Квартальный план

Как известно, Музейный квартал в Пскове является одним из приоритетных проектов федеральной программы "Сохранение культурного наследия и его использование в России". Всемирный банк готов потратить на эту затею до 30 миллионов долларов. Месяц назад его специалисты как раз приезжали в Псков, чтобы ещё раз оценить объём предстоящих работ. Что это будет такое, зачем Пскову столь агрессивная музейная экспансия и доживём ли мы до тех светлых дней, когда в центре нашего города возникнет совершенно особая культурная зона как территория исторического просвещения? На эти и другие вопросы отвечает директор Псковского государственного объединённого историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Юрий Николаевич Киселёв.

- Идея Музейного квартала витала в воздухе всегда. Я, например, видел документы с соответствующими разработками в архиве Генеральной дирекции "Псковреконструкция" как доказательство того, что всё новое – это хорошо забытое старое.

 

По сути, как объект Музейный квартал в Пскове сформировался сам собой. Это Поганкины палаты с прилегающими к ним историческими зданиями, среди которых и палаты Подзноева, и палаты Рокотовых, и палаты Меншикова, и дом Массона, и здание бывшего костёла… Мы всегда использовали их – хотя бы как объекты экскурсионного показа: "Вот вам, пожалуйста, руины палат Подзноева, вот полуразрушенные палаты Меншикова…"

 

Всё началось с реконструкции дома Массона, которая была начата ещё в советские времена, а завершена в том числе и на деньги из фонда президента РФ. А потом развитие Музейного квартала было продолжено силами местных коммерческих структур. Первыми возрождаются красивейшие палаты Меншикова, к восстановлению которых и новые владельцы этого здания, и реставраторы подошли не только очень бережно, но и с любовью. А музейщики в результате получили новый объект экскурсионного показа, потому что в палатах Меншикова, как вы знаете, располагается галерея наивного искусства. Теперь у нас есть и палаты Подзноева – тоже очень интересный объект. Можно по-разному к нему относиться, но это всё равно лучше, чем те руины, которые были на этом месте сколько себя помню.

 

В общем, Музейный квартал в Пскове давно уже начал потихонечку формироваться сам собой. А когда о необходимости его создания как пешеходной зоны в историческом центре города заговорил губернатор Андрей Турчак, эта идея начала воплощаться ещё более стремительно. Теперь, когда наш проект стал приоритетным даже на федеральном уровне и к тому же вот-вот получит финансовую поддержку со стороны Всемирного банка, мы уже и сами воодушевились и делаем для его скорейшего осуществления всё от нас зависящее.

 

Ведь он обещает стать очень привлекательной для туриста зоной. Турист сможет не просто посетить Поганкины палаты, а задержаться в историческом центре Пскова на несколько часов – осматривая размещённые в соседних зданиях или прямо на улице дополнительные экспозиции, собственноручно изготавливая себе на память псковскую "денгу", гуляя по лавочкам с сувенирами, сидючи в уютных кафе…

 

Проблема в том, что Всемирный банк имеет возможность финансировать реставрационные работы только на объектах федеральной собственности. Поэтому псковский "Музейный квартал" в рамках проекта Всемирного банка уменьшился до трёх зданий – это Поганкины палаты, здание художественно-промышленной школы имени Н. Ф. Фан-дер-Флита (ныне картинная галерея) и палаты Рокотовых у Сокольих ворот. Естественно, наши аппетиты куда больше, но начало положено, и если всё получится со Всемирным банком, то у нас появляется надежда осуществить и остальные наши задумки.

 

В сентябре эксперты Всемирного банка в очередной раз побывали на наших объектах и сделали окончательные расчёты. И теперь нам остаётся только ждать Нового года, когда решится вопрос с международным финансированием проекта "Музейный квартал". А тогда уже можно будет объявлять тендеры на проектную документацию и разрабатывать конкретные планы по дальнейшему приспособлению этих зданий под музейные нужды. У нас уже готова подтверждающая документация, что мы являемся собственниками этих зданий и прилегающих к ним земельных участков. Осталось, повторюсь, дождаться начала финансирования проекта. А сам проект Всемирного банка рассчитан на три года.

