Из старшеклассниц Яммской школы-интерната будут воспитывать сильных матерей

Пресс-релиз Псковского областного отделения Российского детского фонда.

На фото: участницы семинара в Идрице

Второй двухдневный семинар-практикум по коррекции и развитию материнской сферы будет проходить 11-12 ноября для воспитанниц Яммской школы-интерната, в которой воспитывается около 75 детей-сирот. Мероприятие проходит в рамках проекта Псковского областного отделения Российского детского фонда "Технологии социально-психологической работы с воспитанницами интернатных учреждений "Коррекция и развитие материнской сферы".

 

Проект Детского фонда реализуется на средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проект вошел в число 89 проектов, получивших грант Фонда по направлению "Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства". В ходе конкурса экспертная комиссия оценила 306 проектов по данному направлению.

 

Директор Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов социальной защиты населения г. Москвы, член Конкурсной комиссии Фонда по отбору программ и проектов Евдокия Холостова: "Проект, безусловно, имел все основания для победы. Во-первых, он нацелен на то, чтобы воспитанницы школ-интернатов создали в будущем гармоничные семьи, в которых бы росли психологически здоровые дети. Очень важно и то, что технология "Коррекция и развитие материнской сферы" будет внедряться в работу педагогов и специалистов по социальной работе интернатов. Ни одна обучающая программа, даже системы высшего образования, не учитывает всех тонкостей работы с воспитанниками школ-интернатов. Поэтому семинары для сотрудников интернатных учреждений по практическому применению технологии – это бесценный опыт".

На фото: участницы семинара в Идрице

14-15 октября в Идрицкой школе-интернате (дер. Шушково) состоялся первый семинар-практикум в рамках данного проекта. Прошла апробацию технология социально-психологической работы с воспитанницами детских социальных учреждений "Коррекция и развитие материнской сферы". Его участницами стали 14-17-летние девочки, воспитывающиеся вне семьи. Некоторые их них пережили сексуальное насилие, у некоторых наблюдается подростковый промискуитет (частая смена половых партнёров). Поэтому так важно помочь каждой из них осознать роль матери, стать лучшей матерью себе самой, по крупицам набрать опыт ответственного материнства. Каждой из них важно отказаться от осуждения собственной матери, принять свою ситуацию такой, "как она есть", и сделать шаг вперёд – упорядочить свою жизнь, самой построить семью и воспитать собственных детей. Для этого нужны соответствующие установки в сознании и поведении, которые могут быть сформированы с помощью предлагаемой технологии.

 

12 старшеклассниц с интересом наблюдают за новыми в их школе-интернате людьми. Студент-стажер Ксения и Надежда Александровна Цветкова готовятся к занятию. Надежда Цветкова - профессор кафедры психологии развития и образования Псковского государственного педагогического университета им. С. М. Кирова, разработчик и главный специалист проекта "Коррекция и развитие материнской сферы". Именно она будет вести все занятия. А урок сегодня особенный – он посвящен материнству.

 

Раздали необычные тетради… В них какие-то незаконченные рисунки, схемы… – все очень любопытно. Послышались первые смешки и вопросы. Тетрадь составлена в виде дневника самоисследования. 22 задания диагностико-коррекционного характера. Каждое из них позволяет обратить внимание девочек на какую-то предпосылку ответственного материнства, оценить уровень её развития у себя и тут же внести коррективы, если для этого есть основания и желание. После индивидуальной работы в этой тетради следует групповое обсуждение результатов… и всплывающих проблем.

 

"Психотерапевты отмечают закономерность: если женщина не эффективна как мать, значит, она не эффективна и как жена, и как женщина, - объясняет Надежда Цветкова, - поэтому мы, прежде всего, начинаем работать с отношением девочек к своему телу, поскольку тело – это единственное, что им принадлежит целиком и полностью. Но девочка и её тело – это не одно и то же. Она нечто большее, чем тело, она управляет им. Девочка решает, во что его с утра одеть, чем накормить, кому и по какой причине разрешить касаться его… Она ответственна за свое сексуальное поведение. Эту простую истину помогает осознать упражнение "Портрет физических контактов". В тетради нарисован контур женского тела. Его нужно раскрасить тремя цветами: красным (к этим частям хозяйка тела и другие люди прикасаются чаще всего), жёлтым (к этим частям прикасаются довольно часто), синим (прикосновения редкие). Не закрашенными остаются те части, к которым никто, кроме самой девочки, не прикасается".

 

Вызывает интерес девочек генеалогическая работа. У меня были (или есть) родители, дедушки и бабушки. Есть я, у меня будет муж, и у нас родится ребенок… Девочки говорят о своём прошлом и строят модель своей будущей семьи. Таких героев не было в их рисунках, но после рассказов Надежды Цветковой правильной кажется только такая логика.

