ГЕНЕРАЛЬНЫЙ реКОНСТРУКТОР со скамейки запасных

25 января исполнилось 80 лет Почётному гражданину города Пскова Анатолию Тимофеевичу Васильеву, которого, как бы в шутку, а на самом деле очень даже всерьёз иногда называют "лучшим псковским мэром всех времён и народов" и главным реКОНСТРУКТОРОМ не только областного центра, но и всей Псковской области.

И это всё о НЁМ

Ведь это благодаря ему в самые «застойные» годы в Пскове, как на дрожжах, росли новые микрорайоны. Это он затеял когда-то газификацию сначала областного центра, а потом уже и псковской глубинки. Это его стараниями на месте бывшего гарнизонного склада был воссоздан полковой храм Александра Невского. Это он в условиях жесточайшего экономического кризиса, последовавшего за дефолтом, сумел довести до конца реконструкцию музея-заповедника «Михайловское» (кстати, именно за этот грандиозный труд Васильев вместе со своим коллективом был удостоен Государственной премии!). Это в его правление в Пскове были построены действующие и поныне первые очистные сооружения (до Васильева неочищенные канализационные стоки сливали в речку прямо в городской черте). Это при нём в областном центре каждые два года открывалась новая школа. Это когда он был председателем горисполкома, в Пскове появились Зелёный театр, памятник Неизвестному солдату и новое здание музея-заповедника. Это возглавляемая Васильевым Генеральная дирекция "Псковреконструкция" ещё в прошлом веке начала приводить «в божий вид» старинные псковские монастыри (Снетогорский, Елеазаровский, Крыпецкий…), вывела из аварийного состояния церковь Богоявления с Запсковья и, например, усадьбу Софьи Ковалевской в Полибино, а также отреставрировала дом Масона.

 

А между прочим, когда в конце шестидесятых его пригласили на должность первого заместителя председателя горисполкома, Васильев так категорически упирался, что у него чуть не отняли партбилет. Да и было с чего упираться. Такую же суровую, как нынешняя, зиму 1968-69 гг. он запомнил на всю жизнь. Котельные тогда топились углём и из-за его нехватки то и дело вставали. Анатолию Тимофеевичу не раз приходилось среди ночи просить директоров псковских заводов снимать рабочих с производства, чтобы разгружать прибывшие на вокзал вагоны со смёрзшимся топливом (уголь сначала дробили отбойными молотками прямо на вокзале и только потом развозили по котельным)…

 

Но именно в это трудное время Васильев, как он сам объясняет, понял, что главное в любом деле – создать людям условия для жизни и работы (старожилы уверяют, что при Васильеве даже рабочий микроклимат в домоуправлениях изменился до неузнаваемости). И стал заниматься этим последовательно и целенаправленно. Сначала в горисполкоме, а потом и в качестве заместителя председателя облисполкома.

 

Попытки переманить Анатолия Тимофеевича в Москву тоже предпринимались и притом неоднократно. Но тут уж Васильев настоял на своём – и ни с места, потому что он всегда был и остаётся патриотом Пскова. Говорит, в нескончаемых столичных командировках только и думал: поскорее бы домой.

 

В хоккей играют настоящие мужчины

Но в эти морозные дни застать юбиляра дома было не так-то просто. Навёрстывая упущенное в более слякотные зимы, он теперь почти не расстаётся со своей клюшкой. И это совсем не та клюшка (от слова "клюка"), о которой вы подумали, учитывая столь почтенный возраст нашего героя. Что касается Анатолия Тимофеевича, то он берёт из дома самую что ни на есть хоккейную, обувает коньки и как ни в чём не бывало гоняет в свои восемьдесят по катку стадиона "Машиностроитель".

Анатолий Тимофеевич Васильев. Январь 2010 года.

Секрет не подверженной коррозии молодости Анатолия Тимофеевича прост: он делает ежедневную 45-минутную утреннюю зарядку почти столько же лет, сколько себя помнит. А выпивает лишь по большим праздникам, и только красное вино (один-два бокала за вечер). Правда, как и все его сверстники, в детстве Толик собирал окурки и для солидности пробовал курить. Но это гиблое дело ему с первого же раза не понравилось, поэтому впоследствии он только притворялся, будто курит, чтобы не ронять перед пацанами своего "мужского достоинства". А сам чуть только, так сразу бежал на стадион – тренироваться.

Анатолий Васильев (в центре). 1959 год.

Самый знаменитый псковский Васильев пристрастился к хоккею и футболу ещё в те далёкие послевоенные годы, когда в каждом дворе и на пустырях за домами все мальчишки только и делали, что с утра до вечера гоняли мячик или чиркали клюшками по замёрзшим лужам. Много лет подряд его избирали капитаном псковского "Спартака", и поэтому к тридцати годам он сделал карьеру не только главного конструктора отдела и главного инженера проекта в институте "Псковгражданпроект", но и главного в Пскове играющего тренера. Он и сегодня за старшего в любительской футбольной команде пенсионеров Псковской дивизии. По крайней мере, по возрасту, так как почти все остальные игроки этой команды годятся ему в сыновья, и только один пошёл на рекорд Васильева, но и тому ещё нет и семидесяти.

