Путешествие первое: Екатерининский парк, аллея вздохов и поцелуев мостик

После музея и обеда в кафе "Центральное" мы направились в Гдовскую крепость. Обойти её всю у нас, конечно же, не получилось, потому как площадь крепости составляет 4 гектара. Для сравнения в Порхове крепость занимает около 1,3 га, в Изборске и того меньше — 800 квадратных метров.

На фото: стена Гдовской крепости.

Крепость в Гдове вся такая из себя уникальная. Во-первых, она была одной из первых регулярных крепостей. По форме крепость — почти правильный прямоугольник, имеет 6 башен — четыре из них стоят по углам, а две — посреди прясел, что было новаторским явлением в сооружениях такого рода. Во-вторых, Гдовская крепость отличалась от всех других материалом — она построена из гранитных валунов, тогда как все остальные фортификационные сооружения в Псковской области возведены из известняка. В-третьих, внутри крепости в Гдове был не один, как везде, а сразу три храма. В "церковный" ансамбль входили Успенская и Соборная церкви, храм во имя Великомученика Димитрия Солунского и высоченная, 50-метровая, колокольня. Сейчас от этого великолепия совсем ничего не осталось — всё сожгли немцы во время Великой Отечественной войны, причём уничтожили весь город - всего 39 человек.

 

Тем не менее посмотреть в крепости есть на что и сейчас. Там можно прогуляться по Екатерининскому парку, побывать в Свято-Державном Димитриевском Соборе, возраст которого удивляет, постоять у уникального захоронения, да и вообще насладиться тишиной и спокойствием.

 

При всём при этом Гдовская крепость с точки зрения археологии находится в очень хорошем состоянии, а всё потому что её засыпали землёй. Произошло это давным-давно, когда оружие развивалось, и крепость уже не могла противостоять пушкам, тогда её укрепили самым простым способом — наполовину засыпали землёй. Поэтому, когда археологи во главе с Анатолием Кирпичниковым приступили к раскопкам и сняли землю, крепость предстала в том виде, в котором она была в начале XVIII века. А ещё специалисты обнаружили очередную уникальность крепости — тарасы или раскаты. Это такие деревянные конструкции, на которые устанавливались оружия для ведения обороны. Если во всех крепостях тарасы располагались лишь фрагментарно, то в Гдовской они были сооружены по всему периметру, а значит, обороняться воины могли из любой точки. Кстати, крепость, которая защищала подходы к Пскову с севера, была взята только один раз. Это удалось сделать в 1614 году шведскому королю Густаву Адольфу. В период между войнами крепость вела обычную мирную жизнь. Внутри стояли магазины и лавки, были 6 улиц.

На фото: Свято-Державный Димитриевский собор.

Совершенно особое внимание при посещении крепости стоит уделить Свято-Державному Димитриевскому  собору. Когда я его увидела, то решила, что храм, как и многие в Псковской области,  XV-XVI ну или  "на худой конец" XVII-XVIII веков. А оказалось, что ему всего 20 лет. История со строительством этого храма оказалась совсем непростой, также как и вся Гдовская крепость. Это первый храм, возрождённый "с нуля" в России после 1917 года.

 

До войны в городе были 6 православных церквей, кирха и синагога, но когда гдовичи вернулись в свой город после его освобождения, то нашли только руины храмов. Тогда развалины внутри крепости расчистили, установили там скамейки и эстраду, чтобы проводить городские праздники. В 80-е годы в храм в Кярово, это бывшее имение графа Коновницына в 6 километрах от Гдова, приехал служить отец Михаил. Он стал общаться с местными жителями, которым было тогда по 90 лет, и они помнили Гдов в начале ХХ века, и узнал, что в городе нет ни одного храма, а было 6. В 1989 году священник принял решение восстановить хотя бы одну церковь. Но не всё было так просто: начиналась перестройка, закрывались предприятия, люди оставались без работы, да и отношение к церкви было неоднозначным. Отец Михаил поехал в Псков в комитеты по культуре и по охране памятников, но поддержки не нашёл.

 

Тогда он и ещё двое священнослужителей поехал на остров Залита к старцу Николаю и тут произошло очередное чудо: не успели гости сойти на берег, как отец Николай спросил: "Ну что, в Гдове церковь-то строиться будет?" Приехавшие были удивлены тем, что получили ответ, даже не задав вопроса. При этом старец Николай вынес икону Державной Божией Матери и сказал новый храм в честь неё освятить. Кстати, эта икона и сейчас хранится в отстроенной в Гдове церкви.

На фото: та самая икона Державной Божией матери.

Буквально на следующей неделе после посещения острова Залита Отец Михаил отправился в Псков на заседание комиссии, на котором должно было быть принято окончательное решение о строительстве храма. Священнослужитель выступил на заседании и заявил, что какое бы решение члены комиссии не приняли, церковь он всё равно будет строить. И вот из 15 человек за строительство проголосовали 8. Говорят, что не последнюю роль в этом сыграл ныне член Общественной палаты России псковский писатель Валентин Курбатов, который настаивал на том, что строить храм нужно.

