Еврорегион или евротупик?

В последнее время тема создания еврорегиона - двухстороннего (Псковская область- Латвия) и трехстороннего (Псковская область-Латвия-Эстония) - весьма обсуждаема. Не проходит месяца, чтобы вопрос "Что такое Еврорегион?" не поднимался на каком-нибудь из семинаров. Справедливости ради надо заметить, что на этот счет существуют разные мнения.
В частности, лидер псковского "Яблока" Лев Шлосберг создание Еврорегиона на территории Псковской области называет огромной технологической ошибкой, которая может привести к созданию неадекватных структур, к принятию на работу неадекватных людей. Он резко против термина "Еврорегион" и считает, что более уместно говорить просто о приграничном сотрудничестве.
 
Лев Маркович, каково ваше мнение по поводу предпринимаемых сегодня попыток создания еврорегиона на основе приграничных муниципалитетов Псковской области, Латвии и Эстонии?
Дело заключается в том, что сам термин "Еврорегион" в России и на Западе воспринимается совершенно по-разному. Когда задумывалась идея еврорегиона, а она придумана, собственно, в Европе (Евросоюзе), все это были шлюзовые территории на границе между Евросоюзом и будущей страной Евросоюза. В этом была идея. Может быть, это в России не совсем поняли, но им понравилось слово, понравился термин. На самом деле, красиво звучит - вроде как мы еще не Европа, а у нас присутствует Еврорегион. Проблема заключается в том, что если страна готовится к вступлению в Евросоюз, то есть перечень четких формальных критериев - экономических, политических, институциональных, которые должны быть выполнены страной, вступающей в Евросоюз. И изначально, концептуально, Еврорегион - это та территория, когда страна или страны, вошедшие в Евросоюз, все сообщество стран Евросоюза оказывают помощь будущим члена Евросоюза в создании европейских институтов. Вот и весь Еврорегион. Россия не будет в ближайшее время вступать в ЕС. Этот вопрос не стоит практически в повестке дня. Об этом можно сожалеть, но можно сказать объективно, что как страна, как огромное государство с огромными ресурсами, которые не приведены в порядок, мы не готовы к вступлению в Евросоюз. И ЕС не готов принять такую страну как Россия.
 
Но ведь Еврорегион на границах с Россией нужен, в первую очередь, не нам. Он нужен эстонцам и латышам, которые действительно хотят вступать в ЕС и хотят получать от него дополнительное финансирование.
Я могу сказать совершенно точно, что на самом деле не обозначено точно терминологически, что должно существовать на границах ЕС с той страной, которая является самым большим и крупным соседом Евросоюза, но не будет вступать в Евросоюз. Может быть, не совсем точно было назвать это Еврорегионом, потому что если есть разные территории, где под одним и тем же именем реализуют разные программы - это не очень точно, люди начинают путаться. Мне показалось, что в действительности появилось объективное понимание того, что без выработки стратегии отношений ЕС-Россия развитие России невозможно. Я могу сказать, что сегодня ЕС становится самодостаточной экономической единицей. Это не означает, что он может прожить без России - мы главный сосед и без взаимодействия прожить невозможно. Но это для них внешний фактор. Он не имеет для них никакого решающего значения. Намного большее значение имеют США и отношения с США, поскольку - это главный экономический конкурент, хотя суммы экономик стран ЕС абсолютно сопоставимы с американской экономикой и это начинает играть уже роль в глобальном масштабе.
Что касается нас. В Европе признана в течение последних 10-15 лет одна очень важная концепция развития, которая по большому счету должна быть ключиком в развитии отношений с Россией. Европа стала Европой регионов. Европа построила реальные федеративные отношения. То есть распределение полномочий внутри страны между уровнем власти общенациональным, региональным и местным стало одним из векторов общей реформы развития. Идет резкий сдвиг ресурсов в сторону местного самоуправления и в сторону регионов. Вот если бы наше развитие в России совпадало с этим вектором, это была бы главная основа, на которой можно было бы организовывать сотрудничество. Потому что, в любом случае, воссоздание экономических связей, что является сутью европолитики, это связи по горизонтали. Но для этого ресурсы должны быть сопоставимы. Ресурсы муниципального образования в Латвии и Эстонии должны быть близки к ресурсам муниципального образования в России. И здесь мы начинаем проигрывать чудовищными темпами.
 