 

Увлечение Васильева хоккеем не прошло для псковичей даром. Когда он пришёл в горисполком, то чуть ли не в каждом псковском дворе стали сооружать хоккейные коробки (жалкие останки которых сохранились кое-где и по сию пору).

 

Мировому хоккею от увлечённости бывшего председателя Псковского горисполкома спортом тоже перепало.

 

- Был среди моих воспитанников один талантливый мальчишка, - вспоминает Анатолий Тимофеевич, - Звали его Витя Фёдоров. Потом он сам стал тренером и вдобавок замечательным отцом. А уж его сына Сергея знают хоккейные болельщики всего мира.

Между прочим, оба этих Фёдоровых время от времени навещают Анатолия Тимофеевича, а также регулярно с ним созваниваются. И Виктор по старой памяти зовёт его своим учителем. Ну а Сергей в своих интервью западным журналистам всегда особо оговаривает, что местом его рождения является старинный русский город Псков.

 

Действительно, когда такие люди, как Васильев, живут в этом городе, можно только гордиться, что ты тоже из «скобарей».

 

Мы пскопские!

Более чистопородного скобаря, чем Анатолий Тимофеевич, вы вряд ли найдёте. Он родился всего в 20 километрах от Пскова, и даже срочную проходил не где-нибудь, а в родных воздушно-десантных войсках. В начале тридцатых годов прошлого века многим зажиточным крестьянским семьям пришлось перебираться в город перед угрозой раскулачивания. Трудолюбивые Васильевы были как раз из таких - вот так годовалый Толик и заделался "коренным" псковичом.

Анатолий Васильев. 1940 год.

Будущего Почётного гражданина Пскова ещё в школе ставили всем в пример. Но в пятом классе отличник Толя Васильев всё равно остался на второй год: сначала он пошёл в пятый класс в сорок первом году, а потом ещё раз – в сорок пятом. Зато после войны Анатолий вернулся в школу куда более образованным. Ведь за четыре военных года он самостоятельно выучил в трудовом лагере немецкий язык, поднаторел в географии, исколесив вместе с семьёй пол-Европы, и вдобавок освоил рабочую специальность.

 

Угнанного в Германию подростка заставляли работать в цеху по 10 часов в день, а кормили так: на завтрак – миска чая с сахарином и кусочек хлеба, на обед – овощная баланда (отвращение к варёным овощам Васильев питает по сей день), на ужин – ещё один кусочек хлеба и кусочек маргарина. Зато пинков от немецкого бригадира было немеряно. Тот ведь считал себя представителем высшей расы и распускал руки всякий раз, когда ему казалось, что мальчишка недостаточно старается.

 

Но мир не без добрых людей и очень скоро два француза (Анатолий Тимофеевич до сих пор помнит, что их звали Андрэ и Роберт) взяли шефство над оголодавшим псковским пареньком. Ведь в отличие от советских рабов, французы регулярно получали из дома и от Красного Креста посылки. С каждой Толику перепадала плитка шоколада, а ещё галеты. А когда он совсем пообносился, старшие товарищи даже сшили ему ботинки, перекроив пару своих.

 

Не зря же в середине 80-х, когда Анатолий Тимофеевич уже был председателем горисполкома, Псков начал налаживать побратимские связи с французским городом Арлем.

 

…Весной 1945-го будущий "Заслуженный строитель России" наконец-то вернулся на родину и сразу же принялся за "реконструкцию" разрушенного Пскова. Он тогда помогал дяде строить дом, куда Васильевы перебрались с наступлением холодов.

Анатолию - семнадцать.

Знаменитое Постановление правительства о комплексной реконструкции и реставрации памятников истории и культуры в Новгороде и Пскове вышло гораздо позже – только в 1988 году. Тогда и были созданы Генеральная дирекция реконструкции Новгорода и Генеральная дирекция «Псковреконструкция».

1966 год. С супругой Антониной Фёдоровной и дочерью Ольгой (Антонина Фёдоровна работала в областной научной библиотеке, руководила Псковским музеем-заповедником, Ольга Анатольевна Васильева теперь является хранителем коллекции икон Псковского музея-заповедника).

К тому времени наш герой давно уже с отличием закончил Псковский строительный техникум, отучился заочно в Ленинградском инженерно-строительном институте, прошёл путь от простого до главного инженера в «Псковгражданпроекте", одиннадцать с половиной лет проработал в городской администрации (из них восемь лет – в качестве председателя горисполкома), а затем был приглашён в облисполком – на должность первого заместителя председателя. Возглавить "Псковреконструкцию" Анатолию Тимофеевичу предложили в 1991-м - уже после того, как он вышел на пенсию.