 

Но это не значит, что мы сидим сложа руки и ничего со своей стороны не предпринимаем. Как вам уже известно, наша концепция Музейного квартала захватывает довольно большую территорию. Например, мы лелеем надежду устроить в здании бывшего костёла, где сейчас находится учебно-курсовой комбинат, депозитарий псковских икон. Андрей Анатольевич посетил это здание, мы презентовали ему наш проект, и теперь эта идея получила поддержку на региональном уровне.

 

В наши планы входит также строительство нового фондохранилища на пустыре возле главного здания музея. И как уже было сказано, мы рассчитываем когда-нибудь приспособить под нужды музея тот же флигель дома Массона с каретным сараем... Конечно, о жилых домах в Комсомольском-Златоустовском переулке говорить пока рано... Но мы присматриваемся и к ним в том числе. Ну разве было бы плохо, если бы у Псковского музея появился свой хостел? Ведь не у каждого туриста есть возможность платить по полторы тысячи за ночь в гостинице.

 

В идеале Музейный квартал в Пскове должен стать пешеходной зоной. Это будет такая культурная жилка в самом сердце города, которая должна безостановочно биться. Мы уже и сейчас стараемся регулярно устраивать в нашем Музейном квартале общегородские культурные мероприятия: в январе, в мае, в июле, в ноябре... В январе — это на Рождество, в мае - когда у нас традиционная Ночь музея, которую мы на этот раз решили выплеснуть на улицу, а также в Дни города и в ноябре - когда кузнецы празднуют святых Козьму и Демьяна.

 

Между тем Музейный квартал продолжает преображаться. Например, Николай Иванович Загоруй строит теперь возле "Палат Подзноева" автомобильную стоянку, согласование на которую он получил при условии, что она будет использоваться в том числе и для туристического транспорта.

 

Пока шли разговоры про Музейный квартал, мы ещё к тому же привели в порядок палаты Рокотова, где сейчас располагается Псковский кузнечный двор. Нашлись спонсоры, которые помогли музею, за их счёт была отремонтирована отмостка здания, побелены стены, расчищен от завалов мусора двор (дворик-то каким стал!). А теперь мы рассчитываем получить финансирование из областного бюджета на проект создания там музея кузнечного ремесла. Не выйдет профинансировать этот проект из областного бюджета, будем искать другие источники средств. Потому что процесс уже пошёл.

 

Губернатор тоже не стал дожидаться финансирования из Всемирного банка и, как известно, выделил 11 с половиной миллионов рублей на реставрацию фасада и кровли Поганкиных палат. Главное, что проект Музейного квартала поддержан на региональном уровне, и по этой причине мы каждый день маленькими шажками приближаемся к его осуществлению.

 

Что мы планируем сделать на деньги Всемирного банка? Как вы знаете, два этажа дома Фан-дер-Флита у нас уже отреставрированы и приспособлены под картинную галерею. Проблемным остаётся только цокольный этаж, где по сию пору хранятся фонды. А ведь в идеале в рамках нашего музейного каре вообще не должно остаться фондовых помещений — только выставочные. У музейщиков имеется множество предложений, как задействовать полуподвальное помещение дома Фан-дер-Флита под экспозицию. Например, заведующий отделом хранения археологических коллекций Виктор Иванович Лабутин предложил развернуть там постоянно действующую выставку археологических фондов. Интересно? Интересно. Между прочим, когда в этих помещениях находилось древлехранилище, там уже работала книжная выставка. Нашу затею одобрил руководитель Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Рамазан Колоев.

 

Колоев также посмотрел, как хранятся наши полмиллиона фондовых единиц и место, где мы планируем построить в рамках проекта "Музейный квартал" новое фондохранилище. Сомнений в том, что Псковскому музею-заповеднику необходимо новое фондохранилище у него не осталось. Особенно после того, как Рамазан Харумович побывал в церкви Вознесения и увидел там последний (!) фондовый шкаф, приготовленный для очередных поступлений с археологического раскопа. Так что будем считать его визит обнадёживающим.

 

Мы не собираемся устраивать из нового фондохранилища склад. Конечно, какая-то часть наших фондов будет храниться и в отскладированном виде – не для всеобщего обозрения, но мы также намерены развивать идею открытого хранения наших фондов, потому что это очень перспективное на сегодня направление музейной деятельности. Для этого нам требуется 4 тысячи квадратных метров дополнительной площади.

