Элита на контракте

На прошлой неделе Совет Безопасности РФ одобрил "Основы военно-технической политики государства на период до 2015 года и дальнейшую перспективу". Планируется, что уже к концу года 30 министерств и ведомств во главе с Минобороны приступят к разработке полноценной программы вооружений, которая в отличие от существующей предусматривает разработку и закупку для армии современного оружия, а не модернизацию морально устаревшей боевой техники прошлых лет. Качественные перемены должны произойти и в комплектовании силовых структур. После введения контрактного принципа формирования частей 76-й дивизии ВДВ будет принята федеральная программа перевода на контракт всех Вооруженных сил. Вторым полностью профессиональным соединением в ВДВ и в Российской армии должна стать 7-я воздушно-десантная дивизия, дислоцированная в Северо-Кавказском военном округе. А уже к 2007 году на контрактную основу должны быть переведены все Воздушно-десантные войска. Как уточнил в интервью "Итогам" командующий ВДВ генерал-полковник Георгий Шпак, военными профессионалами станут более 25 тысяч десантников. Впрочем, разговор проблемами контрактной службы не ограничился.
 
- Георгий Иванович, можно сказать, что ВДВ просто назначили основным испытательным полигоном для отработки перевода армии на контрактную основу. Как идет эксперимент? И как руководство ВДВ, 76-й дивизии и сами десантники относятся к тому, что условия эксперимента постоянно корректируются?
- На то и эксперимент, чтобы уточнить все детали и выбрать из возможных вариантов лучший. И как в любом поиске, мы не гарантированы от ошибок, от неизбежности перестраиваться, что называется, прямо на марше - таков удел всех первопроходцев. При этом генеральная линия остается неизменной: мы сделаем все от нас зависящее, чтобы в итоге появилось соединение, которое сможет стать прообразом будущей профессиональной армии. Напомню, что комплектование воинских частей Псковской дивизии преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, намечено провести в два этапа. Первый этап - комплектование одного полка и подразделений управления дивизии - уже пройден. Более того, единственный не только в ВДВ, но и во всех Вооруженных силах парашютно-десантный полк, укомплектованный исключительно контрактниками, уже приступил к боевой подготовке. Может быть, к выполнению реальных боевых задач экспериментальный полк еще и не очень готов, но главное, что процесс пошел, и весьма интенсивно. С января мы уже приступили ко второму этапу - комплектованию остальных частей и подразделений соединения контрактниками. При таких темпах, понятное дело, у нас просто нет времени обращать внимание ни на тотальную критику, ни на стенания сомневающихся. Спорить будем потом, когда сделаем дело. Но хотел бы предостеречь от скороспелых выводов тех, кто сравнивает наш эксперимент с психической атакой, этаким сабельным наскоком. Параллельно с оргштатными мероприятиями проводится большая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, уже разработана новая программа подготовки парашютно-десантных подразделений, подготовлены дополнения и изменения в соответствующие законодательные акты. Словом, отрабатываются все вопросы службы, жизни и быта военнослужащих по контракту. При этом командование ВДВ и Псковской дивизии положительно относится к любым "корректировкам условий эксперимента", если они направлены на повышение привлекательности контрактной службы. Более того, мы убеждены, что для успешного перехода к профессиональной армии вся государственная информационная система должна повернуться лицом к проблеме поднятия престижа военной службы. К остальным же "нововведениям" мы относимся по принципу "не навреди" и хотели бы, чтобы все понимали: в случае неудачи нашего эксперимента можно надолго дискредитировать саму идею профессиональной армии. Или погубить ее вообще. К сожалению, приходится констатировать, что лишение военнослужащих в июле 2002 года некоторых льгот не прибавило привлекательности военной службе. Наоборот - отрицательно сказалось на переходе к военной службе по контракту. Мы это уже почувствовали.
- Что вы можете сказать о "качестве" первых контрактников? Например, американцы бьют тревогу и всерьез говорят о том, что в армии все больше маргиналов, "настоящие" же американцы служить не хотят...
- Мы и сейчас принимаем далеко не всех. От 15 до 50 процентов кандидатов отсеиваются сразу же, как абсолютно непригодные к военной службе или по состоянию здоровья, или по низким морально-психологическим качествам. Еще около 20 процентов уходят сами, осознав, что попали не туда, или не найдя ожидаемой военной "романтики" и достаточного уровня материально-финансового обеспечения. Кто остается, как правило, отвечают всем требованиям отбора, а они для профессиональных десантников весьма жесткие. Так что с мнением о том, что российская контрактная армия может оказаться сформированной из социальных неудачников, я не согласен. Мы принимаем все меры, чтобы комплектование осуществлялось исключительно из граждан с высокими морально-психологическими качествами, физически здоровых и с уровнем образования не ниже среднего. Так же, как и в других государствах, имеющих профессиональные армии, мы активно привлекаем на контрактную службу тех граждан, кто уже отслужил и понюхал пороху. Для серьезного дела и люди должны быть серьезными.
