Ни кожи, ни рожи, фольга вместо мозгов
На исходе новогодних каникул в псковской галерее "На Бастионной" беззастенчиво задирали подолы самым чопорным дамам и как ни в чём не бывало перетряхивали на публике их нижнее бельишко. А нежные ручки и лилейные щёчки этих, казалось бы, недотрог немилосердно тёрли наждачкой, заодно объясняя, что выпученные глаза свидетельствуют о неопытности, а шликер – это, если я правильно поняла, что-то вроде мальвининого ботокса.
Кто уже побывал на роскошной российско-латвийско-эстонской выставке "Бал кукол", тот, конечно же, догадался, что нежные создания, о которых идёт речь, - твари бессловесные, равно как и бездыханные.
Обычно посетителям только и остаётся, что заглядывать им в глаза, а вот на днях наконец-то представилась возможность заглянуть и под юбки.
Оказывается, у любой уважающей себя куклы под юбкой всё то же самое, что и у каждой истинной леди: ну там белоснежные кружевные панталончики, ажурные шёлковые чулочки без единой затяжки… Это потому что настоящие ценители всегда лезут под юбку, объясняют кукольных дел мастера. И с куклами такая же петрушка.
Пощупать кукольное исподнее, узнать из первых рук, чем же у каждой такой мальвины на самом деле набита голова (нет, не ватой, а, представьте, фольгой, иногда туалетной бумагой или, например, поролоном, но поролон, как выяснилось, с годами усыхает, что конечно же, нежелательно), а также попробовать самостоятельно вылепить изящную женскую ручку… на основе больше похожего на куриную лапу и опять же многократно обёрнутого фольгой проволочного каркаса, – всё это стало возможным для неискушённых благодаря мастер-классу, который дали две самых известных в Пскове кукольницы – Мария Воробьёва и её теперь уже не менее виртуозная ученица Галина Лукьянова.
Мастер-класс продолжался без малого три часа. За это время с "Бала кукол" ушли ещё два тряпичных зайца – Милли и Ванили.
Между прочим, почти по полторы тысячи за штуку (директор галереи "На Бастионной" Ольга Кошелькова едва успела сфотографироваться с ними на прощание). А благодарные слушатели всё строчили в своих блокнотиках: какие существуют виды художественного пластика, почему ПВА в жёлтых баночках лучше и как сделать дырочку в опорной ноге, чтобы потом её можно было насадить на штырь.
В перерывах некоторые пробовали оживлять свежеиспечённые кукольные головы по технологии Галины Лукьяновой. Потому как Галина призналась, что не может работать с куклой и даже с отдельными частями кукольного тела, пока не подрумянит их средствами из собственной косметички.
Мол, здоровый цвет кожи так вдохновляет…
А шестилетней Насте больше всего понравилось ошкуривать крохотную кукольную руку. Ведь опытные мастерицы уверяли: холодный пластик можно отполировать до такой степени, что он становится ничем не отличим от фарфора.
Горячий пластик искушает ещё больше: он имитирует человеческую кожу настолько правдоподобно, что иные кукольники пускаются во все тяжкие и начинают творить вместо кукол каких-то гомункулусов или "реборнов" (пугающе реалистичных кукол-детей в натуральную величину).
А ведь настоящий кукольник – он никакой не демиург, объясняет Маша, а просто художник, которому нравится работать во всех техниках сразу: он тебе и скульптор, и живописец, и дизайнер одежды, и режиссёр-постановщик, и пластический хирург – короче, мастер на все руки.
И лучше, если с произведениями его искусства хочется поиграть. А то к некоторым "живым" куклам нельзя прикоснуться без содрогания: вдруг осознаёшь, что на самом деле они холодные и совсем не дышат.
Когда Галина ещё только начинала увлекаться авторскими куклами, все кукольники, с которыми она знакомилась, казались ей слегка помешанными.
Ей было странно слышать, что "эта мышка скучает", потому что влюблена в другую мышку - мышку-авиатора, которая улетела и не возвращается, а когда Галину просили подержать какую-нибудь фарфоровую барышню на ручках и чуть ли не спеть ей колыбельную песенку, она тоже становилась негнущейся, как кукла.
А теперь Галина Лукьянова сама не прочь поболтать со своими кисейными барышнями, у которых фольга вместо мозгов.
И никогда во время работы не втыкает в их мягкие тельца иголки, предпочитая иметь под рукой игольницу. Ей стало ясно, что у каждой куклы своя история, "а если есть история, то, конечно же, хочется её кому-нибудь рассказать!".
А чтобы эта история длилась как можно дольше и каждая сделанная сегодня авторская кукла могла попасть в кукольный рай – то есть, в музей или антикварный магазин, Мария с Галиной и взялись обучать начинающих кукольников всем премудростям своего мастерства.
Жалко только, что галерея "На Бастионной" не очень-то подходящее для куклодельни место: пластиковая пыль сыпалась с наждачки на ковровое покрытие, брызги паперклея угрожали полотнам на стенах. К тому же трёх часов хватило только для беглого знакомствами с азами ремесла.
По-хорошему, утверждают матёрые кукольницы, надо проводить отдельный мастер-класс по изготовлению каркаса, отдельный мастер-класс по наращиванию куклам волос и ресниц и так далее… Для этого Марии с Галиной уже давно хочется создать в Пскове школу кукольного искусства с постоянно действующим кукольным музеем.
Это могла бы быть "творческая индустрия" как раз в русле только что утверждённой на федеральном уровне псковской туристической концепции. Для реализации их замысла профессиональным псковским кукольникам (а их у нас наберётся уже не менее двух десятков) необходимо только помещение.
Поэтому по окончании своего мастер-класса они просили своих новых учениц поднять этот вопрос на сайте губернатора. Ведь это уже не игрушки.
Ольга Миронович, Псковское агентство информации, фото автора с мастер-класса и выставки "Бал кукол".