Особое мнение о рейтенге Путина В.В.

В. ШЕНДЕРОВИЧ: ...................... дело в том, что первое, что начал делать еще исполняющий обязанности президента, еще премьер-министр, наследник Путин - первое, что он начал делать: он начал уничтожать независимую телекомпанию НТВ. Его понять можно. Это рациональный был поступок. Потому что либо независимая телекомпания – либо президент Путин. Было понятно, что чего-то одного не будет. При независимом телевидении такие люди, с такой биографией и такими методами - президентами не становятся. Значит, надо было искоренить независимое телевидение, что и было сделано. Первый удар был нанесен по телевидению. Поэтому мне с этой фигурой, с этой командой было ясно все по понятным причинам чуть раньше, чем остальным.

А. ГРЕБНЕВА: Хотелось бы понять: как вы определили? Потому что был вот этот эффект среди некоторых представителей интеллигенции, вот это восхищение: новый президент, молодой, в противоположность Ельцину, образованный…

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Знаете, я тогда еще сказал… когда один из доводов был, что он не пьет, я тогда же сказал: лучше бы он пил. Насчет образованности – это переборщили! Это пиар. Никакой там особенной образованности нет, казарма прет. Только приоткрой дырочку – оттуда лезет казарма. Пиар был создан вполне успешный. Работали, действительно, умные, талантливые люди над созданием образа. В джемперочке, скромненький, обаятельный, неизвестный – это эффект хорошо сработал, потому что всех остальных знали, от всех остальных уже тошнило... А тут - эффект новенького. Глядишь, вдруг чего-то там, да? Кривая вывезет. Но, повторяю, я-то смотрел не только… Во-первых, я и в глаза успел посмотреть.

А. ГРЕБНЕВА: Тоже увидели горящие буквы «КГБ»?

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Ну, нет, я увидел абсолютный цинизм. Я увидел абсолютного отморозка. Для меня все было ясно, после личной встречи - все было ясно. Он лгал - и лгал в глаза! И для этого не надо было, собственно, смотреть в глаза. История с похищением Бабицкого – если вы помните такую историю – она была уже очень характерной. При нем сразу начали пропадать… сразу. Вот его приход во власть ознаменовался вещами, которых не случалось при Ельцине. Фактически это, в некотором смысле, соучастие в похищении человека, говоря европейским цивилизованным языком. Там было все довольно ясно. Речь не обо мне. Речь о том, что - я беседую с умными, милыми, интеллигентными, образованными, хорошими людьми, которые говорят: нет, ну мы вот начали чего-то чухать… вот Ходорковского когда посадили, вот тогда что-то… Второе четырехлетие Путина вызвало у них какие-то отрицательные… а в начале вроде все делал правильно! Мне было как-то все виднее по понятным причинам.

А. ГРЕБНЕВА: Но россияне по-прежнему очарованы. Судя по опросам. Предновогодний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения, декабрь 2009 года. Первое место в рейтинге элиты – как и в предыдущие годы – занимает Владимир Путин. Его к этой группе лучших людей России относят почти 70 процентов россиян.

В, ШЕНДЕРОВИЧ: А как вы думаете, почему к концу правления Ельцина его освистывали, улюлюкали? Почему не было такой поддержки Ельцина, а есть поддержка Путина? У вас есть объяснение?

А. ГРЕБНЕВА: Ну, это вы здесь в «Особом мнении», вы попробуйте.

В. ШЕНДЕРОВИЧ: У меня есть простое объяснение. Просто при Ельцине была свободная пресса. И «Ельцин – иуда» не кричал только ленивый. И всякая промашка Ельцина была предметом жесткого комментария, да? Со всех сторон: слева, справа, от коммунистов, от либералов, от кого угодно. А при Путине нет свободной прессы.

А. ГРЕБНЕВА: Сейчас есть интернет – пожалуйста!

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Нет, интернет – забудьте! Социологический опрос – это не интернет. Социологический опрос – это телевидение. Это большой шприц, который закачан в головы, да? И что там эти полтора процента где-то у себя, в этой паутине, барахтаются как в спектакле у Славы Полунина… - это все наши мелкие радости. Страна голосует так, как говорит телевидение, до тех пор, пока не кончается еда. Когда кончается еда, то разрыв между телевидением и продуктовым прилавком, животом становится слишком очевидным. Вот тогда рушится все сразу, резко! При стопроцентном рейтинге. Все единодушно одобряют и поддерживают – и все рушится!

А. ГРЕБНЕВА: То есть, власти повезло, что этот кризис экономический 2007-2009 гг. не нанес такого сильного удара, что еда не закончилась?

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Кризис упал на очень мягкую подушку, накопленную. Очень мягкую подушку. Тут и огромная нефтяная халява, и реформы экономические, которые заработали при Ельцине. При Ельцине! Вот проклятый Гайдар, вот проклятые эти демократы, - вот они сделали так, чтобы сегодня была эта подушка, чтобы что-то работало, да? Повезло им, повезло. Еще раз говорю: системы меняются. Изменения происходят либо эволюционно (что желательно), либо революционно, что нежелательно. Эволюционно они происходят там, где действия власти являются предметом ежедневного жесткого, критического анализа. И первых лиц власти. И вся информация негативная становится первым событием на телевидении! Всякая негативная информация о власти и о носителях власти. Тогда в таких странах рейтинг власти невысок, как в какой-нибудь Швейцарии, а уровень жизни народа высок, наоборот. Потому что власть под постоянным контролем, да? И в списке Форбс нет никого из тех, кто руководит Швейцарией. Которая живет как-то получше нашего. Вот простая связь. Поэтому при Эрнсте, Добродееве, Кулистикове, при этих телеканалах, при сегодняшних, при этой пропаганде десятилетней, конечно, будет высокий рейтинг! У Ким Чен Ира еще выше - там вообще 100%. У нас 70%, а в Северной Корее - cто. Только вот какая штука. При этих ста процентах рейтинга Ким Чен Иру не рекомендуется при погашенном свете появляться среди сограждан без охраны – растерзают в мелкий клочок. Потом будет кусочек кровавого мяска и стопроцентный рейтинг на нем сверху. На память. Это судьба всех тоталитарных режимов – чем выше рейтинг, тем опасней. Кстати, при нашей единственной встрече в Кремле я пытался с Владимиром Владимировичем этим историческим опытом поделиться. Знанием.

А. ГРЕБНЕВА: Как он отреагировал?

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Он отреагировал с вниманием. Не ответил ничего. Я ему приводил в пример Чаушеску.

А. ГРЕБНЕВА: Замечательный пример…

[ССЫЛКА]
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...