Итоги проверки системы здравоохранения подвели в прокуратуре Псковской области

Пресс-релиз прокуратуры Псковской области.

26 ноября 2009 года в прокуратуре Псковской области состоялось заседание коллегии прокуратуры Псковской области.

 

Мероприятие посвящено результатам проверки исполнения законодательства об охране здоровья граждан, в том числе соблюдения их права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях, а также качества оказываемой медицинской помощи.

 

Коллегия отметила, что в целом органами государственной власти и местного самоуправления принимаются определенные меры в сфере охраны здоровья граждан, в том числе направленные на повышение качества оказываемой медицинской помощи. В области здравоохранения реализуется ряд долгосрочных целевых программ, на их финансирование выделено более 29 млн. руб. Свыше 1 тыс. жителей региона в текущем году направлены в федеральные учреждения здравоохранения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

 

Вместе с тем состояние здоровья населения в течение последних пяти лет характеризуется низким уровнем рождаемости и высоким показателем смертности. В текущем году число родившихся по сравнению с 2008 годом увеличилось только на 0,9%, в то время как в среднем по Северо-Западному федеральному округу на 5,4%. Смертность населения в 2 раза превышает рождаемость. В 73% случаях причинами смертности населения являются болезни системы кровообращения и новообразования. Число лиц, страдающих раковыми заболеваниями и заболеваниями системы кровообращения, в течение последних 5 лет планомерно увеличивается.

 

На финансирование Территориальной программы государственных гарантий оказания жителям области бесплатной медицинской помощи в 2009 году выделено 3,8 млрд. руб. (в июле 2009 года дополнительно выделен еще 71 млн. руб.) В то же время дефицит программы составляет 28,5 %. Нормативы финансовой обеспеченности по отдельным показателям (например, один вызов скорой помощи, одно посещение амбулаторно-поликлинического учреждения) занижены по сравнению с федеральной программой государственных гарантий, что послужило основанием после отклонения протеста прокуратуры области для оспаривания указанного правового акта в судебном порядке.

 

Органами местного самоуправления также издавались незаконные правовые акты, касающиеся порядка установления платных услуг (Куньинский, Печорский, Островский и другие районы).

 

В регионе отсутствуют правовые акты, определяющие порядок осуществления целительской деятельности, обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей. Существует коллизия норм областного законодательства в сфере обеспечения полноценным питанием детей в возрасте до трех лет.

 

Органами местного самоуправления не определены конкретные нормативы выезда и прибытия к пациентам бригад скорой медицинской помощи для соответствующих административных территорий.

 

Укомплектованность медицинскими кадрами составляет в среднем по области лишь 50 %. Особенно это характерно для системы детского здравоохранения и при оказании амбулаторно-поликлинической помощи. Так, в г. Великие Луки нехватка детских врачей-специалистов в МУЗ "Детская городская больница" в 2009 году составляет 9 человек, в г. Пскове отсутствует 6 участковых врачей педиатров. На момент проверки в октябре 2009 года в поликлинике № 2 г. Пскова плановая запись на прием к врачам  "узких" специальностей осуществлялась на конец 2009 года.

 

Государственный комитет по здравоохранению и фармации по Псковской области предпринимал меры по осуществлению контроля за качеством оказываемой медицинской помощи. Вместе с тем проверками в 2009 году охвачено лишь 6% из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Между тем факты некачественной медицинской помощи имеют место в МУЗ "Печорская Центральная районная больница", в МУЗ "Детская городская поликлиника № 2 г. Пскова" (недооценено состояние ребенка перед вакцинацией и он был госпитализирован). Зафиксирован один незаконный отказ медсестры ГУЗ "Кожно-венерологический диспансер" в оказании медицинской помощи ребенку, прибывшему из Санкт-Петербурга. После принятия мер прокурором г. Пскова 3 лица привлечено к дисциплинарной ответственности.

 

При проведении плановой экспертизы по оказанию медицинской помощи в ГУЗ "Великолукский онкологический диспансер", ЗАО "Макс М" установлено, что из 105 медицинских карт стационарных больных в 23 выявлены нарушения. По ряду историй болезни установлено, что обследование и лечение больных не соответствовало утвержденным стандартом, заключительные диагнозы не полные, выявлены случаи неправильной госпитализации и т.д.

 

В условиях сегодняшнего дня обострились проблемы оказания скорой медицинской помощи, не смотря на то, что обеспеченность санитарным автотранспортом в области выше утвержденных нормативов, допускаются факты несвоевременного выезда машин "скорой помощи" по вызовам граждан. К примеру, в Пыталовском районе выявлен факт, когда обслуживание вызова длилось около полутора часов. В Дновском районе имел место случай, когда несмотря на 6 звонков в службу скорой помощи, в течение более 1 часа "скорая помощь" не выезжала, гражданин умер. В настоящее время проводится проверка в порядке ст. 144, 145 УПК РФ.

 

Изучение отдельных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок оказания скорой медицинской помощи на территории муниципальных образований, показало, что зачастую в них указывается, что выезд бригады скорой медицинской помощи в сельские населенные пункты осуществляется только по вызову фельдшера ФАПа. Это ограничивает права населения самостоятельно осуществлять вызов скорой медицинской помощи и противоречит требованиям действующего законодательства.

 

В отдельных районах машины "скорой помощи" в той или иной степени не соответствуют требованиям Правил дорожного движения (Красногородский район) (отсутствие ремней безопасности, огнетушителей и др.).