Почему же тогда эстонцы и латыши так стремятся с нами работать?
Во-первых, они начинают постепенно понимать, что стратегия внешней политики - это развитие, а не противостояние. Так или иначе границы будут признаны, так или иначе станет понятно, что страны перешли от обсуждения концепции противоречий к концепции сущности сотрудничества. Но возникает большая проблема. Что сегодня Россия предлагает для этого сотрудничества? Еврорегион - это сугубо политический проект. Если устанавливается совместимость политических систем одной страны с другой, подобно сообщающимся сосудам, то содержание этого проекта сразу же понятно. Известно, что должны быть, к примеру, построены 15 систем - из них в регионе есть пять, десять надо построить. Значит, внешние участники процесса помогают строить эти десять и развивать те пять, которые имеются. А у нас - несовместимость политических систем. Сегодня происходит, в том числе и в Псковской области, огромная путаница в терминах. Мы говорим о еврорегионе, который, по сути, таковым на сегодня не является. На самом деле нужно оставить в покое этот термин и говорить о концепции приграничного сотрудничества. Но данная концепция может быть только составной частью стратегии развития региона. На сегодня в Псковской области стратегии развития региона не существует даже в тезисах, а это планы на 20 лет. А концепция приграничного сотрудничества - это сектор. Условно говоря - пятая часть этой стратегии. И при отсутствии целого, о какой части может идти речь?
Пока есть предложение создать Еврорегион, а после создания будет и его насыщение конкретными проектами.
Сегодня Псковская область фактически заявляет о готовности создавать структуры. Но невозможно создание структур до определения существа политической деятельности. Существо не определено. Экспертные группы не работали. Достаточных исследований не проводилось. Проблемное поле до конца не прояснено. Элиты двух стран мало общаются между собой и трудно совместимы. У бизнеса огромное количество несовместимых противоречий, которые не урегулированы. В результате предлагается огромная надстройка - верхушка айсберга без базиса, без основы. В моем понимании, сейчас нужно было бы поставить на повестку дня один единственный вопрос - содержание приграничного сотрудничества. И на какое-то время, а может быть и навсегда, оставить в покое слово "Еврорегион", чтобы ни себя, ни эстонцев, ни латышей, ни Евросоюз не вводить в заблуждение. Есть очень яркий пример - Карелия. Они тоже назвались еврорегионом. Последующие исследования Петрозаводского университета совершенно четко показали - то, что названо еврорегионом, таковым не является. Это - модель приграничного сотрудничества. И чтобы никого не обманывать, нужно говорить именно об этом.
 
Неужели представители Латвии, Эстонии и Псковской области, употребляя термин "Создание еврорегиона", вводят себя в заблуждение?
Именно так. Они идут на замалчивание того факта, что содержание деятельности еврорегиона не прояснено. Это огромная технологическая ошибка, которая может привести к созданию неадекватных структур, к принятию на работу неадекватных людей. Потому что это же вопрос конкретных специалистов, сферы их компетенции, привлечения ими интеллектуальных ресурсов. Невозможно построить кабинет, не зная заранее, кто в нем будет работать. Невозможно приобрести компьютер, не зная для какой работы он будет использоваться, какое программное обеспечение ему будет нужно. Чтобы использовать компьютер в виде печатной машинки, достаточно второго Пентиума, а чтобы осуществлять крупные аналитические проекты, нужен тоже Пентиум, но уже пятого поколения. Поэтому отталкиваться нужно от идей, от концепции, от содержания, от стратегии. Это сегодня самое главное. И то, что сейчас политические власти взялись за форму до прояснения содержания - это означает то, что работы могут зайти в тупик. Мы можем оказаться не в еврорегионе, а евротупике.
По конституции России вопросы приграничного сотрудничества относятся к предметам совместного ведения федерального и местного уровня. Первое, что должна была сделать Псковская область - это стимулировать принятие на уровне правительства, на уровне парламента принципиальных решений о концепции приграничного сотрудничества. Многие регионы Северо-Запада уже давно оказались впереди нас. И когда все уже стартовали, Псковская область только начала просыпаться. Мы оказались поставлены перед фактом, когда до приближения к нашим границам Евросоюза осталось менее года. И в ситуации форс-мажора наши чиновники решили форсировать результаты при отсутствии всего предварительного этапа работы. Перепрыгнуть через ступеньки. А технология работы в Евросоюзе такова, что через ступени перепрыгивать нельзя. То есть сейчас нужно было принять волевое политическое решение отказаться от термина, означающего некую сверхпродвинутость и честно сказать: "Мы отстали. Мы находимся вот здесь". Давайте, наконец, начнем заниматься этой работой. А какие это будут структуры, сколько потребуется на аппарат управления, сколько метров квадратных доложен быть офис - это вопрос следующий.
 
Александр Захаров,
специально для Псковского агентства информации
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...