 

В общем, получив "добро", отец Михаил отправился в тогдашний Ленинград в институт материальной культуры к Анатолию Кирпичникову, который в 1978 году занимался раскопками крепости. В Ленинграде они нашли точные чертежи и обмеры Димитриевской церкви, сделанные Покрышкиным. Отец Михаил вернулся в Гдов, там убрали из крепости скамейки с эстрадой и пришло время начать поиски старого фундамента храма. Где следует копать, никто не знал, тогда отец Михаил перекрестился и указал место, где начали копать и действительно сразу же наткнулись на фундамент старого храма. При этом пока его очищали от земли, нашли останки примерно 600 человек. Все захороненные просто лежали друг на друге: одни были погребены по христианской традиции на глубине полутора-двух метров, другие — лежали, едва присыпанные землёй с пробитыми черепами. Эксперты исследовали останки и оказалось, что они принадлежат людям самых разных эпох, начиная от строителей и защитников крепости, духовенства и заканчивая заключёнными, которые содержались в примыкающей к колокольне тюрьме, которая была построена во времена Петра Первого и функционировала до 30-х годов ХХ века. Всех праведников и грешников положили в 6 гробов и перезахоронили у стен нового храма, о чём свидетельствует установленный крест.

На фото: крест на «братской» могиле.

30 июля 1989 года освятили фундамент новой церкви, потом залили кирпичный фундамент и законсервировали его на зиму. Встал вопрос о том, из чего строить храм и на какие средства. Нужно было купить миллион кирпичей — это примерно 40 железнодорожных вагонов.

 

Зимой деньги на строительство дал отец Лев. Он служил в храме в Прибуже, сам отливал свечи, продавал их, а вырученные деньги, так же как и пожертвования, откладывал. В итоге отец Лев дал около 600 тысяч рублей, а весь храм обошёлся примерно в 800 тысяч рублей, недостающие деньги пожертвовал Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь и ещё некоторые храмы. Когда деньги были найдены, заказали кирпич, его завод делал в третью смену по спецзаказу. Когда материал для стройки был готов, встал вопрос о бригаде мастеров, которая смогла бы реализовать проект средневековой архитектурной школы. Таких специалистов удалось найти на Украине, их было всего 12. Они растирали раствор на стенах не шпателем, а как это делали в старину — рукой в рукавице. Именно в этой технике кроется секрет возраста храма: съездите и убедитесь сами в том, что он совсем не похож на новодел.

На фото: внутреннее убранство храма.

Первый предел новой церкви освятили в 1990 году в честь Димитрия Солунского. Там уже проводились богослужения, а  в остальных помещениях ещё шли отделочные работы. Через год освятили второй предел церкви в честь Вениамина Петроградского и Гдовского, а 28 августа 1991 года на купол водрузили трёхметровый крест, с которым, кстати, без чудес тоже не обошлось. Выковал крест известный псковский мастер Всеволод Петрович Смирнов. Он не знал, что собор будет освящён в честь Державной иконы Божией Матери, но почему-то сделал крест, который венчает корона. Собор целиком освятил тогда архиепископ, ныне — митрополит Псковский и Великолукский Евсевий в 1994 году.

 

К сожалению, человек, благодаря которому в Гдове появился храм, умер. Отец Михаил ушёл из жизни год назад, не дожив две недели до своего 55-летия. Его похоронили у стен отстроенной им церкви.

На фото: могила отца Михаила.

С названием собора тоже произошли некоторые метаморфозы: освятили его в честь иконы Державной Божией Матери, но местные жители продолжали называть его по-старому — Димитриевским. Тогда два названия объединили, и собор официально стал Свято-Державным Димитриевским.

 

Рядом с храмом расположился парк, который был разбит по Указу Екатерины II. Не факт, что парковые деревья императрицу помнят, но многим из них по 100-150 лет.

На фото: фрагмент екатериненского парка.

Вообще, Гдов был посещаем царственными особами. Там бывал Пётр I в годы Северной войны, заезжала Екатерина II с рабочим визитом в рамках объезда своих владений. Кстати, после поездки в Гдов она сделала его уездным городом Петербургской губернии, а ещё даровала герб: вверху барс, а под ним поле, уставленное льняными снопиками. Поговаривают, что Пётр I хотел сделать в Гдове свою загородную резиденцию, но что-то не сложилось. А вот местные жители об этом не забыли и приняли креативить на петровскую тему. Так в городе появилась гостиница "Полтава" в честь петровских побед, правда, сейчас её уже нет, Санкт-петербургский проспект, который сейчас называется  улицей Карла Маркса. А вот то, что сохранилось — это  Поцелуев мостик, названный в честь одноимённого в Северной столице. Он один из 7 мостов над рекой Гдовкой. Но креатив на этом не заканчивается: раньше Поцелуев мостик переходил в аллею Вздохов, которая упиралась в Санкт-Петербургский проспект. Печально, но по каким-то непонятным мне причинам аллею со столь романтичным названием вырубили и теперь это просто дорога, которая выходит на "неромантичную" улицу Карла Маркса. К слову, если Москва ещё не передумала избавиться от церетелиевского Петра I, то в Гдове ну или где-то рядом памятник был бы в тему.

На фото: поцелуев мостик.

Есть в Гдовской крепости ещё один объект, который нельзя обойти вниманием. Это деревянный крест, он стоит перед спуском к тому самому Поцелуеву мостику. Установил его отец Михаил, когда узнал, что где-то в этом месте был похоронен внук героя войны 1812 года Петра Петровича Коновницына Алексей Иванович Коновницын. Он вообще в годы Гражданской войны был на стороне белых. Когда власть в Гдове взяли красные, Алексей Коновницын лежал в больнице. Красные вынесли его из лечебницы и расстреляли. Тело несколько дней лежало просто на улице. Потом власть снова сменилась, и пришедшие белые захоронили внука Петра Коновницына в крепости. Казалось бы, на этом история Алексея Ивановича должна была закончиться, но....

 

Продолжение следует...

 

Лена Лешкина.

Елена Лешкина
Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...