Город историй: Сахалинский ветер Псковского централа

История появления арестантских рот в России относится к началу XIX века. В 1827 году было принято решение устроить в губернских городах арестантские роты гражданского ведомства. Делалось это для того, чтобы уменьшить расходы по пересылке арестантов в Сибирь и содействовать развитию губернских городов с помощью подневольного труда заключённых.

На фото: современный вид Псковского централа

Первые арестантские роты были открыты в Новгороде и Пскове. Срок содержания в них определялся только для бродяг, остальные заключённые считались всегдашними. Однако после 10-летнего заключения их перемещали в разряд срочных на пять лет, а потом в военно-рабочие роты. Неспособные к работе оставались на 10 лет, а затем получали свободу.

 

До 1863 года арестантские роты гражданского ведомства подчинялись Главному управлению путей сообщения и публичных зданий, затем их передали в ведение губернаторов. В 1870 году арестантские роты переименовали в "Исправительные арестантские отделения гражданского ведомства". Военный режим упразднили, а прежде практиковавшиеся наружные работы заменили внутренними - в здании тюрьмы. До 1917 года бывшие арестантские роты в Пскове существовали попеременно как исправительное арестантское отделение и временная каторжная тюрьма - "Псковский централ".

 

Строительство зданий для арестантской роты производили по проекту псковского губернского архитектора Фёдора Уткина. Проект составили ещё в 1840 году, через год его утвердил Совет Главного Управления путей сообщений и публичных зданий. На строительство выделили 71 тысячу 346 рублей серебром.

На фото: Псковский централ в XX и XXI веке

Для возведения комплекс зданий арестантской роты городские власти выделили участок на второй версте от Пскова по Санкт-Петербургскому соединительному шоссе (до появления на этом месте Кахановского бульвара оставалось ещё несколько десятков лет). Губернская Строительная Комиссия заключила контракт на строительные работы с псковским помещиком статским советником Евгением Александровичем Окуневым. Работы, начатые 14 августа 1842 года, окончили 22 сентября 1846 года. Псковский казённый дом стал одним из первых зданий, возведённых за пределами Окольного города. Это видоизмененное временем строение имеет современный адрес - Октябрьский проспект, 50.

На фото: дворовый фасад арестантских рот (Фото из архива НПЦ)

Первоначально комплекс построек арестантской роты в Пскове включал в себя четыре каменных здания - главный трёхэтажный корпус для содержания заключённых, двухэтажный офицерский дом, баню и служебный флигель. От городской территории тюремные постройки отделял каменный забор. Территория рот в пределах ограды замостили булыжником.

 

Первый этаж основного здания занимали пекарня, кухня и мастерские, в которых и работали заключённые. Камеры (общие, одиночные, карцеры) находились на двух верхних этажах. Одиночные камеры размещались у дворового фасада: пять на среднем этаже и две на верхнем. Там же расположилась и тюремная больница.

На фото: первый этаж. Петля запора бывшей тюремной камеры (Фото из архива НПЦ)

В начале XX века над главным корпусом надстроили четвёртый этаж и мезонин, установили систему парового отопления и водопровод. Тогда же, видимо, на верхнем этаже главного корпуса оборудовали помещение для домовой Успенской церкви, а в одном из помещений первого этажа появилась часовня.

 

Основными причинами  для ареста подозреваемых становились кражи, кто-то сидел за попытку отравления мужа, кто-то за изготовление фальшивых денег за границей. Книга записи оштрафованных арестантов информирует, что за игру в карты, грубость с начальством, драку друг с другом заключённые подвергались наказанию карцером на срок от трёх до пяти дней с содержанием на хлебе и воде.

 

В 70-е годы XIX века в Пскове широко практиковалось применение обряда публичной казни - объявление приговора осужденному на Торговой площади при стечении большого количества народа, в присутствии должностных лиц, священника. Преступника доставляли на Торговую площадь города в сопровождении конвоя с барабанщиком и выставляли на специально сооруженном эшафоте с доской на груди, где указывался род его преступления. Несомненно, вся эта процедура была подчинена назидательным цепям и выглядела довольно театрализованно.

 

Тюремные "сидельцы замка" часто болели. Книга записей посещений врача называет самые распространенные болезни, от которых страдали арестанты: язва, головокружение, простуда, нервные боли, кровяные приливы к голове, печени, гонорея, грудные и кожные болезни, брюшное полнокровие, солитёр, золотуха.

 

Из газеты "Правда" от 1 июля 1912 года: "В декабре прошлого года, при полковнике Черлениовском, доведённые до отчаяния систематической поркой, заключённые Псковской каторжной тюрьмы объявили голодовку". В голодовке приняло участие 105 человек.

На фото: коридор четвёртого этажа (Фото из архива НПЦ)

Арестантов централа подвергали военной дисциплине и употребляли на публичные работы. Они занимались благоустройством, ремонтом улиц, строили казённые здания. В мастерской каторжной тюрьмы принимали заказы от частных лиц на изготовление кухонной мебели, пошив сапог.

 

В 1859-62 годах силами псковской арестантской роты построили Александровскую набережную, от Ольгинского моста до Покровской башни. До постройки набережной, по берегу Великой было ни проехать, ни пройти, так как местами Великая доходила до подножия стен.

 

Безродные умершие каторжной тюрьмы, которая ведет свою документальную историю с конца 1875 года, могли послужить делу развития медицинской науки. В 1877 году Псковское губернское правление, ссылаясь на циркуляр МВД, дало разрешение на отправку умерших и не подлежащих вскрытию заключенных в анатомический театр Дерптского университета (Тарту). Перевозка осуществлялась в зимнее время в тщательно закупоренных ящиках с применением дезинфицирующих средств того времени - карболовой кислоты и хлорной извести. Необычного груз, как правило, доставляли крестьяне Логозовской волости Псковского уезда. Они имели специальные разрешения от губернского правления и администрации тюрьмы. Деньги за "учебный" материал университет пересылал на счёт тюрьмы.

На фото: отопительная батарея. Начало XX века (Фото из архива НПЦ)

Губернская тюрьма относилась к разряду каторжной, и поэтому в 1882 году значительные партии арестантов-мужчин отправили на каторжные работы на далёкий Сахалин. Добирались они туда в два этапа. Первый проходил по маршруту Псков - Одесса. Из Одессы каторжане отправлялись на остров Сахалин морским путем - на пароходах добровольного флота. В марте 1882 года была укомплектована первая партия "сахалинцев" из 51 человека. В неё отобрали заключенных только христианского вероисповедания с крепким здоровьем. В группу отбывающих не записывали заразных больных, страдающих хроническими грудными и кожными болезнями. В ноябре 1882 года для отправки на остров подготовили вторую партию из 120 каторжан.

На фото: первый этаж. Сводчатый потолок (Фото из архива НПЦ)

После революции Псковский централ упразднили. Весной 1919 года разрушили каменные заборы, осенью в помещениях бывшей тюрьмы оборудовали центральный деревообрабатывающий цех завода "Металлист". Тюремные решётки, спиленные с окон, передали в фонд местного краеведческого музея.

 

В годы Великой Отечественной войны здание значительно пострадало. Его восстановили лишь в конце 40-х для Машзавода. В послевоенный период в здании в разные годы размещалось заводоуправление, телефонная станция, заводская типография, лаборатории архив и жилые помещения. Ныне в нём расположилось управление объединения "Псковхимлегмаш".

 

Использованы материалы архива Псковского государственного научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры, с сайта pskovcity.ru.

 

Ольга Машкарина, Псковское агентство информации

Ольга Машкарина
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...