Пора собирать щепки

Лесопромышленный комплекс нуждается в структурной интеграции

В Псковской области, треть территории которой занимает лес, с прошлого года произошли существенные изменения в управлении лесными ресурсами. На это направлена серия нормативных актов, в частности - областных законов о лицензировании лесозаготовительной деятельности, о разграничении хозяйственных и контрольных полномочий, и других.

Наметившаяся системность в лесном вопросе инициирована не столько варварской вырубкой и продажей леса на корню, сколько политикой лесопользования, которая, как известно, предполагает тратить на восстановление леса больше, чем получать от его использования. Пример Финляндии, где именно лесная отрасль укрепила благосостояние нации и сумела прибавить к собственным ресурсам российский лес, закупаемый по -40 за тонну и экспортируемый, как минимум, в десять раз дороже, разбудил российскую зависть или здравомыслие.
Так или иначе, но во властных структурах заговорили о структурных реформах в отрасли. Вопрос рассмотрела Государственная Дума. Созданная недавно Конфедерация лесопромышленников Северо-Запада начала содействовать изменению региональной отраслевой политики.
Впервые в бюджет Псковской области 2003 года заложены доходы за пользование лесом на 42% больше, чем в 2002-м. Формально административные решения логичны и, казалось бы, продиктованы государственной позицией.
Однако большинство лесопромышленников не удовлетворены положением дел. После государственных нововведений сократились объемы производства деловой древесины, особенно резко (на 15%) снизился выпуск пиломатериалов. Так деревообработчики отреагировали на превышение минимальной экспортной цены леса, установленной в 2002 году для Псковской области Северо-Западным таможенным управлением. За счет этого выиграли экспортеры из Ленинградской области, Карелии и других регионов. На псковских погранпереходах заметно снизилось количество составов и фур с пиломатериалами, поскольку зарубежные покупатели заинтересованы только в низких ценах на продукцию.

Обработка пиломатериалов на слабо оснащенных псковских предприятиях существенно уступает по качеству изделиям эстонских и латвийских обработчиков, поэтому в западные экспортные контракты, как правило, включаются переработчики из стран Балтии. Благодаря этому они оставляют у себя значительную прибыль от экспорта леса.Стратегическая отраслевая задача Псковской администрации - уход от кругляка и экспорт лесопродукта - опять не решена. Лесные ООО сделали резкий крен в сторону кругляка, чему, кстати, способствовал и рост энерготарифов.

Массовая качественная переработка леса местными силами по-прежнему маловероятна, поскольку импортная обрабатывающая линия стоит не менее тыс., в тыс. обойдется качественная скандинавская лесозаготовительная машина. Все это недоступно большинству мелких российских лесопромышленных предприятий.
Из 400 с лишним псковских лесных производств только `СТФ-Гдов` (российско-шведский капитал) заготавливает 90 тыс. кубометров в год, около 30 предприятий - по 15 тыс. кубометров, в то время как в Республике Коми, Вологде или Архангельске - по 300 тыс. кубометров в год.

Слабая техническая оснащенность - только одна сторона проблемы. В названных регионах поняли, что в одиночку в лесу не выживешь, и начали укрупняться. В Псковской области такие попытки опять же индивидуальны - за счет иностранного капитала: переоснащение ООО `Псковлеспромхоз`, строительство завода ООО `Форум`, в нескольких километрах от границы сооружение производства ООО `ЮКА` (латвийская база скандинавских лесопромышленников) и так далее.
Структурно-управленческая интеграция, как показывает опыт ведущих лесопереработчиков Северо-Запада, неизбежна. Только на объединенных мощностях заготовка и переработка повысят капитализацию лесной промышленности и за счет прибыли обеспечат модернизацию и развитие. Только при таких условиях удастся избежать посреднического звена (как правило, из стран Балтии).
Администрация Псковской области начала наводить порядок в базовом вопросе - лесопользовании. В 2002 году состоялось около 200 аукционов по продаже древесины на корню, в долгосрочную аренду передано несколько десятков участков гослесфонда. Эксперты и переработчики по-разному расценивают это решение. Практики по-прежнему не доверяют арендаторам, считая, что они выберут все по максимуму и исчезнут. Кроме того, обращается внимание на отсутствие рыночного механизма ценообразования: стоимость сырья спускается директивно, а цены на продукцию определяет рынок. Многие предлагают для устранения дисбаланса ввести механизм ренты.

У псковских лесов есть еще одна местная проблема. Около 60% леса наряду с березой занимает осина. Осину промышленность не покупает. Любимое дерево трубочистов (очищает дымоходы) является хорошим топливом, немецкие бюргеры именно на нем коптят знаменитые колбаски, есть еще ряд специальных применений. Псковские лесорубы разводят руками, не зная, что делать с осиной, хотя распространена промышленная технология производства ламината и специального картона на основе дешевого осинового сырья. Причина пренебрежения к этому виду - его дешевизна: в трудоемкой отрасли привыкли к `быстрым` деньгам.

Возможно, при реализации областной программы развития лесопромышленного комплекса до 2004 года найдет место и этот практический вопрос. Тем более что программа, наряду с бюджетной поддержкой восстановления лесов и укрупнением предприятий, предусматривает увеличение дохода местных администраций за счет вырубки и переработки леса до млн.

Все это согласуется с международной программой Фонда дикой природы `Псковский модельный лес`, призванной улучшить практику лесопользования на местных угодьях и распространить ее на Северо-Западе.

Софья УСПЕНСКАЯ,
Деловой еженедельник "ЭКОНОМИКА И ВРЕМЯ" (Санкт-Петербург)
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...