированная в прошлом году "Единой Россией", была подвергнута жёсткой критике со стороны оппонентов из-за своей непрозрачности. При давлении власти админресурсом на ход избирательной кампании доверие к выборам как к неотъемлемой части цивилизованного общества может быть утрачено окончательно. Некоторые считают, что это уже произошло, и процесс необратим.

Вопрос на самом деле стоит очень просто. Или власти и дальше применяют административный ресурс, проводят как бы выборы – и окончательно теряют доверие и связь с обществом. Или выборы становятся реальными выборами, прозрачными, с допуском к процессу всех заинтересованных политических сил и кандидатов. Без "за меня уже всё решили".

Такой же вопрос встал перед администрацией Псковской области во главе с Андреем Турчаком накануне выборов главы Пустошкинского района. Прошедшая в Пустошке избирательная кампания имеет ряд существенных отличий от муниципальных выборов, которые проводили в Псковской области до этого. Остановимся на некоторых из них.

Неофициальный старт кампании был дан ещё летом, когда губернатор Андрей Турчак представил общественности человека, которого он, по его словам, поддерживает на выборах в Пустошкинском районе. Им стал Юрий Жуков, уроженец Пустошки, наркополицейский.

Заявленная главой региона прямая поддержка Жукова ещё до старта выборов заставила некоторых наблюдателей говорить о том, что кампания началась традиционно – главный в области человек прямо указывает на своего ставленника, а значит, далее всё пойдёт по старой, накатанной колее. Однако, как показало время, эти опасения не сбылись.

Кандидатура Жукова прошла процедуру праймериз. На этот раз реальную: в Пустошкинском районе в "первичках" "Единой России" прошли выборы из нескольких кандидатов, в которых участвовали не единицы, а сотни членов партии. При этом итоги голосования подсчитывали на месте. До этого урны с бюллетенями увозили в Псков, в региональный исполком – и уже тут рождался результат.

В выборах в Пустошке принимали участие три кандидата: от единороссов – Юрий Жуков, Геннадий Подзноев – от "Справедливой России" и Михаил Тимофеев от ЛДПР. Каждый из них по праву мог заявлять, что он местный и знает о проблемах района не понаслышке.

Вопреки ожиданиям, которые складывались из опыта предыдущих кампаний, все кандидаты имели равные возможности для агитации, для встреч с избирателями. Жуков приоритета в этом отношении не имел. Более того, вся избирательная кампания кандидата от партии власти строилась на иной модели: не власть с кандидатом шла к людям, а кандидат и народ требовали от власти.

Общественная приёмная "Единой России" стала центром по формированию перечня наказов Юрию Жукову, которые были оформлены в Народную программу. Её составителями стали тысячи реальных, а не искусственных, созданных разумом политтехнологов, жителей Пустошкинского района. Имя каждого соавтора было вписано в Народную программу.

С определённого момента кандидата от "Единой России" перестали воспринимать как инородное тело, "засланца" в район – он стал инструментов избирателей, у которых есть вопросы к власти, в том числе и региональной. Жители Пустошкинского района почувствовали в себе силу требовать. Администрации области оставалось чутко реагировать.

Кроме того, отличие избирательной кампании в Пустошке от ей подобных заключалось в том, что районные власти не способствовали продвижению кандидата от партии власти. Глава района, напротив, поддержал его оппонента, эсера Геннадия Подзноева – у того на старте кампании рейтинг был существенно выше, чем у Юрия Жукова. Подзноев стал постоянным гостем на планёрках у главы района – заранее осуществлялась "преемственность".

Один кандидат – с населением создавал Народную программу и уже выполнял некоторые её пункты. Другой – вместе с районными властями "верстал" своё будущее в новой должности…

Юрий Жуков был избран главой района с отрывом от конкурента в 2,5 раза.

Наблюдатели поспешили заявить, что администрация Андрея Турчака сдала экзамен на первых для себя выборах, что "первый блин был не комом".

На самом деле экзамен только-только начинается. Потому что вопрос не только в том, какой результат показал поддержанный главой региона, "Единой Россией" Юрий Жуков. Гораздо важнее вопрос: верное ли было принято кадровое решение, насколько адекватен и успешен окажется Юрий Жуков на посту главы Пустошкинского района. Ответ можно будет получить только со временем.

 

Кадровая кровь

По большому счёту, экзамен для областных властей не в том, кто выиграет выборы, а в том, насколько эффективен кадровый отбор. Выбор.

Вопрос об эффективных кадрах, о методологии их поиска, отбора, выращивания, использовании кадрового потенциала в преддверие целого ряда муниципальных выборов, которые пройдут в Псковской области в ближайшие года, стоит очень остро. Вымывание кадров в регионе достигло промышленных масштабов.

Особенно чётко эта проблема видна на муниципальном уровне: там колода управленческих кадров перетасована уже много раз, и какой бы умный глава района ни сел в кресло, его начинания могут быть попросту "убиты" неадекватными сотрудниками. Так, например, может случиться и в Пустошкинском районе. Речь идёт о создании системы поиска и использования, привлечения кадров для нужд Псковской области, об их эффективном использовании. Причём не только в сфере государственного и муниципального управления. Череда предстоящих муниципальных выборов ставит задачу поиска адекватных кандидатов, введения в оборот новых кадров. Пока подбор претендентов происходит почти всегда исключительно в ручном режиме, на основе политических консультаций, договорённостей. Псковской области нужен свой кадровый полигон.

Вероятно, что на ближайшую перспективу его создание станет для администрации Псковской области одной из приоритетных задач.

 

Александр Машкарин, Псковская правда.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...