 

Я представляю себе новое фондохранилище как сооружение, которое отвечало бы всем самым современным требованиям по поддержанию специальных климатических условий хранения экспонатов, по пожарной безопасности и так далее. Пускай там будут стеклянные стены, чтобы туристы могли прийти и посмотреть, как хранятся музейные фонды, как работают реставраторы… Пока у нас нет готового архитектурного решения, а только самые безудержные фантазии, но если мы войдём в следующем году с этим проектом в федеральную программу, то можно будет объявлять конкурс на проектирование нового музейного фондохранилища с учётом всех этих пожеланий.

 

Псковскому музею-заповеднику давно уже тесно в тех помещениях, которыми он располагает. Если у нас, например, появится депозитарий для икон с выставочными залами, то мы, конечно же, сможем развернуться. Допустим, к нам сейчас вернулись из реставрации псковские иконы, а мы их – оп! – и сразу же выставили на всеобщее обозрение.

 

Да, пока ещё наш Музейный квартал не производит впечатления единого целого. И туристу здесь особо негде разгуляться, особенно, когда он выходит из музея и оказывается на пустыре, среди ям. Но мы уже вышли за рамки нашего музейного каре и стали позиционировать себя гораздо шире. И наш Музейный квартал мало-помалу обретает желанные очертания.

 

Я также очень надеюсь, что Комсомольскому переулку, в котором мы сейчас находимся, вернут его дореволюционное название – Златоустовский. Ведь комиссию по переименованиям псковских улиц теперь возглавил заместитель главы городской администрации Александр Владимирович Вологжанин. Это человек не только очень энергичный, но и творческий, о чём свидетельствует его проект к 65-летию Великой Победы, когда на улицах Пскова появились исторические указатели. Так что мы очень рассчитываем и на его поддержку.

 

Правда, некоторые считают, что нашему переулку надо вернуть ещё более древнее название и вспоминают, что здесь когда-то проходила Соколья улица. Но её направление не совпадает с нынешним Комсомольским переулком, топографически ему более соответствует Златоустовский. Музей ещё и потому за Златоустовский переулок, что его название восходит к Златоустову монастырю, где был похоронен сам Сергей Иванович Поганкин и все его близкие. Кстати, Музейный переулок тоже не всегда был Музейным, а назывался до революции Поганкиным. Так что неплохо было бы вернуть первоначальное название и ему.

 

В общем и целом будущий Музейный квартал в Пскове совсем не обязательно должен стать неким туристическим аттракционом. Да, туристы смогут приходить сюда не только затем, чтобы посмотреть на произведения искусства и предметы прошлого. У них должна быть возможность прикоснуться к истории – например, постучать кузнечным молотом, пораздувать меха, ощутить жар наковальни. Но и в то же время мы не должны забывать, что наша музейная коллекция сродни эрмитажной. У нас, действительно, есть что показать и без хитроумных затей. Это уникальное собрание икон, это полотна знаменитых русских и западноевропейских художников, это коллекция серебра… Так что Музейный квартал в Пскове может быть просто-напросто сосредоточением музеев, как, например, в Вене, где туристы перемещаются из одного здания в другое, осматривая одну экспозицию за другой.

 

На сегодня наша задача-максимум – создать в следующем году музей кузнечного ремесла. Задача-максимум – построить новое фондохранилище и тем самым высвободить под экспозиции старые музейные площади и организовать новые. Потенции у Псковского музея-заповедника очень велики. Сегодня в открытом показе немногим более 5% нашей коллекции. Например, когда откроется тот же музей кузнечного ремесла, взорам туристов и жителей Пскова предстанут кованые решётки псковского централа, подлинные кованые кресты псковских церквей… Ну разве это не интересно? Псковский музей-заповедник вместе с его филиалами принимает примерно 200 тысяч посетителей в год. Из них 180 тысяч приходят в Поганкины палаты. Это уже и сейчас очень внушительная цифра, а что будет, если нам удастся расширить свою деятельность и "показать всё что скрыто"?

 

Одним словом, Музейный квартал – штука хорошая. И он уже существует как данность. Пускай в будни здесь ещё не так оживлённо, как хотелось бы, да и по выходным далеко не всегда столпотворение, но ведь и Москва не сразу строилась. Мы движемся к заветной цели шаг за шагом – и это главное.

 

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...