2002 год. С президентом Владимиром Путиным на церемонии вручения коллективу  «Псковреконструкции» Государственной премии.

…Если бы у Великого Новгорода нашёлся такой же деятельный пенсионер, их "реконструкция", может, и не приказала бы долго жить уже в начале 90-х. А славная история псковской гендирекции продолжалась долгих 17 лет, пока несгибаемый и пользующийся заслуженным авторитетом в федеральных министерствах и ведомствах Васильев опять не вышел на пенсию. Теперь уже окончательно, рассчитывая, что в Пскове найдётся кому продолжать начатое им дело. Чем и воспользовалась прежняя областная администрация, которая быстренько прикрыла или, как это тогда называлось, "оптимизировала" "Псковреконструкцию".

 

Наука побеждать

С Васильевым такие номера не проходили. Пока Анатолий Тимофеевич был, что называется, при делах, он гнул свою линию, несмотря ни на что. Не зря же в Пскове и по сей день ходят легенды о том, как на всех занимаемых им ответственных должностях Анатолий Тимофеевич умел "выбивать" из Москвы деньги. (Если б Васильев работал в "Псковреконструкции" до сих пор, может, и подземный переход на площади Ленина не казался бы псковским властям такой уж нереальной затеей).

 

Его личной заслугой является, к примеру, изданное в 1977 году постановление Совмина РСФСР "О мерах по дальнейшему развитию городского хозяйства г. Пскова", благодаря которому в Пскове стали строить по 100 тысяч квадратных метров жилья ежегодно, отремонтировали мосты и дороги, а также спроектировали и запустили два местных промышленных гиганта – Завод зубчатых колёс и Завод тяжёлого электросварочного оборудования.

 

Так ведь это ещё полдела - добиться регулярного финансирования, допустим, проекта реконструкции музея-заповедника "Михайловское". Надо было ещё к тому же без конца воевать из-за этих денег с хитроумными столичными чиновниками, которые так и норовили под разными предлогами «перенаправить» предназначенные Псковской области деньги на какие-то там свои «научные» и околонаучные цели. В то время, по словам Анатолия Тимофеевича, даже сложилась такая негласная "традиция": из выделенных на региональные проекты федеральных денег до регионов доходило не больше половины. Но "Михайловское" получило все 100% запланированных на его реконструкцию средств, хотя Васильеву и приходилось ради этого дневать и ночевать в Минфине буквально месяцами. Он всегда был твёрд и не шёл ни на какие компромиссы. Тем и славится.

 

- Как это у вас получалось - настоять на своём и не нажить врагов?

 

- Не надо бояться идти наперекор другим, когда воюешь за справедливость, - говорит Анатолий Тимофеевич. – В большом деле лёгких путей не бывает. Но если ты честен перед собой и людьми, то даже недоброжелатели рано или поздно проникаются к тебе уважением и становятся союзниками.

 

Он и сегодня не сидит без дела и всегда доводит начатое до конца. Например, два года назад Анатолий Тимофеевич возглавил инициативную группу по изданию книги-памятника строителям Псковской области. Тоже не все понимали зачем это нужно, а некоторым молодым руководителям фирм с "историей" было попросту лень ворошить прошлое, но Васильев их убедил (он же умеет!) и в 2009 году книга "Созидатели" (шестисотстраничный, роскошно оформленный фолиант), конечно же, увидела свет. Уже со вступительной статьёй губернатора Андрея Турчака.

 

Интересно, что родственникам супруги Анатолия Тимофеевича, Антонины Фёдоровны, будущий зять когда-то показался совсем неперспективным. Ей в своё время прочили куда более "завидного" жениха. А не какого-то там хоккеиста.

1965 год. Как видите, Анатолий Тимофеевич покорил свою будущую супругу не только превосходной спортивной подготовкой.

- Но потом Анатолий совершил ряд подвигов, - улыбается Антонина Фёдоровна, - И мои родные полюбили его, кажется, ещё больше, чем меня.

 

…Прощаясь со мной возле стадиона "Машиностроитель", Анатолий Тимофеевич забеспокоился, как бы я не поскользнулась на проезжей части, и, совсем как пионер, взял меня, старушку, под локоток, да и перевёл через дорогу. После этого я окончательно перестала верить в его паспортный возраст (и немного засомневалась насчёт своего). Хочется надеяться, что и в свои сто лет Анатолий Тимофеевич Васильев даст нам всем фору, и обязательно насовершает к своему следующему юбилею ещё "ряд подвигов". Лично я буду снова искать его на катке (лишь бы погода не подвела).

 

Ольга Миронович, Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...