 

Чтобы девочки могли осознать качества, выделяющие сильную любящую мать среди взрослых женщин, предлагается по ряду обсужденных в группе признаков отыскать в школе-интернате таких женщин и описать чувства, которые они вызывают у девочек. Следующее задание - познакомиться со своей "избранницей" ближе: можно даже написать ей письмо или открытку. Общение с "живым примером" может продолжиться и после тренинга.

 

Пережить чувство ответственности за своё материнское поведение позволяет упражнение "Проект сырого яйца". Девочки в начале встречи получили куриные яйца, призванные играть в течение двух дней роль "новорожденных детей". Сами участницы групповой работы "превратились в молодых мам". Каждая определила пол своего ребёнка, дала ему имя, написала его на скорлупке и объяснила, почему именно это имя будет носить её дитя. За "новорожденным" нужно было наблюдать днем и ночью, сохранить его и принести в конце тренинга "живым и здоровым". Статистика - пусть и сухая наука, но иногда весьма красноречивая: 5 яиц из 15-и пришлось отправить на "кладбище", одно оказалось потравмированным - не доглядели. Обычно после обнаружения таких фактов в студенческой группе следует "судебное разбирательство" причин жестокого обращения с детьми. Но в этом случае оно не проводилось. Некоторые из девочек слишком ранимы и слишком хотят "быть хорошими", поэтому допускают оплошности. Игра вызвала и слезы, и желание поговорить наедине. Индивидуальные встречи – стандартная практика после завершения групповой работы. Обязанность психолога в таких случаях - ответить на все вопросы, чтобы девочки почувствовали душевное облегчение.

 

Ксения Бодрова, студентка IV курса отделения социальной работы факультета социальных технологий ПГПУ им. С.М.Кирова и стажер программы, впервые в жизни участвовала в подобном тренинге, как и воспитанницы интерната, поэтому смогла беспристрастно оценить его эффективность: "Это было супер! Во-первых, для меня это полезно с точки зрения обучения, так как я будущий специалист в этой области. Во-вторых, я лучше узнала себя в процессе занятий. Легче стала относиться к тому, что делала моя мама, научилась прощать. Я была удивлена, что девочки стремились к тому, чтобы рассказать о своих семьях, о своем опыте общения с сестрами, братьями, о том, как они держали детей на руках… Я-то думала, для них это болезненная тема, и они будут замкнуты, но после упражнений невозможно было держать эмоции в себе".

 

После того как семинары-практикумы для воспитанниц пройдут еще в двух школах-интернатах – в Опочецком и Гдовском районах, начнется работа с педагогическими коллективами. На каждом тренинге обязательно присутствует психолог или социальный педагог интерната, но мечта разработчиков программы "Коррекция и развитие материнской сферы" – поработать со всеми педагогами: учителями литературы и русского языка, учителями труда и др. Надежда Цветкова считает, что в руках педагогов сосредоточены большие возможности, о которых многие даже не догадываются: "Например, учитель труда – это настоящий арт-терапевт: выжигая рисунок или сшивая кусочки ткани, ребенок на его уроках выражает свой внутренний мир, изживая таким образом страхи и боль".

 

Через год планируется повторная социально-психологическая диагностика воспитанниц Идрицкой школы-интерната. Полученные данные сравнят с показателями одноклассниц, не принимавших участия в семинарах-практикумах. Тогда будет сделано заключение об эффективности разработанной технологии.

 

"Но очевидный результат работы будет заметен не ранее, чем через 5 лет, - уверена Надежда Цветкова, - когда девушки будут выходить замуж и задумываться о рождении детей. Только ради того, чтобы они претворили свои мечты о счастливой семье в жизнь, и стоит работать".

 

Важность своевременного проведения таких семинаров-практикумов с воспитанницами интернатов подчеркивает заместитель председателя правления Псковского областного отделения Российского детского фонда Татьяна Бодрова: "В настоящее время на территории Псковской области функционирует 19 интернатных учреждений, в которых воспитывается около 3000 детей. Из них примерно 800 девушек в возрасте от 13 до 18 лет. В подсознании таких детей живет страх, что они не смогут принять своего младенца так же, как когда-то не приняли их самих. На разрушение этого стереотипа и направлена наша работа. Воспитание "сильной любящей" матери – длительный и трудоемкий процесс. Мы исходим из того, что материнская сфера наших старшеклассниц не является застывшим образованием, ее развитие на каком-либо этапе может быть скорректировано методами социально-психологической работы".

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...