 

Значительное число нарушений допускается при оказании платных услуг. Так, в МУЗ "Бежаницкая больница" в нарушение требований закона ряду граждан была незаконно замещена бесплатная услуга "эндоскопическое исследование" на платную услугу. По искам прокурора в суд необоснованно внесенная плата им возмещена (41 иск).

 

Имеют место случаи оказания лечебно-профилактическими учреждениями платных медицинских услуг при отсутствии специального разрешения соответствующего органа управления здравоохранением (МЛПУ "Куньинская Центральная районная больница", МУЗ "г. Великие Луки Центральная городская больница", МЛПУ "Островская Центральная районная больница").

 

В ряде учреждений здравоохранения г. Пскова и Великие Луки, Невельского района договоры на оказание платных услуг не соответствовали требованиям закона. Например, прокурором Невельского района при изучении договоров на оказание платных медицинских услуг, заключенных с МУ "Невельская ЦРБ", установлены факты направления отдельными работодателями работников на периодические профилактические медицинские осмотры за счет собственных средств. Так, ряд работников ООО "Торговый дом "Невель" были вынуждены самостоятельно заключать договоры с учреждением здравоохранения и за свой счет оплачивать прохождение медосмотров. Аналогичные случаи имели место и в ООО "Ольга", ООО "Коммунсервис", Невельском РАЙПО, образовательных учреждениях, подведомственных Управлению образования администрации Невельского района. По результатам проверки в адрес руководителей указанных организаций и учреждений прокурором района внесены представления.

 

В регионе имели место случаи оказания в салонах красоты под видом косметических и парикмахерских услуг отдельных видов услуг медицинских (пирсинг, татуаж, массажи, в том числе с применением ультразвука и т.д.), требующих для их проведения специальных условий, образования, а также получения субъектом предпринимательской деятельности соответствующей лицензии. Многочисленные нарушения выявлены в ходе проведения вакцинации детей и осуществления контроля за поствакцинальными реакциями. Так, в Куньинском, Дновском, Невельском районах в медицинских картах детей в ряде случаев отсутствовали сведения о согласии родителей на проведение прививок. Двумя образовательными учреждениями г. Невеля не соблюдались сроки проверки реакции после прививок против дифтерии, столбняка, полиомиелита, нарушались требования к учету и хранению иммунобиологических препаратов. Медицинское наблюдение за пациентами после введения вакцины не велось в МУ "Печорская ЦРБ". При проведении профилактических прививок против полиомиелита детям первого года жизни не обеспечено медицинское наблюдение на 2-ой и 7-ой день после иммунизации в г. Пскове и Куньинском районе. Практически повсеместно установлены факты несоблюдения санитарно-гигиенических требований в учреждениях г. Пскова, Великие Луки, Красногородском, Островском, Невельском, Печорском районов.

 

Всего, в рамках проверки прокурорами выявлено 391 нарушение закона. В целях их устранения принесено 7 протестов, внесено 42 представления, объявлено 4 предостережения, возбуждено 7 дел об административных правонарушениях.

 

На коллегии также была затронута тема распространения в регионе гриппа А/Н1N1 в связи с тем, что Псковская область оказалась в числе 46 субъектов, где эпидемиологические пороги заболеваемости по гриппу и ОРВИ превышены. С 15.11.2009 по 20.11.2009 ОРВИ и гриппом заболело свыше 14 тыс. человек, зарегистрировано 63 лабораторно подтвержденных случая заболевания гриппом А/Н1N1. По данным Управления Роспотребнадзора по Псковской области за текущий период 2009 года в области зарегистрировано около 6 тыс. больных гриппом, что почти в 2 раза превышает число лиц заболевших данным заболеванием в течение 2008 года. Увеличилась на 11% и заболеваемость населения острыми инфекциями верхних дыхательных путей (155 тыс. в 2009 году против 139 тыс. в 2008 году).

 

Несмотря на то, что в ходе проведения иммунизации против сезонного гриппа привито более 115 тыс. человек (16,6% населения области при рекомендуемых 15%), заболеваемость гриппом и ОРВИ по совокупному населению с 16.11.2009 по 20.11.2009 превышала эпидемиологические пороги в 4 раза. Область оказалась неготовой к своевременному качественному и доступному обеспечению населения лекарственными средствами в условиях более повышенного спроса. У поставщиков необходимого количества лекарственных средств не оказалось, а мер к заключению договоров с другими оптовиками, аптечные учреждения своевременно не приняли. Практически повсеместно в аптечных заведениях отсутствует необходимый минимальный ассортимент лекарственных препаратов, применяемых для лечения гриппа, что потребовало принятия мер прокурорского реагирования.

 

По итогам коллегии горрайпрокурорам предложено в первом полугодии 2010 года проанализировать складывающуюся в городах и районах обстановку, на основе анализа запланировать и провести соответствующие проверки; устранение выявленных в ходе ранее проведенной проверки нарушений взять под личный контроль; с привлечением специалистов Роспотребнадзора провести проверки исполнения законодательства при вакцинации населения области протии гриппа А/H1N1. Прокурорам приграничных районов предложено незамедлительно организовать проверки исполнения законодательства контролирующими органами, действующими в пунктах пересечения границы, в части полноты принимаемых ими мер недопущению распространения заболеваемости пандемическим гриппом. Кроме того, контролирующим органам рекомендовано активнее вести разъяснительную работу с населением, в том числе и через средства массовой информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...