7 тысяч посетителей принял Псковский кремль в дни города
Основные показатели деятельности туриндустрии Пскова во время празднования дней города.
Краткий отчёт.
Часть материалов исследования, в частности, основные содержательные и технологические выводы, публикуются в сокращённом виде либо не публикуются вовсе, так как являются служебной информацией.
Институт регионального развития провёл замер въездного туристского потока в городе Пскове 24 и 25 июля 2010 года - дни максимального наплыва туристов, вызванных сочетанием трёх факторов: высокого туристского сезона, выходных дней и праздничных мероприятий Дня города Пскова. Данный замер проводился в рамках ежемесячного мониторинга турпотоков, принимаемых областью, поэтому методика замера была стандартной:
1. Сплошной подсчёт посетителей на выходе из Кремля. Кремль используется как центральная точка пересечения всех туристских потоков. При этом из замеров I и II кварталов известно, что доля туристов, не посещающих Кремль за время своего пребывания в области, равна 71% от общего турпотока. Поэтому общее количество туристов в 3,48 раза превышает количество туристов, посетивших Кремль.
2. Экспресс-опрос каждого третьего посетителя Кремля, позволяющий узнать регион отправки туриста и способ трансфера.
3. Подсчёт числа туристских автобусов, с учётом региона отправки и величины тургруппы.
4. Формализованный опрос в гостиницах города Пскова, описывающий маршрут туриста, его расходы в области, состав тургруппы, наличие турпутёвки, а также уровень дохода и другие сведения о туристе. Полный анализ данных опроса включается в ежеквартальные аналитические отчёты о мониторинге туристских потоков области.
5. Измерение средних чеков по 7-10 предприятиям общественного питания различных типов и сувенирным магазинам города Пскова.
Общее количество посетителей Кремля за четыре дня составило около 7000 человек. Из них количество туристов примерно равно 4800 человек, из которых немногим более 1000 человек приехали в город на туристских автобусах. Пик посещений Кремля пришёлся на субботу: в этот день здесь побывало 3780 человек, более половины из них - туристы (см. граф. 1).
Граф. 1. Субботний трафик псковского Кремля
Во время празднования Дней города Пскова туристы оставили в экономике Пскова более 30 млн. рублей. Расчёт производился следующим образом: N (количество зафиксированных туристов в ходе опроса 4731) х K (коэффициент 3,48) / Т (количество дней пребывания 2,8) x М (средний чек затрат во время пребывания 5260) = S (общая сумма туристских расходов 30 928 574 руб.).
Наряду с туристскими расходами, экономика города получила и деньги самих псковичей, посетивших праздничные мероприятия, однако эту часть покупательских расходов используемая методика не учитывала. Для сравнения скажем, что за четыре дня празднования Всероссийской Масленицы туристы оставили в экономике области 17 млн. рублей, основная часть же расходов была сделана псковичами.
Граф. 2. Воскресный трафик Псковского кремля
Граф. 3. Структура спроса на сувенирную продукцию
Граф. 4. Динамика посещения Кремля в основные праздничные дни
Табл. 1. Города, регионы и страны отправки туристов в область
Города и регионы РФ |
Страны |
|
1. Архангельская обл. |
2. Омская обл. |
1. Америка |
3. Астрахань |
4. Орловская обл. |
2. Англия |
5. Башкирия |
6. Пенза |
3. Беларусь |
7. Брянск |
8. Пермская обл. |
4. Вьетнам |
9. Великий Устюг |
10. Петрозаводск |
5. Германия |
11. Владивосток |
12. Петропавловск-Камчатский |
6. Израиль |
13. Владимирская обл. |
14. Подольск |
7. Казахстан |
15. Вологодская обл. |
16. Приморский край |
8. Киргизия |
17. Забайкальский край |
18. Ростовская обл. |
9. Латвия |
19. Иваново |
20. Самарская обл. |
10. Литва |
21. Ижевск |
22. Санкт-Петербург |
11. Молдавия |
23. Калмыкия |
24. Саратовская обл. |
12. Португалия |
25. Карачаево-Черкесия |
26. Свердловская обл. |
13. Украина |
27. Карелия |
28. Смоленская обл. |
14. Франция |
29. Костромская обл. |
30. Ставропольский край |
15. Эстония |
31. Краснодарский край. |
32. Сыктывкар |
|
33. Красноярск |
34. Тамбовская обл. |
|
35. Курильские о-ва |
36. Тверская обл. |
|
37. Ленинградская обл. |
38. Тульская обл. |
|
39. Липецкая обл. |
40. Тюменская обл. |
|
41. Москва |
42. Ульяновская обл. |
|
43. Московская обл. |
44. Урал |
|
45. Мурманская обл. |
46. Хабаровск |
|
47. Нижегородская обл. |
48. Хабаровский край |
|
49. Нижний Тагил |
50. Чебоксары |
|
51. Новгородская обл. |
52. Челябинская обл. |
|
53. Новороссийск |
54. Ярославская обл. |
|
Средняя трата за время пребывания туриста в Псковской области составляет 5290,4 рублей (без учёта расходов на проезд и проживание) и практически не зависит ни от уровня доходов туриста, ни от постоянства его визитов в область. Псковский рынок туристских услуг остается слабо диверсифицированным, что существенно ограничивает его ёмкость. Средний уровень доходов приезжающих составляет 37568 рублей в месяц (см. граф. 5), что типично для Петербурга и Москвы.
Граф. 5. Уровень доходов туристов, посетивших область, руб./мес. на человека
В период высокого туристского сезона несколько увеличилась продолжительность среднего тура в область: с 2,5 суток в весенне-зимнее время она выросла до 3 суток. При этом, как и в первом квартале, подавляющее большинство приезжающих гостей (85,9%) приезжают в область самостоятельно, не пользуясь услугами каких-либо турфирм.
Исходя из полученных данных, основными задачами псковской туриндустрии являются (1) увеличение количества гостей области, (2) интеграция предприятий общественного питания в туриндустрию области, а также продвижение на рынках Петербурга и Москвы событийных мероприятий области как турпродуктов, так как их экономическую эффективность можно считать доказанной на примерах Всероссийской Масленицы и Дней Пскова.