В Псков вернулась отреставрированная в институте имени Репина икона XVI века "Страшный суд"

На фото: фрагмент псковской иконы XVI века «Страшный суд»

В Псковский музей-заповедник вернулись с реставрации в Академии художеств Санкт-Петербурга (институт имени Репина) две старинных иконы: икона первой половины XVI века "Страшный суд" и икона XVII века "Благовещение". Как передаёт корреспондент ПАИ, сегодня, 22 октября, их показали журналистам. По словам хранителя коллекции икон Псковского музея-заповедника Ольги Васильевой, более древняя икона - "Страшный суд", без сомнения, привлечёт в наш город просвещённых туристов, поскольку нигде больше они не смогут увидеть подобной иконографии этого исторического периода.

На фото: икона «Страшный суд»

Всё дело в том, объяснила Ольга Васильева, что первая привезённая из Константинополя икона с изображением Страшного суда появилась в России только в XIV веке и была выставлена в Благовещенском соборе Московского кремля. А когда в XVI веке всё внутреннее убранство собора сгорело, москвичи заказали новую икону "Страшный суд" именно псковским иконописцам. Согласно летописям, в 1547 году в Пскове было изготовлено несколько икон для московского Благовещенского собора и в том числе икона "Страшный суд". Видимо, предполагает Ольга Васильева, к этому времени псковские иконописцы освоили данный сюжет лучше, чем кто бы то ни было. "Тема смерти актуальна для любого человека, - заметила она, - А для жителей древнего Пскова тем более, потому что месяца не проходило, чтобы псковичи с оружием в руках не отстаивали свою землю. И светские люди, и монахи. Монахи, может быть даже, в большей степени, ведь монастыри строились и как центры духовной жизни, и как крепости".

Не известно, для какого конкретно храма была написана данная икона "Страшный суд", но она, безусловно, является одной из первых русских икон на эту тему. В коллекцию Псковского музея-заповедника она попала до Великой Отечественной войны, о чём свидетельствует проставленный на ней в 1935 году номер. Во время войны эта псковская икона в числе других наиболее ценных памятников древнерусского искусства была вывезена в Германию, а в Псков она возвратилась только в 50-х годах прошлого века – уже из новгородского музея.

 

Благодаря сотрудничеству Псковского музея-заповедника с институтом имени Репина, за последние годы питерскими специалистами отреставрировано уже 14 псковских экспонатов. Девять отреставрированных псковских икон возвратились в Псков в прошлом году и две – нынче.

 

 "Я вас сейчас просто умилю, - заметила Ольга Васильева журналистам, - Но всю эту работу институт имени Репина делает для нас абсолютно бесплатно". При этом она рассказала, что один только осетровый клей, с помощью которого укрепляют красочный слой, стОит по две тысячи долларов за килограмм. По её словам, впервые в этом году институт имени Репина выиграл федеральный грант, благодаря которому получил "ошеломляющую" сумму в 600 тысяч рублей на реставрацию ещё трёх уникальных псковских икон. А всего в псковской коллекции икон, которая насчитывает около тысячи единиц хранения, нуждаются в реставрации почти 800 экспонатов, потому что дело это не только крайне дорогостоящее, длительное, но и требующее внимания очень редких специалистов. Самые ценные памятники древнерусской живописи, к которым относится и описанная выше псковская икона "Страшный суд", проходят комплексную реставрацию. Это когда икона освобождается от всех более поздних красочных наслоений – "раскрывается" и таким образом приобретает почти что свой первоначальный вид.

 

Вторая возвращённая питерскими реставраторами икона является не только более поздней, но и гораздо меньшей по размеру, чем монументальный "Страшный суд". Казалось бы, это обычная для того времени икона на очень распространённый сюжет Благовещения. Однако Ольга Васильева обратила внимание журналистов, что на этой маленькой иконе архангел Гавриил изображён дважды: сначала он сам воспринимает от Господа благую весть, а потом передаёт её Богоматери. Таким образом, на этой иконе сразу два Благовещения, что является большой редкостью и свидетельствует о её уникальности.

 

"Всем очевидны те усилия, которые прилагает наша областная администрация для того, чтобы Псков был не просто древним городом, но и городом, который активно посещается туристами", - сказала хранитель псковской коллекции иконописи и ещё раз подчеркнула, что прибывшие в Псков отреставрированные иконы являются как раз теми музейными экспонатами, подобных которым туристы не смогут увидеть нигде больше.

 

Правда, какое-то время обе иконы пробудут на карантине. По словам Ольги Васильевой, после реставрации им необходимо "выстояться". Бывает, что отреставрированную икону очень долго невозможно поместить в экспозицию, как это случилось с псковской иконой "Богоматерь на престоле", которую более 20 лет восстанавливали в Центре Грабаря в Москве. Сейчас она лежит на полке в хранилище Псковского музея-заповедника, потому что с ней "постоянно что-то происходит". "Там очень сложная связь между красочным слоем, доской и левкасом", - объясняет хранитель коллекции икон. – Она то и дело вздувается. Вероятно, первоначально эта икона очень долго находилась в отсыревшем помещении".

 

Икона "Страшный суд", по оценкам музейщиков, "крепкая", в Псков её доставили в сухую и ясную погоду ("Господь нам благоволил"), но до следующего лета она навряд ли появится в экспозиции, потому что в холодное время года было бы очень нежелательно переносить её через двор - из хранилища Псковского музея-заповедника в Поганкины палаты.

 

Интересно, что в этом году с псковской иконой "Страшный суд" познакомились также исландские специалисты. Вернее, не с самой иконой, а с её изображением. Оказывается, изображение этой псковской иконы использовал в своём докладе на исландской конференции проректор Академии художеств Юрий Бобров, доказывая, что псковские иконописцы почти буквально воспроизвели на ней описанное в древнеисландском эпосе "Старшая Эдда".

 

Вместе с отреставрированными иконами в Псков из Санкт-Петербурга прибыли их паспорта, которые Ольга Васильева тоже сочла нужным показать журналистам, сравнивая их с паспортами тридцатилетней давности. Теперь такие документы изготавливаются в соответствие с новейшими технологиями: к каждому паспорту прилагается не только исчерпывающие фотоматериалы, но даже компакт-диски, которые позволяют специалистам оценить проделанную реставраторами работу и сравнить, как музейный экспонат выглядел до и после.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...