- Каковы место и роль ВДВ в современной войне? Некоторые стратеги полагают, что время парашютных десантов прошло безвозвратно. А вы как думаете?
- Воздушно-десантные войска были и остаются одной из важнейших составных частей Вооруженных сил. Это основа мобильного компонента сил общего назначения. Кроме того, большая часть соединений и частей Воздушно-десантных войск сегодня обладает достаточным опытом организации и ведения боевых действий в современных вооруженных конфликтах и в миротворческой деятельности. Действительно, в период холодной войны и блокового противостояния мы планировали операции на континентальных и морских театрах военных действий. В ходе этих операций предполагалось широкое применение воздушных и воздушно-морских десантов различного назначения с целью создания активно действующего фронта в тылу противника. То есть ВДВ рассматривались как средство достижения определенных целей в крупномасштабной войне на различных театрах военных действий. В XXI веке одной из основных тенденций развития вооруженных сил ведущих государств мира является повышение их мобильности. Это связано и с увеличением пространственного размаха и динамики боевых действий, и с необходимостью оперативного принятия адекватных мер. Поэтому в последнее время везде появляются силы быстрого реагирования, силы немедленного реагирования и т. д. Все больше расширяется спектр применения вооруженных сил в мирное время, что характерно и для России. В условиях возрастания угроз со стороны международного терроризма - с одной стороны, и невозможности содержания Россией мощных группировок войск на важнейших направлениях - с другой стороны, многократно усиливается необходимость иметь сильный, мобильный резерв, способный оперативно реагировать на изменения военно-политической обстановки на любом направлении. Кто лучше десантников справится с такими задачами? Соединения и части ВДВ транспортабельны, автономны в бою, они могут использоваться на любой местности, десантироваться в районы, недоступные для применения Сухопутных войск. Так что еще рано списывать десантников.
- Тем более что у ВДВ самый большой боевой опыт...
- Это бесспорно. Начиная с 1988 года соединения и части ВДВ принимали участие более чем в 30 операциях по разрешению национальных и военных конфликтов, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполнение миротворческих задач в бывшей Югославии также было возложено на ВДВ. С 1994 года соединения и части ВДВ участвуют в ликвидации незаконных вооруженных формирований в Чечне. В настоящее время такие задачи выполняет одна полковая и две батальонные тактические группы. За это время более 60 тысяч военнослужащих ВДВ прошли так называемые горячие точки в бывшем СССР, внутри России и за рубежом, было задействовано около 10 тысяч единиц различной техники. Мы действительно воевали больше других, но политическую оценку применения ВДВ в горячих точках я бы предпочел оставить политикам.
- Какие задачи выполняют подчиненные вам войска в Чечне сегодня?
- Задачи остаются прежними: разведывательно-поисковые действия, участие в проведении совместных операций с другими войсками и органами безопасности, сопровождение колонн, разминирование дорог и объектов, охрана высокопоставленных должностных лиц, оказание помощи местным органам власти, охрана и оборона важных государственных и военных объектов. Замена личного состава тактических групп проводится дважды в год, и у нас практически не осталось необстрелянных частей.
- Тезис о том, что именно ВДВ являются самой боеготовой и боеспособной частью Российской армии, не подвергается сомнению. Тем не менее даже ВДВ отправляют в Чечню не штатные подразделения, а сводные тактические группы. Дайте оценку этому несколько странному с военной точки зрения явлению.
- Дело в том, что организационно-штатная структура частей и подразделений ВДВ и их вооружение не соответствуют поставленным задачам, которые выполняются в Чечне, поэтому приходится создавать сводные тактические группы. Если ВДВ довооружить и реорганизовать, такая необходимость отпадет.
- Как практически обстоят дела с созданием мобильных сил? Похоже, эту проблему просто заболтали.
- На мой взгляд, создание мобильных сил - объективная стратегическая необходимость. Но в ближайшее время трудно рассчитывать на быстрое и полномасштабное их формирование, так как необходимо обеспечить приоритетность финансирования данных мероприятий, чего не происходит. Вначале было бы оправданным ограничиться созданием небольших мобильных войск из имеющихся боеспособных боевых и обеспечивающих соединений и частей. Апробировать их пригодность в ходе оперативной подготовки войск и штабов, а затем в соответствии с экономическими возможностями государства развить мобильные войска до оптимального состава. При этом создание мобильных войск может быть осуществлено на основе ВДВ, но утверждать, что ныне ВДВ - это готовые мобильные войска, преждевременно. ВДВ должны приобрести определенные возможности для формирования оперативного объединения. Иными словами, ВДВ нужно обладать функциями оперативного командования при сохранении функций рода войск. Специалисты поймут, что стоит за этой формулировкой. Добавлю только, что период становления мобильных войск, как и создание профессиональной армии, займет несколько лет, однако потребность в них имеется уже сейчас. Может быть, начинать надо было еще вчера.

Олег Одноколенко
Итоги.ru
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...