Уроки православной культуры в школах: зачем это нужно?
С 1 сентября в некоторых псковских школах начнутся факультативные уроки «Основы православной культуры». Такое решение было принято в связи с рекомендацией министра образования РФ при поддержке Президента России. Рекомендация эта поступила больше года назад и вызвала большую полемику. В псковских школах факультатив внедряется только с сентября этого года. Как это будет происходить и зачем это надо, корреспондент ПАИ побеседовал с настоятелем церкви Иоанна Богослова отцом Андреем, участником реализации программы и членом рабочего стола по данному вопросу.
Когда указ вышел, реакция была крайне негативной, обрушилось много обвинений в адрес и министра, и Правительства. Возникло много вопросов, связанных этим решением: зачем надо опять вводить Закон Божий в школы, зачем надо пускать туда духовенство, почему приоритет отдается православию, а не католичеству, мусульманству.
После некоторого смятения был организован координационный совет Московской патриархии, представителей министерства образования и школ города, который стал обсуждать реализацию программы на практике. В связи с этой проблемой возник ряд вопросов - какими учебниками нужно пользоваться и где их взять; кто будет преподавать - духовенство или преподаватели, и какой у них будет статус: преподаватели факультатива, или это будет считаться нагрузкой, и, конечно, кто это будет оплачивать. Все это время ответы на вопросы искали координационные советы в Москве и Санкт-Петербурге. В октябре прошлого года я по благословлению владыки представлял псковскую Епархию на координационном совете на образовательных Знаменских чтениях, и был поражен степенью подготовленности к внедрению программы.
После некоторого смятения был организован координационный совет Московской патриархии, представителей министерства образования и школ города, который стал обсуждать реализацию программы на практике. В связи с этой проблемой возник ряд вопросов - какими учебниками нужно пользоваться и где их взять; кто будет преподавать - духовенство или преподаватели, и какой у них будет статус: преподаватели факультатива, или это будет считаться нагрузкой, и, конечно, кто это будет оплачивать. Все это время ответы на вопросы искали координационные советы в Москве и Санкт-Петербурге. В октябре прошлого года я по благословлению владыки представлял псковскую Епархию на координационном совете на образовательных Знаменских чтениях, и был поражен степенью подготовленности к внедрению программы.
На сегодняшний день создано несколько учебников, и хотя они еще не приняты в масштабе общероссийского стандарта, на одном уже подписано «рекомендовано Министерством образования и Московской Патриархией» и одобрен он обоими инстанциями. Конечно, есть претензии: кому то не нравится, кто-то хочет доработать, но усовершенствование будет проходить еще не один год, и в принципе, что говорить о нашем учебнике, если и светские иногда грешат. Посмотрите учебники истории – они требуют корректуры по сей день, хотя история преподается давно и повсеместно, а мы создаем нечто новое, нам не опереться на опыт предшественников. По моему мнению, учебник замечательный. Точнее, это не учебник, а методичка, которая содержит практические рекомендации, как организовывать уроки, откуда брать материал. Его название идентично названию курса – «Основы православной культуры».
В Пскове только в начале этого года создан Рабочий стол. Несмотря на то, что программа уже разработана, мы опять начали «придумывать велосипед», на одной из таких обсуждений я спросил: «Зачем нужно мучиться, ведь все уже давно разработано в Москве, почему не перенять опыт коллег?».
По вопросу того, кто будет преподавать, я опять же поддерживаю мнение московского духовенства: на данном этапе не следует запускать духовенство в школы, и мы сами это понимаем. Во-первых, этого не стоит делать потому, что у нас просто не хватит духовенства, во-вторых, не каждый священник представляет, как работать с детьми. Ведь одно дело - учить в церкви, разговаривать с прихожанами, и совсем другое – работать с детьми. Я преподаю уже 8 лет в классической гимназии в Пскове, у меня есть опыт, и помню, как трудно было в начале. Поэтому, безусловно, преподавать будут учителя, единственная просьба к ним со стороны духовенства, чтобы они сами были верующими людьми - посещали храмы, молились, соблюдали посты. И это обосновано: мы же не даем вести уроки музыки людям, не представляющим, что такое нотный стан. Православие – это не теория, мы уже имели опыт теоретического преподавания в духовных семинариях, из которых вышло большинство революционеров, православие – это практика, именно поэтому преподаватель должен быть верующим.
По поводу квалификации учителей. Преподаватели из Питера решили этот вопрос: у них есть институт педагогического мастерства, который сделал внутри у себя кафедру, где будут собирать учителей, желающих преподавать «Основы православной культуры». Они пройдут 3-годичный курс обучения, после чего или получат новую квалификацию, или, что, скорее всего, – второе высшее образование. Как будет называться профессия - теология, богословие или преподавание «Основ православной культуры» - пока не известно. В Пскове учителя, желающие заняться преподаванием основ православной культуры в школе, будут посещать курсы, организованные на базе Духовной семинарии, где будет преподавать проректор семинарии.
Самая агрессивная полемика была по теме «Зачем это нужно школам?». Здесь следует обратить внимание на то, что это будет преподавание не Закона Божьего, мы называемся не основы православия, или основы православной религии, а основы православной культуры. Это культурология, а не религиоведение, ведь православная культура и есть вся наша Россия, она воспиталась на православной культуре. Более того, с правовой точки зрения существует указ о национальной доктрине, которая в общих чертах гласит, что если мы живем в российской стране - стране, которая была исконно православной - то и детей своих мы должны воспитывать в любви к своим предкам. А Всемирная конвенция о правах ребенка сообщает, что ребенка должны учить любви к культуре, в которой он воспитывается, проживает. То есть если в России живут и мусульмане, и католики, и иудеи, согласно конвенции, мы должны их воспитывать к любви и нравственности к той стране, в которой они проживают, а это православие.
Мое личное мнение (и это еще будет обсуждаться на Рабочем столе) - подобно тому, как это сделано в столице, можно будет связать «Основы православной культуры» с краеведением. Ведь краеведение в Псковской области - это и есть православие, Псков – это город-храм.
Поэтому с 1 сентября в некоторых школах Псковской области будут введены факультативные занятия на всех ступенях обучения. Некоторые вопросы еще предстоит решить членам Рабочего стола: будет ли факультатив стоять в сетке расписания, сколько часов будет отведено курсу, какая альтернатива будет предложена тем ученикам, родители которых против посещения его детьми.
Мы убеждены, что нравственность можно повысить только благодаря православию, хотя вначале это будет нелегко, но бояться реакции детей не стоит, разве не бывает проблем с дисциплиной на уроках музыки? Постепенно дети почувствуют связь с Богом, причем практика показывает, что трудные подростки оказываются самыми восприимчивыми. Служители церкви часто используют термины «прихожане» и «захожане», так вот молодежь относится к категории «прихожане», так как если идут в церковь, то идут серьезно, вдумчиво и осознанно.
Записала Полина Анисимова,
Псковское агентство информации.
Псковское агентство информации.